О величии и ничтожестве человека!

Други!

Вместо эпиграфа:

"Ничтожество образуется от неосознания сил, присущих человеку. Ничтожество заразительно, и оно существует целыми поколениями, оно умертвляет существо на пороге жизни. У ничтожества утверждено общее положение, при котором уничтожается личность и достижения человеческие. Явление строительства особенно противно ничтожеству. Конечно, Мир Огненный для ничтожества самое ужасное пугало". "Мир Огненный",часть 1.

Согласимся!Тема не из приятных и  очень давняя! Еще классики  её затрагивали: «Есть люди, которые, при всем своем ничтожестве, много о себе думают». А.Островский. «Вы вывели вашего мужа из ничтожества, приобрели себе обеспечение на старость лет». Чернышевский.«Для вас, быть может, он ничтожество, нуль». А.Чехов.
В Учении Живой Этики это понятие трактуется...неосознанием сил, присущих человеку- Творению Божиему! А в Православии речь уже о несколько ином!
Большое отступление.

"Человек состоит из тела, души и духа. Они взаимосвязаны друг с другом настолько тесно, что одно без другого не может существовать, так как вместе они образуют целостную, гармоничную личность.
Никто не станет отрицать, что человек состоит не только из тела, но и из духа. Ведь человек живет не только такими простыми потребностями как удовлетворение себя пищей, питьем, движением, отдыхом, жилищем, безопасностью. Но мы стремимся познать смысл жизни, жить по совести. А дух и тело связаны друг с другом душой, которая проявляет себя через мысли, чувства, желания.
Тело человека создано Богом из праха земного (Быт. 2, 7), и потому оно принадлежит земле: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3,19), – сказано первому человеку после его грехопадения.
Телесная жизнь человека практически ничем не отличается от жизни других живых существ. Человеку также необходимо удовлетворять свои основные, базовые потребности в безопасности, в еде, жилище, в продолжении рода.
Пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, –  обеспечивают человеку общение с внешним миром. Все устроено в человеке необыкновенно премудро и сложно.
Но тело человека само по себе представляет лишь некую мертвую машину. Чтобы человек ожил, начал свою живую деятельность, необходима душа. Душа дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом.
Душа действует через три разряда: мысли, чувства, желания.  Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией».
1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.
2. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно и неприятно.
3. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, но приводит в движение все члены тела. Душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью.
Тело и душа – это еще не весь человек, вернее сказать – неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно – дух, который часто выступает в роли судии и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Мостом, через который соединяются тело и дух являет душа. Дух в человеке проявляется в трех видах: страх Божий, совесть, жажда Бога.
Это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова. Это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с верой в Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Судии.
Все народы, на каких бы они ступенях развития ни находились, все имеют веру в Бога.
Дух проявляется в человеке через совесть. Голос совести указывает человеку, что угодно Богу, и что – нет. Но не только указывает, но так живо и настойчиво действует в человеке, что когда мы поступаем не по правде Божьей, то, как принято говорить, совесть буквально мучает нас и не дает покоя. А чистая совесть всегда дает человеку утешение. Совесть обличает нас в минуты неправды и утешает тогда, когда мы следуем закону Божьему.
Совесть есть наш внутренний судья – блюститель закона Божия.
И наконец последним, третьим источником проявления духа Божьего в человеке является «жажда Бога», как пишет Еп. Феофан. В человеческой природе заложено постоянное стремление к соединению с Богом. Это проявляется в постоянной человеческой неудовлетворенности. Какими бы земными благами мы не обладали, но не оставляет чувство всегдашнего недовольства. Эта ничем ненасытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному. И ничто земное не может утолить в человеке этой жажды. Поэтому дух человека мятется, пока не обретет полного удовлетворения в живом общении с Богом.
Через страх Божий, совесть и жажду Бога проявляется дух в человеке. Они и должны руководить человеком, всеми его делами, словами и начинаниями. Только через непрерывное общение с Богом, жизнью по воле Божьей, пребывание в любви Божьей возможно исполнение своего предназначения на земле и наследование жизни вечной".https://semyaivera.ru/
...Други!
По -моему,  любой человек, приобщившийся к Высшему, не может считать себя ...рабом божьим!Он- уже СЫН БОГА! И, значит, должен изживать из себя по капле раба! (см.Приложение).
Мой любимый писатель Антон Павлович Чехов сказал эту бессмертную фразу 133 года назад!

