Шофёрские истории. Начало капитализма и первая маш

     Лихие 90-е. Полно челночников. Люди ездили и летали в Польшу, Германию, Китай. Закупали там товары за небольшую цену, везли их через границы, таможни и продавали с наценкой, на рынках, сдавали в магазины на реализацию. Появились в России иномарки – автомобили иностранных производителей. Для современных россиян совершенно ясно , что такое иномарка. Были эти автомобили, конечно, не новые. Их покупали за минимальные деньги чаще у немцев в Германии и гнали через границы. Хотя у нас в городке под Москвой появился тогда частный авторынок, на котором я увидел впервые довольно красивые для того времени автомобили из Италии. Вообще у нас районе первый частный капитал появился из Италии  – этот авторынок, который курировал какой-то итальянец, наш шеф из Москвы (директор двух НИИ) и главный и первый в районе рэкетир, и продавец бензина с бензовозов. Еще появилась совместная с итальянцами фирма «Интерквадра». Создалось ощущение, что к нам пришла итальянская мафия. Может так оно и было. Не знаю.
     Часто по дороге в Россию все эти челночники, возившие товар из-за границы, попадали под налёты бандитов. Тогда многие лишались товара, денег и часто – жизни. Я в заграницы ездить не стал. Помогал продавать чужой товар – устроился в частное предприятие, которое вместе с авторынком держал его совладелец. Так я стал главным инженером фабрики отделочных материалов на территории авторынка. Изготовляли мы панели, которые отделывались плетёнием в-ручную полосок из ольхи или берёзы. Их покупали для отделки стен и панно в банках, ресторанах, первых коттеджах. Надо отметить, что мы стали участниками международной выставки мебели в Москве на Красной Пресне. Мы там представляли отделанную нашими панелями мебель и получили приглашение на выставку в Турин. Однако наш шеф посчитал, что это ему дорого и не стал готовиться к выставке в Турине. Наша выставка в Москве проходила вскоре после расстрела Парламента танками. Мы тогда ездили мимо закопчённого пожаром здания первого  Парламента России.
     Затем я перешёл заместителем директора в частную организацию, занимавшуюся приемом оборудования из бывших республик СССР к нам склады, отправкой этого оборудования на базы бывшего ГОССНАБА СССР, а также отпуском частникам по всей России. К нам приезжали частники из Прибалтики. Одним из первых освоил работу таможенного брокера и довольно успешно помогал работникам разных отделов Машоптторга проводить операции закупки-продажи их оборудования. Платили за работу хорошо. Вскоре и я дорос до покупки себе первого автомобиля. Не нового, конечно. Права водителя автомобиля я уже имел, но своей машины у меня не было. Не было и практики вождения и ремонта машин.
     В то время не новые автомобили из-за границы продавались на авторынках или у частных лиц. Автосалонов я ещё не видел. Это время - 1993-96 годы. На улицах Москвы стреляют и убивают людей даже днём, даже на Калининском проспекте в Москве, почти рядом с Кремлём. И не боятся киллеры ничего. А что же говорить о других городах.
     И вот как-то прихожу с работы, а сын мне сообщает, что видел не далеко во дворе на стоянке иномарку с объявлением на лобовом стекле о продаже. Пошли с ним смотреть. Действительно, продавалась машина «Мазда» с кузовом хетчбэк белого цвета, но с правым рулём. Внешне нам она понравилась, тем более иномарок тогда мы почти и не видели – любая казалась красавицей. Позвонили владельцу. Телефон был указан на объявлении. Вышел во двор парень, который оказался мне знакомым – вместе в начале 90-х пытались работать в открывшемся в городе «Торговом доме». Только он был в учредителях этого предприятия, а я купил у них тогда брокерское место для моей организации. Поздоровались, повспоминали былое и перешли к предмету торга. Он запросил 2000 долларов. У меня они были, но я захотел проехать на машине. Когда он её завёл, то из выхлопной трубы пошёл сначала чёрный, а потом сизый дым. Это мне не очень понравилось. Но пока это оставил при себе. Сели и поехали. Хозяин за рулём. Вроде идёт машина мягко, даже вальяжно. Продавец поёт о том, что эта машина представительского класса «Мазда-626». По документам она выпущена в 1989 году. Вроде ей только 6 лет. Ну да, стёкла тонированные , но разумно. Салон свободный. Кресла удобные.
