Соната для альта А. Головина

Такое предельно узкое название приходится давать этому сочинению от моего полного незнания в  целом творчества этого композитора. Можно для самообразования  открыть всемогущую Википедию, конечно, но это никак не будет означать, что я узнала больше.

Однажды в начале обучения на третьем курсе все той же консерватории, когда я уже была счастлива тем, что в квартире меня уже ждал щенок ньюфаундленда по кличке Арта, а потому мне и было уже, куда спешить после всех занятий. Так буквально с порога класса Ю.А.Башмет, почти не оборачиваясь, мне в руки сунул сонату для альта вот этого самого композитора А.Головина. Сам Башмет уже успел с ней выступить однажды. Поэтому формально она была свободна абсолютно. И ее уже можно было исполнять другим.

Я вцепилась в эти ноты. И понеслась учить это сочинение. Для удобства домашнего изучения текста, фортепианную партию тоже, не покладая рук, на рояле долбила моя мама.В квартире дым стоял от нашего старательного долбления нот на альте и на рояле. В той сонате примерно три страницы оказались реально довольно трудными. Там нагнетались страсти. И альт выполнял трюки. Надо было усердно сначала долго тянуть одну всего лишь ноту.И сразу в форте на крещендо постоянном, не снижая страсти. И потом буквально с этой ноты кидаться на пассаж огромный. И так несколько раз подряд. Так что накал эмоций  в сонате этой был обеспечен буквально с первого пассажа. А  таких там была не одна страница, а подряд две или три без перерыва. Соната вся уместилась в одной части. Поэтому композитор гордо назвал ее "A breve". Но в ней и этой части хватало  за глаза. Изучение той сонаты меня сильно захватило. И даже насквозь больная Арта меня мало отвлекала от долбежки нот в экстазе. От меня и мама не отставала. Она тоже свой текст долбила, когда с работы приходила.Тут уж у всех соседей в доме сомнений не осталось,что в квартире нашей музыканты проживают.

Незадолго до экзамена вдруг напрочь заболела концертмейстер в классе. И каждый кинулся искать себе пианистов на стороне. Я была под прикрытием  мамы, поэтому была спокойна за свои тылы, и пианистов не искала. Другим пришлось намного тяжелей. Удачно все сложилось у Люси Шубиной. Та обратилась за помощью к Алеше Гориболю, который школу закончил с контрабасом, а в консерватории уже снова считался  сразу и пианистом, и дирижером тоже. Ей помогал Алеша этот. Другим тоже, кто кого нашел. Я стояла в паре  с мамой, поэтому за поддержку на рояле  ничуть не опасалась.  Волноваться мне надо было только за саму себя.

Мы начали экзамен зимней сессии  третьего курса. Там загогулины в сонате  той есть уже и на первой странице тоже. Я их гордо проскочила на накале пафоса. И тут. Внезапно в класс с экзаменом заходит Т.А.Гайдамович, наш декан. Она неторопливо огляделась,что экзамен тут проходит точно в срок и по расписанию. И внезапно вдруг садится за стол комиссии, и меня начинает слушать уже не для галочки, а вполне всерьез. А там самые сложные страницы впереди.  Мы все это отыграли. И я  убежала в коридор. Потом и другие тоже сыграли, что смогли. Потом и экзамен тот подошел к концу. Потом педагоги все это обсудили. И всех позвали в класс узнать свои оценки.

Мне "пять" поставили на  том экзамене по главному предмету...

Летом того же года  Ю.А. Башмет устроил концерт своего класса в городе Горьком, как  тогда называли Нижний Новгород. Там я играла уже с самим М.Мунтяном. С ним никогда не надо было сомневаться, дотягивала ли я точно те трудные длинноты, или все же срывалась в пассажи чуть раньше. Он великолепно подхватывал в любой  позиции, не осложняя мое исполнение детальными подсчетами о пределах тактов. Там мы ту сонату с успехом отыграли. Только в зале почти и не было народа в этот день.

А спустя годы исполнения сонаты той стал настойчиво у меня просить ее исполнить у него в квартире на концерте для друзей мой  друг, В. Слободкин. Я долго отпиралась, как могла... Ведь мама уже стала сильно слепнуть, и мне тылы обеспечить не могла.
 
В итоге я запрягла в изучение той сонаты свою бессменную подругу-пианистку С. Федорову. Сколько она дома разбивала пальцы о клавиши, мне в деталях даже известно плохо.

Но пришел день, и мы исполнили сонату А.Головина на домашнем  концерте у В. Слободкина. Там снова собралась тьма народа, как бывало почти всегда, когда у  него происходил концерт.  Я думаю сама, что играли мв в итоге не слишком хорошо, хоть и старались очень. Но и сами мы никакого куража не ощутили абсолютно, Начали и закончили мы вместе. Это да...  А вот что там было в середине, я даже почему-то помню плохо. Но осталось такое впечатление  и у меня. Что это не слишком гениальная соната.

Прошло  тоже безумно много лет, прежде чем хозяин этого дома мне как-то не признался в частном разговоре. Что он вот слушал как-то вновь сонату  ту в
какой-то записи. И вдруг до него дошло, что это хорошая соната.

Значит это, что после моего исполнения он сам так вовсе не считал.


Рецензии
Какие же мы музыканты зависящие от обстоятельств люди. И как редко бываем довольны собой. Цельный рассказ.
У нас шла в театре опера Головина "Первая любовь" по Тургеневу. Когда за пультом был Колобов - музыка казалась гениальной. Когда потом встал Гусь - очень даже посредственной.

Маша, с Днём Победы тебя!

Анатолий Семкин 2   09.05.2022 17:26     Заявить о нарушении
Хорош Гусь
Просто спросил.

Сергей Воропанов   18.01.2024 18:19   Заявить о нарушении