Городской пейзаж
Пейзаж Фёдора Яковлевича Алексеева "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794) как будто документально точный портрет Петербурга. Здесь всё достоверно и узнаваемо: и Петропавловская крепость, и строгие фасады дворцов на другом берегу Невы - на них можно пересчитать колонны, балконы, окна - так тщательно выписаны их все архитектурные детали. Но художнику важна не только эта достоверность, но облик города в его индивидуальной характеристике. В чётком ритме светлых фасадов дворцов, выстроившихся правильной шеренгой вдоль Невы и отражающихся в её прозрачных водах, раскрывается сдержанная, величаво-спокойная красота новой столицы, где всё подчинено строгому порядку и ясной гармонии. Порядок и гармония заключены и в самой композиции картины, построенной по законам классического искусства, где все элементы уравновешены. Выступающей слева на переднем плане тёмной стене крепости соответствует тёмное облако в верхней правой части. Эти два тёмных пятна обрамляют широкую панораму Невы и Дворцовой набережной. Линия набережной образует строгую горизонталь, расчленяющую плоскость картины, но эта горизонталь чуть нарушается лёгким перспективным сокращением зданий, что создаёт иллюзию уходящего вдаль пространства. Голубовато-зелёная цветовая гамма прекрасно выражает чистоту огромных просторов воды и неба, ясный холодноватый свет, прозрачность, свежесть, даже влажность воздуха, и мы сразу узнаём атмосферу северного города. Образ Петербурга воссоздаётся не только точным воспроизведением его строений, их строгими ритмами, но и цветовой характеристикой.
Прекрасный город на картине Алексеева, как подобает столице, полон жизни и энергии: на берегу люди заняты различными делами и работами, по реке снуют лодки, плывут галеры и плоты.
Целое столетие отделяет творчество Фёдора Алексеева от творчества Константина Алексеевича Коровина (1861 - 1939), большого мастера городского пейзажа. Пейзаж Коровина "Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908) - это тоже образ столичного города, но как далёк он от алексеевского Петербурга.
Коровин смотрит на город сверху - с балкона или мансарды дома. Париж простирается под ним. Вертикальный формат полотна даёт возможность художнику показать высоту домов, протяжённость бульвара и вместе с тем ограничить пространство, дать представление зрителю о тесной городской застройки.
Документальность, "портретность" деталей Коровина совершенно не интересует. Очень суммарно он пишет дома, которые определяют границы и направление улицы, перспективно сокращаясь и уходя вглубь картины. Их нельзя рассмотреть в частях, опознать, хотя в общих очертаниях они узнаются как типично парижские - с высокими крышами и мансардами (подобных не встретишь в других городах и странах). Главное для Коровина - общий облик и сама душа Парижа, его ритм и пульс - его жизнь, непохожая на жизнь других городов. Недаром художник изображает Париж ночью. Всегда многолюдный, запруженный транспортом, он ещё больше оживает с наступлением темноты. В вечерние и ночные часы даже будничных дней Париж кажется праздничным, нарядным в сиянии фонарей, в огнях кафе, витрин магазинов. Атмосферу Парижа Коровин уловил и передал очень остро.
Художник пишет широко, свободно, нанося на холст краску плотными большими мазками быстрыми движениями кисти. На тёмные краски он накладывает светлые, отчего сами краски будто приходят в движение и заставляют жить, шелестеть и трепетать тёмную густую листву каштанов, мерцать разноцветные огоньки, двигаться экипажи и маленькие фигурки людей. Написанные обобщённо, без чётких контуров и границ, отдельные элементы картины объединяются тёплой коричнево-золотистой цветовой гаммой, оживлённой вкрапливающимися в неё яркими цветами огней, и сплетаются в живописный хор, наполняющий пейзаж не только движением, но и звуками. Глядя на картину Коровина, мы не только видим ночной Париж, но как будто слышим его шум. Это ощущение большого, живущего полной жизнью города достигнуто живописцем только цветовыми отношениями. Кажется, что Коровин не провёл на холсте ни одной линии, но зато с небывалой щедростью бросал на него краски, густые и сочные, становящиеся подвижными, объёмными, загорающиеся светом, оживающие под его волшебной кистью.
И ещё один городской пейзаж, ещё один образ столицы - образ новой, советской Москвы в картине художника Юрия Ивановича Пименова (1903 - 1977)"Новая Москва" - написанная в 1937 году. Название полотна полностью выражает его содержание. Перед нами предстаёт Москва такой, какой она была в 30-е годы, когда превращалась в город с широкими улицами и площадями, оживлёнными современными видами транспорта. В картине Пименова легко узнаётся центр столицы - Охотный ряд со зданиями Государственной Думы, а в те годы Госплана СССР, гостиницы "Москва", Дома Союзов. Но не только эта "портретность" создаёт образ современной Москвы, сколько бодрый, стремительный ритм жизни её улиц.
Если Алексеев наблюдал Петербург, его Дворцовую набережную, несколько издалека, стоя на другом берегу реки, а Коровин видел жизнь одной из оживлённых улиц Парижа сверху, находясь в одном из его домов, то Пименов вышел прямо на середину широкой магистрали и увлёк за собой зрителя. Он прибегнул к своеобразному композиционному решению картины: на первом плане он поместил наполовину срезанную рамой открытую машину, за рулём которой сидит спиной к зрителю женщина. Художник, а вместе с ним и зритель, смотрящий на картину, ощущает себя пассажиром, мчащимся вместе с женщиной-водителем по Охотному ряду. При быстром движении глаз лишь бегло фиксирует проносящиеся мимо дома, прохожих, которые воспринимаются нечётко, расплывчато. Живописец, как бы вводя зрителя в уличное движение, даёт ему почувствовать стремительный ритм жизни большого современного города.
Фигура женщины не только композиционный элемент, вводящий зрителя в картину, это образ москвички, который так естественно сливается с образом Москвы 30-х годов. Мы не видим её лица, но по всему её облику узнаём женщину именно этих лет.
Москва у Пименова светлая, весенне-праздничная. Праздничность не только в красных транспарантах и развевающихся флагах, но и в цветах гвоздики на ветровом стекле машины, и в нарядном платье женщины, и во всём светлом, лёгком колорите. Образ новой Москвы в картине Пименова созвучен образу столицы, воспетой поэтами и композиторами 30-х годов. "Новая Москва" соединила в себе два вида живописи - городской пейзаж и жанровую картину.
(На фото - картина Пименова "Новая Москва").
Свидетельство о публикации №222050401051