Мои встречи с Сезарией Эворой

   Сезария Эвора - всемирно известная кабовердианская певица. Мне довелось общаться с ней пару раз, до прихода к Сезарии всемирной славы. Тогда ничто этого не предвещало. И вот, что о ней рассказывает  википедия.

    Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в Минделу в семье музыканта Жустину да Круза Эворы и кухарки Доны Жуаны. В 1948 году её отец умер, и чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезарию в приют. Повзрослев, Сезария вернулась домой и стала помогать матери. С 1958 года, то есть с 17-летнего возраста, Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу.
    Первоначально исполняла песни в стиле «морна» (порт. morna) — жанр, традиционный для Островов Зелёного Мыса, а также «фаду» (порт. fado), африканские песни и коладера.
    Свой первый сольный альбом певица записала в 1984 году в возрасте 43 лет в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Титу Париш. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» (где собирался клуб лиссабонских кабовердианцев), её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию[3].
    С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica».
    А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Miss Perfumado» в 1992 году.
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре.
    В 2005 году впервые выступила в Сибири - в Иркутске, Красноярске и Новосибирске, вернулась в эти города в 2007 году. Начиная с 2005 года, объехала с концертами практически всю Россию, выступала во Владивостоке, Хабаровске, Уфе, Челябинске, Тюмени, Перми, Ярославле и многих других городах.
    В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года.
    В апреле 2011 года выступала с концертами в Перми, Нижнем Новгороде, Москве, Архангельске. 5 апреля на пресс-конференции в Нижнем Новгороде отказалась спеть из-за непривычного для неё холода.
В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры.
17 декабря 2011 года Сезария Эвора скончалась в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия.

   ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ
   Буду переводить на русский с португальского, креола, испанского,  эсперанто, языка жестов и другой жуткой смеси языков, на которых общались без переводчиков, а что-то  придумал. Правдивыми были - Сезария Эвора и Атлантический океан. В ту пору Сезария была хорошо известна ТОЛЬКО внутри страны, так как ее голос постоянно звучал из радиоточек и динамиков особенно на площадях,  небольших городков и селений, где после захода солнца собиралось население для каждодневного легкого карнавала, который продолжался до середины ночи.

    Давным-давно в 1982 году, по решению Организации Объединенных наций (ООН) мы получили задание  запроектировать строительство нескольких причалов для сообщения между островами республики Острова Зеленого мыса. Эта работа шла в счет оплаты нашего членства в ООН.  Морские сообщения в этой экзотической стране  являются доминирующими, поэтому нужны причалы, склады, технологические решения.
    Наша экспедиция выполняла инженерные изыскания для проектирования. И было нас двенадцать человек: гидрографы, геологи, гидрологи, механики.
Была середина мая, Министерство морского флота  Республики Острова Зеленого Мыса проводило дипломатический вечер дружбы. Были наши – посольские, представители министерства и советская изыскательская экспедиция в полном составе – вся дюжина.
    Это была суббота, и проходило мероприятие в ресторане высокозвездного отеля «Санта Мария» на острове Сал. Мы были строги, сдержаны, так как находились в центре внимания, ну и выглядели соответственно происходящему моменту.
    На  работе костюма никакого не предусматривалось, мы мало, чем  в  гардеробе отличались от местных в  рабочие дни. Так защита от солнца сомбреро на голове, легкая футболка с рукавами и шорты, да завершали все кроссовки.
     Это в дни приезда посольских или  местных министерских чиновников, мы вынужденно были менять декорацию.  Для официальных приемов нам выдали тропическую парадную морскую форму, предписанную для ношения офицерского плавсостава на наших пароходах (корабль – военное судно, пароход – гражданское). Это были легкие кремового цвета тужурки, с нашивками и галунами, согласно занимаемой должности и не шорты, а брюки. В дополнение к гардеробу фуражка с крабом, для статуса, которыми мы никогда не пользовались. 
    Перед  отъездом жена подогнала  мне тропический мундир по фигуре.  Был я молод, белокур и даже строен – а,ля – Олялин, так окрестила меня жена перед расставанием. Конечно, и когда мы появлялись по команде форма одежды №№, то  у большинства местного населения наше политико-социальное положение сильно возрастало, до этого мы были демократично- либеральны к ним, не по цвету кожи. Хотя к белым, тогда было особое почтительное отношение, они только восемь лет, как сбросили иго португальских колонизаторов.

