Эволюция пушкинского отношения к женщине

В отношении к женщине А.С. Пушкин переживает четыре периода, отразившиеся в его творчестве.

1. Первый период романтический, идеализирующий женщину "как гений чистой красоты":

       Где та была, которой очи,
       Как небо, улыбались мне?
       Вся жизнь, одна ли, две ли ночи?

2. Второй период реалистичный, когда мужчина часто прибегает к обману и самообману.

       Чем меньше женщину мы любим,
       Тем легче нравимся мы ей
       И тем ее вернее губим
       Средь обольстительных сетей.

       Ах, обмануть меня не трудно!..
       Я сам обманываться рад!

Прибегает же он к обману, потому что правда видится ему как и Онегину ещё более трагичной, чем ложь:

       Супружество нам будет мукой.
       Я, сколько ни любил бы вас,
       Привыкнув, разлюблю тотчас;
       Начнете плакать: ваши слезы
       Не тронут сердца моего,
       А будут лишь бесить его.
       Судите ж вы, какие розы
       Нам заготовит Гименей
       И, может быть, на много дней.

3. Третий период - критичного подхода к женщине ярче всего раскрывается у Пушкина после его  женитьбы причём в сказочном жанре.

В этот период женщина воспринимается поэтом

- либо роковой соблазнительницей, от которой мужчины теряют разум и гибнут (Шамаханская царица);
 
- либо воплощением коварства и интриганства (сватья баба Бабариха);

- либо воплощением ненасытной жажды обогащения, почёта и власти (старуха  из «Сказки о рыбаке и рыбке»):

       Не хочу быть черной крестьянкой,
       Хочу быть столбовою дворянкой.

(Царица и Царевна-Лебедь является счастливыми исключениями, вероятно потому, что  «Сказке о царе Салтане» была написана в медовый месяц Пушкина.)


4. Четвёртый период отличается критичным отношением к себе, а не к женщине:

      "Поделом тебе, старый невежа!
       Впредь тебе, невежа, наука:
       Не садися не в свои сани!"

Последний период самый мудрый, выкристаллизовавшийся из богатого опыта совершённых ошибок.

Интересно, что каждый новый период не исключал властного вторжения предыдущих. Так, например, в «Сказке о царе Салтане» первое место занимает  романтично-идеализированный образ царевны-Лебеди.

(Это моё субъективное восприятие, не претендующее на объективность литературоведческого исследования. Возможно я ошибаюсь.)


Рецензии
Владислав, особой эволюции не уловил, да и была ли она.
Пушкин так и остался озабоченным, хотя и говорил, что уже перебесился.
И молод ещё был и африканец к тому же
Толстой перебесился только в глубокой старости
с интересом и уважением

Владимир Зуев 6   07.05.2023 10:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир.

Да, конечно, в этом размышлении представлена лишь гипотеза. Название требует уточнения:

"Эволюция пушкинского отношения к женщине, отразившаяся в его творчестве" Но слишком длинно: не умещается в размеры заголовка.

Насчёт того что может быть не до конца перебесился в статье сказано:
"Интересно, что каждый новый период не исключал властного вторжения предыдущих".

Сердечное спасибо за отзыв.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   07.05.2023 11:55   Заявить о нарушении