Поиски не напрасны

       Моя  свекровь, Валентина Сергеевна, будучи ребенком,  потерялась на вокзале.  Ей в то время  было лет пять. Это  было  в Казахстане где-то  в 1931-1932 годах.  Воспитывалась она в детском доме. Из своего детства она помнила только то, что мама у нее умерла,  отца звали Сергей, а  ее фамилия Сорокина.  И как любой ребенок,  она очень хотела найти своего отца. После войны, где-то в конце 1945 года  ей посчастливилось разыскать  не только его, но и  брата. Они рассказали ей, что у нее еще был брат Иван, который погиб в годы Великой Отечественной Войны.  Жаль, что я с Валентиной Сергеевной на эту тему никогда не говорила. Мы вообще не касались в разговорах ее прошлого. Может потому, что жили далеко друг от друга, виделись редко, а если и приезжали на несколько дней, то разговоры были больше  на житейские темы. А вот когда ее не стало,   муж  рассказал мне, что  он не знает, где погиб и похоронен Иван.  Просматривая старые фото мужа, я наткнулась на коллективную фотографию. Сделана она была в конце пятидесятых годов.  Вот тогда я узнала, что муж, будучи ребенком, вместе с родителями был в гостях у дедушки Сергея, отца мамы, в селе Ириновка. Я не знала, где находится эта Ириновка, да честно говоря, даже и не спрашивала. Мы все, увы,  откладываем на потом.

     Через несколько лет, когда у нас дома появился ноутбук и  возможность выхода в интернет, мы  с мужем пытались найти погибшего Ивана.  Но, не зная года и места рождения, сделать это было практически невозможно. Так случилось, что муж тоже ушел в вечность...  Он очень хотел найти хоть какую-нибудь информацию о своем погибшем дяде.

     В жизни ничего не бывает просто так.  Свекровь в послений наш приезд рассказала мне, что у нее есть  еще сводная сестра по отцу, которая живет в Казахстане и дала мне ее адрес. Я  мужу об этом рассказала, но на тот момент СССР уже не существовало,  и родственные связи были потеряны. После смерти мужа, просматривая  свою старую записную книжку, случайно наткнувшись на  этот адрес, я поделилась этой информацией со Светланой,  его сестрой. Она поведала мне, что  отец моей свекрови  тоже жил  в Казахстане. Он был  переселенцем из Украины. Это была для меня очень важная информация, которая могла помочь размотать  клубок неизвестности. Зайдя на сайт "Память народа.ру",  я начала поиски  со списка тех,  кто погиб в годы ВОВ и был призван из Казахстана. К моему удивлению, я обнаружила сразу двоих  Сорокиных Ивана Сергеевича 1916 года рождения. Я  была больше чем уверена, что речь шла об одном и том же человеке. Как всегда все решает человеческий фактор.  Один Иван  погиб 24.08.1943г., а другой Иван - 26.08.1943г. Оба служили в 323-й стрелковой дивизии, оба призывались  Семипалатинским УВК, Сталинского района Семипалатинской области  Казахстана. Оба Ивана жили  в Акмолинской области  Урджарского района  Аксаковского сельсовета.  Полученная информация меня очень обрадовала.  Я понимала, что нахожусь на правильном пути, но  чувствовала, что не хватает  какого-то связующего звена, чтобы быть уверенной, что я не ошибаюсь, что я не принимаю на веру желаемое за действительное, что я нашла именно нашего Ивана. Я решила посмотреть боевой путь  323-й стрелковой дивизии в августе 1943 года  и наткнулась на два списка невосполнимых потерь личного состава. То, что я нашла родного брата Валентины Сергеевны, я была уже  уверена на все сто процентов.  Первый список, составленный  с 09 по 29  августа 1943г. указывал, что место  рождения Сорокина Ивана Сергеевича это Казахская ССР, Акмолинская область, Сталинский район, село Кривоозерье. Его должность - пулеметчик первой роты, беспартийный, красноармеец, призван Семипалатинским  ОВК Семипалатинской области Казахской ССР. Погиб 26.08.1943г.  и похоронен в поселке Воскресенский Карачевского района Орловской (ныне Брянской) области.
Похоронное письмо было отправлено жене Сорокиной Евдокии Евдокимовне, проживавшей по адресу Казахская ССР, Акмолинская область, Урджарский район, Аксаковский сельсовет.  Он служил   в 1090-м  стрелковом полку  323-й стрелковой дивизии.

