Опыт мониторинга ТС МПН
Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины МО РФ, ФГУП Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт, Москва
В современных условиях мониторинг во всех областях деятельности человека становится насущной необходимостью и эффективным инструментом в решении самых сложных проблем. Громадное значение организация систем мониторинга имеет для медицины, и, прежде всего, для медицины профилактической.
Однако необходимо совершенно четко представлять, что мониторинг не самоцель, а составная часть более глобальной задачи - прогнозирования направлений дальнейшего развития профилактической медицины (ПМ), планирования, разработки и принятия управленческих решений, в том числе и развития технических средств медико-профилактического назначения (ТС МПН).
Опыт экономически развитых государств (ЭРГ) показывает, что именно благодаря прогнозированию и планированию, основой которых был многофакторный мониторинг, были достигнуты значительные успехи в области здравоохранения. Поэтому мониторинг и прогнозирование должны, прежде всего, базироваться на изучении богатейшего опыта работы в этой области органов здравоохранения ЭРГ. В этих странах прогнозирование в здравоохранении получило широкое распространение в послевоенные годы.
Анализируя положение в здравоохранении конца 60-х - начала 70-х годов G. Rosch указывал, что мониторинг и прогнозирование становятся все более насущными в связи с расширением объемов медицинской помощи, усложнением форм ее оказания и постоянным ростом расходов на здравоохранение (Rosch G., 1973).
Огромную роль в деле совершенствования мониторинга, прогнозирования и планирования в медицине сыграла в свое время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Комитетом экспертов ВОЗ было предложено такое определение: «Планирование служб здравоохранения означает подробное и обдуманное истолкование и правильное развитие этих служб в соответствии с современными знаниями и опытом для удовлетворения потребностей нации в здравоохранении в соответствии с ее ресурсами» (Серия технических докладов ВОЗ, 1961). При этом подчеркивалось, что «... в содержание понятия службы здравоохранения вложен самый широкий смысл, включая все виды индивидуального и общественного обслуживания по охране и укреплению здоровья населения, а также все виды лечебной И оздоровительной медицинской помощи».
Целью прогнозирования и планирования, путем «постановки конкретных задач», является определение потребности в медицинском обслуживании и путей их удовлетворения при имеющихся ресурсах в настоящее время и в будущем. Совершенно справедливо указывал R. Browning, что планирование будет только тогда успешным, когда будет умело проанализирована добросовестно собранная точная и достоверная информация (Browning R.H., 1974).
Одной из главных задач планирования является установление приоритетов и направлений развития тех или иных процессов (в т.ч. развития ТС), а установить их возможно только при постоянном отслеживании тенденций, их анализе и прогнозировании.
Опыт ЭРГ доказывает, что там, где методология мониторинга и прогноза использовалась в полной мере, успехи были налицо. При этом важно подчеркнуть, что оправдала себя стратегия создания крупных специализированных учреждений и институтов, которые занимались только мониторингом и прогнозированием (REND Corporation, System Development Corporation, Гудзоновский институт. Британский международный институт стратегических исследований, Японская Ассоциация по обработке информации и другие).
Подобные учреждения, с задачей мониторинга и прогнозирования в сфере здравоохранения, были созданы в ЭРГ еще в 50 - 60-х годах прошлого века. В Англии - это Национальный институт планирования и рационализации здравоохранения и социального обслуживания (SRRY), в Швеции - специализированная организация Running Prognosis (RuPro).
Ярким примером недооценки задач мониторинга и проблем прогнозирования в сфере здравоохранения явился кризис отрасли в США в 60-х годах (Terris M., 1973). Проблема была настолько острой, что нашла свое отражение в послании Конгрессу в 1969 году бывшего тогда президентом США Р. Никсона, в котором он наметил ряд мероприятий по выводу из кризиса здравоохранения. Большое значение для выхода из кризиса имело внедрение в практику здравоохранения мониторинга, прогнозирования и планирования. В 1966 году был даже принят закон PL 89-749 о всестороннем планировании в здравоохранении, в 1968 году была создана Национальная Ассоциация по планированию, как орган Федерального правительства, а в 1971 году - Американская Ассоциация всестороннего планирования здравоохранения (American Association for Comprehensive Health Planing).
