День поминовения ушедших

Сегодня в православной религиозной традиции День поминовения ушедших. Это не то слово, которое употребляет церковь в названии этого праздника, но употребляемое (усопших) мне не созвучно, и потому я употребляю созвучное мне, ибо только в созвучии возможно подлинное переживание. Иначе никак.

В течение последних семнадцати лет я не могу в этот день приходить на могилы моих ушедших близких, ибо они остались в другой стране. Но, начав жить в Москве, я иногда в этот день просто приходила на Новодевичье или Ваганьковское кладбище, чтобы ощутить себя причастной этому Дню, и посещала там могилы людей, близких мне по духу или просто интересных, оставивших яркий след в русской истории и культуре. Таким образом, круг моих ушедших близких стал намного больше.

А еще я очень люблю посещать старинные московские храмы, вокруг которых расположены небольших кладбища. Там царит совершенно особая атмосфера. Там очень светло, и единство с ушедшими переживается там как-то особенно гармонично, причем, с ушедшими в ходе многих эпох, ведь кладбище – это еще и долгая память.

Да, кладбище – это светлейшее место. Это я осознала давно. И оно не про смерть. Оно про жизнь. Оно про жизнь вечную и бесконечную.

Как пройдет мой сегодняшний день, я пока не знаю. Но я знаю одно. Сегодня я опубликую свое новое стихотворение, которое пришло ко мне вчера, накануне этого Дня, и которое посвящено именно ему, этому Дню и его главному (для меня!) смыслу о вечной и бесконечной жизни. Все, кто захочет его прочитать, смогут найти его на моей авторской странице на Портале Stihi.ru по ссылке:

https://stihi.ru/2022/05/03/4461


Дорогие мои, я от всей души желаю вам всем провести этот День в полном согласии со собой, в единстве с душами ваших ушедших близких и в единстве с Господом, который своим прекрасным действием – Воскресением – возвестил и утвердил вечную и бесконечную жизнь.


Всех вам благ и всего самого светлого!


P.S. А на фото – Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (м. ВДНХ). Это как раз один из тех храмов, которые украшают собою старинные московские кладбища, и где я очень люблю бывать.


Рецензии