Мариупольские землянки

  Первая четверть прошлого века была самым бурным временем в истории города Омска, города моего детства и юности. Омск никогда не подвергался разрушениям, на него не посягали ни природные катаклизмы, ни воинства. Местные градоначальники и архитекторы успешно строили и перестраивали город по своему разумению. Пассионарии, крамольники, преступники в городе бывали «проездом». Народная топонимика помечала разные места в городе разными историческими впечатлениями. Восточнее центра города было место, поименованное Мариупольскими землянками. Никаких землянок я там не застал, но имя в памяти сохранилось. Знать, силен был в двадцатые годы голод в Мариуполе, что бежали от него жители сквозь гражданскую войну в Сибирь.
  В начале этого века мне довелось поселиться в Таганроге, часто бывать в приазовских местечках  вдоль Мариупольского шоссе и, конечно, в самом Мариуполе, самом крупном городе на Азовском море. В последний приезд вышло приключение. Притаившийся в тени платана молодой задорный украинский полицейский оштрафовал меня за курение в неположенном месте  и отказался брать штраф в рублях, требуя гривны. Гривен не было и штраф не состоялся. В другой раз, - махнул рукой парень. Загадочная украинская душа!
  Другого раза не случилось – началась война.   Кто ее только не разжигал! Лимоновцы бросились устанавливать народные республики, бандит Саша Билый буянил на Майдане. Лимонов тихо умер, Сашу Билого убили в кабаке. Инициативу «политических активистов» погасили. Готовую беду прибрало к рукам Государство.
  От войны я уехал на Урал. Я страдаю за знакомого врача в Харькове, за знакомого пожарного в Одессе, за того полицейского.
Другого раза не будет, и Мариуполя уже нет.
Говорят, что людей, среди которых я сейчас нахожусь, ждет большое горе. Этого горя я с ними не разделю. Зла я им не желаю, выздоравливать они будут долго. У меня другой путь.
04.05.22


Рецензии