В настоящее время во всем мире уже четко сложилось понимание необходимости мониторинга, прогнозирования и планирования в здравоохранении. Причем прогноз коренным образом отличается от предсказаний, которые основаны на эмпирическом, основанном на чисто логических выводах, знании. Предсказания - это недостаточно квалифицированное высказывание о будущем. В отличие от предсказаний, любой прогноз базируется на достижениях науки прогностики.
Прогноз - это результат тщательной научной переработки информации, накопленной и созданной человечеством в процессе исторического развития, с целью получения информации о будущем.
В сфере медицины прогноз может быть применен для прогнозирования направлений, тенденций и скорости технического прогресса, развития медицинской науки, медико-демографических, экономических показателей и санитарно-эпидемиологического состояния. Прогнозы могут быть временные (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), пространственные (территориальные), комплексные и функциональные. В то же время прогноз не рассматривается как директива, а это, прежде всего, научно обоснованная гипотеза наиболее вероятного развития явлений в будущем. При этом прогноз - основной механизм противодействия волюнтаризму и некомпетентности при планировании и осуществлении мероприятий по разработке программ развития ТС МПН.
В качестве положительного примера эффективного использования прогноза развития ТС в медицине можно привести опыт Японии. Японская Ассоциация по обработке информации на основе собранных данных составила перспективный план для Информационного общества Японии на период до 2000 года, в котором система оказания медицинской помощи рассматривалась как наиболее важная из социальных систем. По важности она стояла на одном уровне с системой транспорта страны. Наиболее важными компонентами были признаны четыре направления: профилактика заболеваний у взрослых, автоматизация работы органов здравоохранения; использование телевидения и других ТС в медицине; создание общенациональной медицинской информационной системы (МИС), главной задачей которой было осуществление мониторинга за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания.
Прогноз использования ЭВМ и медицинской техники в медицине был выполнен Ассоциацией электронной промышленности Японии в 70-е годы. По результатам мониторинга данных и их анализа японские специалисты пришли к выводу, что развитие японской электронно-вычислительной техники и ее использование в медицине значительно отстает от темпов освоения и внедрения этой техники в США. На момент проведения исследования в учреждениях здравоохранения США насчитывалось более 1000 компьютеров, при общей стоимости около 1 млрд. долл., в это время в больницах Японии, по данным Ассоциации Японской электронной промышленности, функционировало всего 105 ЭВМ.
Для преодоления отставания был разработан прогноз использования ЭВМ в медицине и прогноз создания медицинских автоматизированных систем. В прогнозах указывалось, что научные исследования и внедрение МИС на уровне подсистем будут закончены к концу 70-х годов, в 80-х годах начнется внедрение МИС в общенациональном масштабе, в 90-х годах она охватит всю страну.
Японские специалисты в то время считали, что к 1990-2000 г.г. разница в уровне развития ЭВМ и внедрения их в медицине будет преодолена. Как видим, их прогнозы были взвешенными и весьма осторожными. Необходимо отметить, что по ряду позиций сроки - разработки и внедрения были гораздо короче, чем планировалось, а по темпам развития ЭВМ и их внедрению в практику здравоохранения Япония опередила США уже к началу 90-х годов.
Таким образом, хорошо организованный мониторинг и грамотно выполненный прогноз позволил Японии выйти в мировые лидеры по разработке и использованию ЭВМ в медицине, по созданию автоматизированных систем мониторинга и управления, самых передовых ТС МПН, создать мощную государственную систему профилактической медицины.
На наш взгляд, для военной профилактической медицины ВС РФ чрезвычайно актуально использовать имеющийся опыт ЭРГ для мониторинга и прогнозирования развития ТС МПН, что крайне важно в условиях значительного отставания от передовых разработок технического уровня имеющихся на снабжении СЭУ образцов ТС.
Источник: Современные проблемы военной профилактической медицины, пути их решения и перспективы развития. Второй съезд врачей медико-профилактического профиля ВС РФ. Санкт-Петербург, 15-17 ноября 2006 г. Труды съезда. // Вестник Российской Военно-медицинской академии (Приложение). - № 1 (15). – 2006. - С. 297-299.
Свидетельство о публикации №222050400132