    По окончании протокольной части всем был предложен европейский ужин с лангустами и напитками. На десерт - знакомство с местными морнами –  (от слова mourn – «оплакивать»). Эти  песни о печальной судьбе на островах, любви, океане, солнце и жизни, под аккомпанемент  двух скрипок пела немолодая певица. Внешне она не была похожа на «Звезду эстрады» в общепринятом смысле. На ней было одето нечто неяркое балахонное  и совсем не концертное, да еще  без обуви - босиком. Следует отметить, обувки на ногах местных женщин я практически не видел.
    Подкупал божественный: чуть глуховатый, грудной и глубокий, такой бархатистый и очень молодой голос.  Голос и несколько необычная, как бы пьянящая манера исполнения, была нам уже знакома, по очень часто передаваемым на радиоволнах  музыкальным передачам.
    Имени певицы мы, не знали
После как бы первого отделения я вышел покурить, при работе за рубежом всегда закуривал, по возвращении с легкостью бросал.
    На берегу, рядом с рестораном-отеля валялся выброшенная океаном и замытая песком, яхта. На ней не было мачты, не было такелажа один выполненный из прекрасного дерева отполированный остов. Это  единственная яркая местная достопримечательность, протянувшегося на много километров пляжа.  Я присел на борт, затянулся. Из отеля вышла певица по-прежнему босиком. Закурила и присела рядом.
    Легкий дурман от «вина верде», аромат хорошей сигареты, от курения  на берегу Атлантики, под шепот наката прибоя – уже повод для разговора:
 - А, где это Россия?  Это далеко и дальше Италии?
 - Далеко, если лететь в сторону, где солнца не бывает, то и до Италии, и еще столько же, что бы только до края долететь. И еще много столько до другого края
 - А в России есть море?
 -  У нас их много, все разные, но таких ласковых, как у вас нет.
 - Как это неласковая вода?.
 - У вас нет понятия холодно, и слов – снег, лёд – нет. Это - каменная вода.
 - Как это каменная вода?
 - Вот стекло, оно прозрачное и твердое и от большого холода вода становится, как стекло и такое же хрупкое, как стекло. Но если долго оно будет лежать на солнце, то снова станет водой.
 - Ой, ну это мне все равно не понять, а вот меня зовут Сезария, а тебя?
 - Сергей, Сережа…
 - Сэружа, - повторила она.
 - У тебя есть семья, дети?
 - Конечно, есть, - не мог же я ей сказать, что это одно из главных условий, при отборе кандидатов на работу за границей.
 - А ты давно женат, сколько детей, сколько тебе лет, кем ты работаешь, есть ли у тебя автомобиль, большой ли дом, люблю ли я музыку???
 - Слушай, сразу столько вопросов, я даже половины слов то не знаю, как я тебе буду отвечать,
 - А как у вас девушки выходят замуж? Недотрогой или с опытом?
 - Ну, у тебя и вопросики. Вообще-то в России принято, что бы невеста была девушка и до брака с парнем не спала. Вот такой обычай.
 – А у нас наоборот… – поспешила сказать Сезария. – Девушка встречается со многими и… Спит с ними тоже, но всё по любви!  И парни это ценят - со всеми была, а выбрала его! Потому что он лучший!
 - Сезария, у тебя есть семья? И в семье потом много детей.
 - Нет. Мне сорок лет, уже про семью и любовь, только пою. Сыну уже много лет, он взрослый.
    Наш доктор говорил, что  средняя продолжительность жизни в стране  около тридцати шести лет (да кто ж, их считал), и если бы каждый из жителей получал хотя бы одну таблетку витамина «С» то  средняя продолжительность жизни бы увеличилась – лет на десять
    Давно был жених, но он ушел на большом корабле за восход, и потом у нас бедная семья, нужно было все время работать, что бы выросли  все мои  четыре брата и сестра. Я родилась в Минделу, на острове Сан-Винсенти. У нас в этом городе дом, я и сейчас там живу. Вот в нашей семье было много детей. Папа рано умер, и мама отдала меня в приют при монастыре, где я три года жила, училась, но потом вернулась в семью, помогала  растить  младших.
     Я любила петь, ты же видел  вечером, когда спадает жара, многие жители выходят на улицу и поют. Мне всегда нравилось петь, и когда исполнилось семнадцать, мой жених  привел меня  к хозяину  ресторана, что бы тот послушал, как я пою, и он пригласил меня петь по вечерам, посетителям это нравится,  там уже были музыканты. Так и пела много лет. У нас в стране  женщине трудно найти работу, здесь же мне платят, и потом в ресторане для меня всегда найдется немного грога и сигарет. К сожалению, я в ресторане уже несколько лет не пою, вот иногда приглашают, как сегодня, да на радио, а так очень грустно теперь получается, да и лет не мало.
Дальше на эту тему было сложно разговаривать обоим.
 - А какие вы русские песни поете? Напой!
 - Я же не певец. Да и потом у нас песен много, очень много: «Катюша», «Коробейники», «Ой, мороз, мороз», «Надежда» или вот  наиболее близкая вам песня «Окрасился месяц багрянцем», и я как мог то ли  пропел, то ли  продекламировал:
   Окрасился месяц багрянцем
Где волны бушуют у скал.
"Поедем, красотка  кататься,
Давно я тебя поджидал".

"Я еду с тобою охотно,
Я волны морские люблю.
Дай парусу полную волю,
Сама же я сяду к рулю"… Тебе наш переводчик  перескажет лучше меня  эту невеселую историю
 - Сезария, а расскажи, почему ты все время босиком, на сцене.
 - Ты же знаешь, у нас в стране очень плохо с водой. И банки  с водой (там нет ведер, это такие металлические  емкости от 5до 20 литров, без дужек, ранее в них был какой-то консервант) девочки носят на голове с раннего детства.  На голову укладывается матерчатый бублик под банку, и вот откуда у тамошних девчонок строго стройная осанка. С каждой тройкой лет объем банки увеличивается. Женщины уже с легкостью носят двадцатилитровые банки.
    Ну, вот посмотри на мои ступни, они приспособились к каменным раскаленным тропинкам, которые к полудню становятся горячие, как жаровня, кожа там огрубела, они растоптались и стали очень широкие.  Просто нет  такой обуви.
Она, как и я хотели продолжить разговор, но нас окликнули и мы вернулись в зал, на продолжение банкета. В этот день мы больше не общались, а утром она с музыкантами улетела на остров Сан – Винсенти, в Миндело - домой.
   Другая встреча произошла, через полгода на острове Сан-Винcенти, в Миндело.


Рецензии
Сергей, меня Бесамо муче в своё время с ума свело. Жаль, что её нет. Отвечать не обязательно. С наступающим мужским днём!

Лариса Гулимова   22.02.2024 15:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.