     За городом перед длинным и крутым подъёмом сел за руль я. Сидеть за рулём справа, где обычно у нас пассажир, скажу я вам было непривычно. И переключать передачи левой рукой тоже было не привычно. Но в гору машина бежала хорошо. Отцовский жигуль на такую гору должен лезть с рёвом. Эта шла спокойно. Вернулись во двор к хозяину. Попросил открыть капот – посмотреть на мотор. Всё-таки какие мы тогда были наивные, глупые. Под капотом на какой-то изогнутой алюминиевой пластине был приделан какой-то приборчик. Спрашиваю – это что? Оказывается – это бензонасос. Действительно при повороте ключа зажигания сначала включался этот маленький насосик, делал несколько качков в карбюратор, а потом заводился мотор. Кстати, на крышке мотора была солидная надпись – «MAGNUM». Хозяин говорит, что машина немецкой сборки. Смутило меня, правда, что отверстие в блоке цилиндров мотора там, где обычно должен стоять бензонасос, закрыто самодельной резиновой пластиной. Но тогда мы благоговели перед иностранными машинами – и поэтому резинка на стенке корпуса мотора меня не остановила. Ещё хозяин, видимо поняв нашу неопытность, «просветил» нас, что каждый день перед поездкой надо доливать в мотор масло – примерно по полстакана. Ну надо – так надо. Это теперь почти каждый знает, что такую машину лучше не покупать. Но это была моя первая машина. И она меня многому научила. А за науку надо платить и не жалеть. Тем более сын тогда запал на эту красавицу, и мы её купили.
     Хозяин, учитывая наше былое знакомство, сбросил с первоначальной цены 200 долларов. Так мы с сыном стали обладателями этой японочки. Жене тоже понравилось ездить в такой машинке. Она и через много лет иногда вспоминает ту нашу «Маздочку» с лаской. И как в ней удобно было сидеть – не уставали даже в длительной поездке. И как она мягко ходила по нашим разбитым дорогам, выглядевшим тогда, как после обстрела артиллерией. Да и грехом было на неё обижаться. Потрудилась она у нас изрядно и довольно долго.
     Надо сказать, что в момент покупки машины у меня практически не было опыта самостоятельного вождения. Правда, в учебном центре «Звезда» при ДОСААФ (для тех, кто не знает – это Добровольное Общество Содействия Армии и Флоту) в Москве у Савеловского вокзала нас учили профессионально и серьёзно. Перед началом обучения вождению нас тренировали на механических тренажёрах несколько дней, пока не сдали зачёт. Потом на первом уроке практического вождения инструктор спросил сразу – ездил раньше на машине? Я сказал, что в институте на грузовике пару уроков по городу было. И ещё отец давал немного проехать в лесу, когда за грибами ездили. Ну садись – говорит – поехали.  И поехали сразу через дворы и в районе свадебного салона выехали на Бутырскую улицу, потом на Нижнюю Масловку. Потом свернули на Башиловскую, проехали под железной дорогой и поехали по Тимирязевской улице. По ней не спеша добрались до Лиственничной аллеи. Свернули на аллею. А дальше выехали на Дмитровское шоссе и отправились в потоке машин к исходной точке. Когда вышел из машины, руки дрожали и был весь мокрый от пота. А инструктор похвалил – так ты очень неплохо водишь. Стало легче.
     Купили мы машинку осенью, а месяца через три она начала барахлить. Узнал я через знакомых, что такие машины берут ремонтировать не далеко от нашего города в посёлке интересным названием Агрогородок. Позвонил мастеру, сказал, что машина не заводится, поэтому приезжайте ко мне в гараж. Договорились. Приехали двое ребят. Посмотрели, что у меня под капотом. Очень удивились моему бензонасосу на самодельной пластинке. Пошутили по этому поводу – «двадцать первый век». Померили компрессию и сказали, что надо разбирать блок цилиндров – там в двух цилиндрах похоже есть проблемы. Забрали они моя машину к себе.
     Дня через три мастер позвонил и начался разговор, как бы рассказывал патологоанатом мне после вскрытия тела погибшего.
     Мастер спрашивает:
- Что будем делать? В машине стоит не родной коленвал, а от Жигулей. Не знаю, как умельцы его сюда вставили. Будем менять на родной?
     Отвечаю:
- Да, меняйте.
- А ещё надо менять поршни и кольца в двух цилиндрах.
- Меняйте.
— Это будет стоить 1500 долларов. Работы на две недели.
     Я согласился. Через две недели машина вернулась в гараж. Заводилась хорошо. Попробовал проехать – всё нормально. Рассчитался за работу.
     Однако новые болезни моей «маздочки» вскоре проявили себя. Но об этом будут отдельные истории.


Рецензии