      Во втором списке невосполнимых потерь  личного состава с 29 августа по 09 сентября 1943г.  место рождения указано тоже, только село называется Кривозерное и это правильное название. Его  должность - наводчик  3-й пульроты 3-го стрелкового батальона, беспартийный, красноармеец, служил в 1090-м стрелковом полку 323-й  стрелковой дивизии, погиб 24.08.1943г., похоронен  в поселке Воскресенский Карачевского района Орловской области. Похоронка отправлена жене Сорокиной Евдокии Евдокимовне по адресу Казахская ССР,  Акмолинская область, Урджарский район, Аксаковский сельсовет, с. Ириновка. Когда я увидела название села, то сомнений вообще больше не осталось, ведь я уже знала, что  отец  моей свекрови жил в селе Ириновка. Оба этих списка  быди подписаны  начальником штаба капитаном Гордиенко. Я считаю, что точная дата смерти  26.08.1943г., так  как запись делалась по горячим следам. А вся остальная,  более  точная информация  о должности, месте рождения  указана во втором донесении, так как у  начальника штаба было больше времени уточнить соответствующую  информацию.  И опять-таки, человеческий фактор, описка. Из-за  ошибки в дате гибели, оба Сорокиных Ивана Сергеевича числись в списках погибших в годы Великой Отечественной войны.

      Как  только я  нашла первую информацию о погибшем  Иване, эмоции настолько переполнили меня, что я просто расплакалась. Этой же ночью  мне приснился мой муж. Он шел по коридору нашего дома, вокруг было светло, как будто в гости заглянуло солнце. Он шел в своей парадной форме морского офицера и с  улыбкой заглянул в комнату. А я  сижу  за ноутбуком и как будто,  только что нашла в интернете его дядю. Я мужу очень обрадовалась!  Я не знаю, есть ли связь с потусторонним миром, но если есть, то муж пришел меня поблагодарить за поиски, которые увенчались успехом.  Вот  сейчас пишу, а у самой ком  подступает  к горлу, и  наворачиваются слезы.

      Моя свекровь не росла вместе с братьями. Возможно, она  и  не была даже  знакома  с женою Ивана. Ведь та получила похоронку на мужа, где  были указаны дата гибели и место захоронения. Может ей, и рассказывали, но за давностью лет она забыла эту информацию.  По крайней мере, в семье моей свекрови, ее дети об этом ничего не знали.
 
      В поселке  Воскресенский Карачевского района Брянской области нет увековеченных воинских захоронений.  На форумах я нашла информацию, что рядом с  железнодорожной станцией  поселка Мылинка Карачевского района Брянской области есть воинское захоронение, братская могила, где перезахоронены 82 человека, безымянных нет. Так же сообщалось, что из  окрестных мест туда перевозились и перезахоранивались  останки  бойцов, найденных поисковыми отрядами, погибших во время ВОВ,  в том числе и из поселка Воскресенский. Я нашла паспорт этого захоронения. Выяснилось, что из десяти человек, указанных во втором списке невосполнимых потерь личного состава, о котором я упоминала ранее,  пять человек перезахоронены в этой братской могиле.  Я обратилась к Военкому города Карачев за помощью. Мы несколько раз с ним перезванивались. Я поделилась с ним,  полученной мною информацией.   Козельцев  Юрий Валентинович, военком города Карачев, рассказал, что там перезахоронено больше людей, чем указано в паспорте. Я думаю, что если там перезахоронили пятерых бойцов из этого  второго списка невосполнимых потерь,  которые погибли примерно в одно и то же время, то и наш  Иван  тоже покоится в этой братской могиле.  Военком сказал, что ему неизвестно, есть ли еще захоронения в поселке Воскресенский. Он также добавил,  что будут переделывать памятную табличку с указанием всех найденных  погибших воинов, а также делать изменения в паспорте захоронения.
 
      Меня заинтересовал список перезахороненных бойцов в поселке Мылинка. Почти у половины не был известен год рождения. Получив опыт поиска данных, я решила этим заняться.  Удалось найти не только годы их рождения, в каких частях служили, были членами ВЛКСМ, партийными или беспартийными, как воевали, какую должность занимали, но и узнать, как они погибли. Есть среди них награжденные орденами и медалями, а давали их очень редко. Например, я находила представление на орден, а бойцу давали  медаль.  У  некоторых бойцов были  ошибки не только в именах и фамилиях, но даже  в  датах смерти. Ведь многие искали, как и  я, своих погибших родственников, но из-за чьей-то невнимательности, не могли найти их  места  перезахоронения.  Всю эту информацию я отправила Военкому  города Карачева.  Конечно, пришлось посидеть ни один день в интернете,  но это того стоило.  Поиски были в 2019-2020 годах. К  этому времени были рассекречены  многие архивные документы и  эта информация опубликовывалась на сайтах "Память народа.ру" и "Подвиг народа.ру".