Вл.Назаров
*******************
Блеск и нищета внутреннего ничтожества

Встречали ли Вы людей, которые уверены, что достойны лучшего, однако ничегошеньки для этого самого лучшего не предпринимали. Ибо это лучшее должно было наступить для них, потому что ... оно должно было наступить. Откуда-то они это знали. Но лучшее не спешило им навстречу, по крайней мере, скорость не увеличивало и даже на горизонте не мелькало.
Один из признаков проблем с наличием "внутреннего ничтожества" - это имеющиеся желания максимального масштаба и окружающая реальность, в которой это Внутреннее Ничтожество получает минимум. Всего. То есть громадный разрыв между уровнем притязаний и реальным уровнем - первый признак внутреннего ничтожества. Практически все люди хотят большего, чем имеют, но Внутреннее Ничтожество хочет максимально много, при этом ничего не делая для реализации этого "хочу".
Признаки внутреннего ничтожества:

1. "Память прошлого", в которой хранятся события детства, в которых имеется чаще всего критикующий родитель, он же, при этом, опекающий. Причём, критикующий там, где необходима поддержка и опекающий там, где нужно бы получить свой опыт.Представьте себе, что ребёнка всё время ругают за то, что он делает неправильно, и не дают себе труда объяснить: а как делать-то правильно? В результате ребёнок предпочитает не делать ничего, но уверен, что "оно само придёт".
2. Родители умудряются передать ребёнку и семейные ценности в виде, например, убеждений: "Ты достоин лучшего!" "Пускай я не смог (ла), но ты достоин (-на) принца (принцессу).
3. Особенно меня умиляют отцы, которые считают, что их единственный возможный вклад в семью состоит в том, что они зарабатывают деньги в том или ином количестве, а всё остальное (включая воспитание) ложится на плечи жены. Как правило, жена, которая является "мастером на все руки" в такой семье (я имею в виду относительно средний достаток), везёт на себе и воз мужской ответственности, и часто грешит тем, что психологически кастрирует сыновей. То есть лишает их возможности конкурировать и завоёвывать.
4. Зачастую мамы, у которых неудачно сложилась личная жизнь, упорхнувшая в небытие вместе с их молодостью, "завещают" своим дочерям удачно выйти замуж, но вот как это сделать при всех неизменных переменных: низкой самооценке, неуверенности в себе и пр. - не говорят. Ибо сами не знают. И дочки, бывает, взращенные в противоречивых условиях "ты во всём виновата - ты достойна лучшего" считают своим долгом отложить прокормление себя на потом в надежде на встречу с прекрасным принцем. В результате ни принца, ни достойной материальной отдачи они не имеют. Но упорно жаждут получить.

Наличие Внутреннего Ничтожества очень легко узнать по:

