Движение природы в пейзажах Васильева и Нисского

  Хотя в основе всех лирических пейзажей лежит эмоциональное восприятие художником природы, её красота и умиротворение - русского живописца Фёдора Александровича Васильева (1850 - 1873) привлекла природа не в состоянии покоя и неги, а в те моменты, когда в ней всё изменчиво, напряженно: надвигается буря, бушует ветер или после только что пронесшейся грозы и ливня начинает проясняться, свет борется с тьмой, а шум сменяется тишиной.Его волновала "драматическая" жизнь природы. В его пейзаже "Перед дождём" (1870) всё в движении. Грозовые тёмно-сизые тучи, несущие в себе тяжёлую влагу, готовые вот-вот пролиться дождём, закрыли всё небо; гонимые ветром, они наплывают друг на друга. Вырывающийся из-за туч солнечный свет выхватывает из тьмы и резко высветляет луг, отдельные кусты, зажигает кроны деревьев ярко-оранжевым тревожным пламенем. Сильные порывы ветра клонят огромные деревья, размётывают кусты, вспенивают воду в маленькой речушке.Она бурлит под утлым мостиком, по которому спешат, спасаясь от стремительно надвигающейся грозы, женщины.
  В природе идёт борьба, и обычный неказистый сельский вид становится величественным. Бурное движение, в котором находятся все элементы композиции, контрасты света и тени, контрасты цвета, тревожат, волнуют. По силе эмоций, по накалу чувств пейзаж Васильева романтичен.
  Пейзажист может передать не только состояние природы, выразить через природу не только своё настроение, но и дух своей эпохи.
  В пейзаже художника Георгия Григорьевича Нисского (1903 - 1987) "На взморье". написанного в 1946 году, всё полно движения: плывут тучи, волнуется море, вздымая волны, по волнам летит яхта, сильный ветер кренит её, надувает паруса, и люди, управляющие яхтой, смело вступают в единоборство со стихией.
  Воспеваемые Нисским отвага, дерзновение, романтика, влекущие человека в беспредельные морские дали, как нельзя лучше отражали напряжённую, бурную жизнь нашей страны, восстанавливающей разрушенное войной народное хозяйство, когда вновь мореплаватели разведывали новые водные пути, исследователи открывали новые земли. И этого художник достиг не столько изображением конкретных примет времени, сколько художественно-образным построением картины - светлым колоритом, в котором значительное место отведено белому цвету, смелой динамичной композицией: срезанная рамой яхта на переднем плане, в центре парус, решительной диагональю пересекающий высокое небо и морскую даль.

(На фото картина Васильева "Перед дождём").


Рецензии