      Во всех российских  школах проходят уроки мужества, в том числе и в школах Брянщины. Дети должны знать о тех, кто погиб, защищая их ценою собственной жизни. Погибшие за Родину, не должны быть обезличены. В их памяти останется и  красноармеец Сорокин Иван Сергеевич! Он ушел в вечность в возрасте 27 лет...

     323-я стрелковая дивизия была сформирована в августе-сентябре 1941 года на станции Тригуляй и состояла в основном из жителей Тамбова. 21.10.1941 года Ставкой Верховного Главнокомандования была дана директива о формировании к 02.12.1941г. 10-й резервной армии с непосредственным подчинением Ставке.  В состав этой резервной армии  входила и 323-я стрелковая дивизия. 02.12.1941 года 10 армия вышла на западный фронт и стала действующей армией. Я не буду описывать полный боевой путь 323-й стрелковой дивизии (СД).  Она принимала участие в битве за Москву.  После тяжелых, кровопролитных боев к началу 1942 года в составе стрелковых полков(СП) 323-й СД  насчитывалось: в 1086-м  СП - 29 человек, в 1088-м СП - 44 человека, в 1090-м  СП - 64 бойца. Всего 137 человек, это меньше чем две роты. Ориентировочно в стрелковом полку должно быть примерно 2500 человек.  Цифры погибших просто ужасают.   Ими были освобождены  города Епифань, Думиничи, Людиново, Киров, Брянск. За форсирование реки Десны и за освобождение Брянска 17.09.1943г. 323-й СД присвоено наименование "Брянская", а 17 сентября стал днем города Брянска. Эта дивизия освобождала Белоруссию, Польшу, Германию.  К  пятидесятипятилетию  победы в годы ВОВ на станции Тригуляй  увековечено название Краснознаменной Брянской ордена Суворова второй степени 323-й стрелковой  дивизии. К сожалению, нашему Ивану  не довелось дойти до Берлина и оставить свою подпись на здании Рейхстага.
 
     Решив рассказать о своих поисках, я  опять  зашла  на сайт "Подвиг народа.ру" и увидела, что инфоромация, которую я передала военкому  города Карачев, была учтена. Теперь в "Книге Памяти" числится только один Сорокин Иван Сергеевич  1916 года рождения, правда, дата смерти указана  24.08.1943. Я опять общалась с Юрием Валентиновичем. На  данный момент  он уже не является Военкомом города  Карачева, но он сообщил мне, что начатое дело доведет до конца, и будет держать меня в курсе. Он рассказал, что до 2025 года планируется реставрировать все памятники на братских могилах Карачева.  Будут сделаны  исправления в паспортах захоронений с учетом полученной  дополнительной информации. Также будут переделаны памятные таблички на памятниках, с указанием всех  бойцов, найденных и  перезахороненных в братских  могилах. Мне бы  не  хотелось  забегать вперед,  но я думаю, вернее, я почти уверена, что на памятной табличке будет  и имя Сорокина Ивана Сергеевича. Жаль, что ни Валентина  Сергеевна с мужем, ни их  дети Саша, Володя, Сережа, которых тоже, увы,  уже нет,  не узнали, где и когда  погиб их близкий родственник, где он  похоронен.

       Даже не верится, что на 77-м году   после окончания Великой Отечественной Войны и на 79-м  году  с момента гибели Ивана, точка  в этой истории  еще не поставлена. Но самое главное, что благодаря рассекреченным материалам МО РФ на 75-м году после окончания войны,  мне  удалось его найти. Я не знаю, были ли у него дети, но у  него есть двоюродные внуки и правнуки, которые всегда будут его помнить и поминать!  Ведь за свободу нашей Родины  он  отдал самое дорогое, что у него было, это свою жизнь! ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!!!  ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПАВШИМ ГЕРОЯМ!!!



На фото  братская могила  павшим героям в годы ВОВ в поселке Мылинка Карачевского района Брянской области.


         


Рецензии