неадекватно высокомерному поведению его носителя при малейшем, например, наличии власти в том или ином виде (думаю, все насмотрелись на некоторых представителей разных профессий, которые несколько ... превышают свои полномочия, не имея на то ни моральных ни профессиональных прав;
по опоре на мнение других и ожидании бурных оваций от всех встреченных (для этого подобные люди очень легко лгут: например, могут лгать, что их пригласили поработать в престижном месте или, что они похудели на сколько-то кг);
по перекладыванию ответственности на других, где только можно (а иногда и нельзя): в большинстве случаем наши чувства - в том числе и наша ответственность, удовлетворение наших потребностей - также наша ответственность, но такие люди зачастую делают вид, что им это неизвестно, и с легкостью перекладывают ответственность за свои эмоции и траты на чужие плечи;
по зависти, которые испытывают такие люди по отношению к более "успешным" людям: иногда зависть является причиной ненависти и не очень хороших поступков относительно тех, кому завидуют. И зависть часто вызвана эгоцентрическим убеждением, что, если другой человек что-то имеет, то он отнял это у нашего Внутреннего Ничтожества.
по постояннным попыткам конкурировать со всеми, до кого может дотянуться (двигаться Внутреннее Ничтожество может только из чувства соперничества и желания доказать, но чаще всего недолго;
и по отсутствию каких-либо телодвижений для решения собственных проблем и удовлетворения нужд (кроме, разумеется, покупки сигарет и чая);
по совершенно восхитительной оторванности от реальности. Например, не самая внешне привлекательная девушка, зарабатывающая очень маленькую сумму, может себя убедить, что она неописуемая красавица и представлять себя, например, занимающейся бизнесом, и верить в это, окутывая Внутреннее Ничтожество приятным меховым пухом.

Внутреннее Ничтожество всегда стремится обернуться в какую-нибудь яркую и блестящую обёртку, чтобы скрыть, что внутри обёртки неприятная гнилушка. Вся причина в том, что человек давно отвергает и считает Ничтожеством то, что является его частью, такой же, как рука или нога. И с той же степенью необходимости. За что отвергнутая часть, в самые важные моменты жизни человека и мстит ему, не давая реализовать свои способности, и позволяя только мечтать о самореализации. Вся трагедия Внутреннего Ничтожества в том, что оно Ничтожество до тех пор, пока человек так считает, и Прекрасная Часть, если он передумает.

Та же история, что и ожидания от человека: если, например, вести себя с женщиной. как с красавицей, то она ею и будет. Если принять своё Ничтожество как Нормальное, то оно таким и обернётся и воздаст сторицей. Может, принятие стоит того?
Наталия Браницкая
https://econet.ru/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
3 мая 2022 года.
***************
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фраза из письма Антона Чехова, которая очень поможет
достичь в жизни успеха ("изжить раба" - как писал Чехов)

Я глубоко убежден, что на подавляющее число сегодняшних проблем и вопросов, ответ уже был дан ранее. Причем сделано это было все так же по отношению к подобным проблема. Меняется время, но никогда не меняются потребности и желания людей.
Вопрос успешности своей жизни мучал людей всегда, но этого мало, важно еще понимать, что называть успехом. Многие классики затрагивали эту тему, однако самую точную мысль обронил именно Антон Павлович Чехов. Он сделал это ненамеренно, я бы даже сказал, просто случайно !
В одном письме, которое было адресовано журналисту и драматургу - Алексею Суворину - Антон Чехов и оставил одну замечательную мысль, которая, уверен, может помочь вам добиться в жизни успеха, при условии, что вы будете ей следовать и ее применять в жизни.
Письмо Чехова Суворину .
"Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...",

"Напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая" - вот это самая важная фраза, которая нам сегодня и нужна.
Выдавливать из себя раба - как же точно сказал Антон Чехов. Это как раз то самое, что можно назвать основой для любого успеха. Зачастую именно мнимы "кандалы" закрепощают нашу жизнь, делают нас рабами привычек, работы, обязанностей, а самое ужасное, рабами примитивных интересов.

Такое надо выдавливать из себя и в конечно счете вы увидите перед собой, как писал Антон Чехов, человека, поскольку "в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая". Посмотрите вокруг, сейчас эту фразу Чехова можно применить практически к каждому человеку. Но как только вы начнете жить, применяя ее к себе, то успех для вас станет лишь вопросом времени. Раб не может быть успешным, его надо изжить из себя
Я вас прошу не торопиться с комментариями и все хорошенько обдумать. Мысль не настолько проста, как вам кажется. Я знаю, что у меня довольно думающая аудитория, поэтому я с нетерпением буду ждать от вас тех самых примеров "рабства", которые Чехов призывает выдавливать.
https://zen.yandex.ru/


Рецензии