Джеймс Холдейн. Мудрость Бога в тайне искупления

МУДРОСТЬ БОГА В ТАЙНЕ ИСКУПЛЕНИЯ
Джеймс Холдейн (1832)

Самый выдающийся период в истории Израиля как нации, несомненно, восходит к правлению Соломона. Границы его империи, простирающиеся на всей территории обетованной земли, простирались от границы Египта до берегов Евфрата (сравните Быт 15:18 с 2 Пар. 9:26). Его выдающиеся таланты сделали его объектом всеобщего восхищения и обеспечили его народу благословения мира и процветания, в то время как его слава распространилась по всему миру. К этой эпохе, связанной со всеми обстоятельствами национального величия, потомки Авраама всегда оглядывались назад с глубочайшим чувством сожаления. Но ни в одной части истории Соломона - как мы находим ее записанной в Слове Божьем - нет сцены, наполовину столь яркой и впечатляющей, как та, которая представлена нашему взору в рассказе о посвящении Храма.
Здесь мы видим молодого, образованного и прославленного монарха, чья непревзойденная мудрость и огромные ресурсы только что завершили строительство, возможно, самое великолепное, что мир когда-либо видел, преклонившего колени посреди собравшихся подданных и молящего Бога Израиля завладеть Его домом. Господь обещал жить среди избранного им народа; Он обозначил место, на котором должен был быть построен Его храм (1 Пар. 22: 1,2; 2 Пар. 3: 1). Он был построен по образцу, переданному Давиду Святым Духом (1 Пар. 28: 12–19), и не было оснований подозревать, что Иегова не сделает его своей обителью. Но это не исключало необходимости молитвы. Молитва не подразумевает недоверия к верности нашего Небесного Отца; Его обещания всегда должны быть основанием для наших прошений, и чем сильнее наша вера, тем усерднее будут наши мольбы (Иез 36:37; Иак. 1: 6,7; 2 Цар. 7:27; Мф 15: 22-28). ).
Молитва Соломона является ярким и прекрасным примером. Он искренне умоляет Бога Израилева спуститься и исполнить свое обещание Давиду, и в то же время он проявляет самую совершенную уверенность в верности Того, Кто вчера, сегодня и вовеки Тот же. Кажется, он видит, что его молитва уже исполнилась, и Господь Вселенной нисходит для пребывания в этом мире. Поэтому неудивительно, что Соломон, охваченный и увлеченный этой мыслью, воскликнул: «Но действительно ли Бог будет жить с людьми на земле?» (2 Пар. 6:18 KJV). Мы не останавливаемся на вопросе, в каком смысле Соломон понимал слова, которые он использовал под влиянием Духа. Нас учат, что пророки не всегда понимали значение своих собственных предсказаний (Иоан. 11: 49-51; 1 Кор 2: 9,10), и что, по крайней мере, в некоторых случаях им было велено довольствоваться знанием что откровение Божественных замыслов было дано не столько для их собственного наставления, сколько для тех, кто будет жить в последующие века (1 Пет. 1: 10-12). Несомненно, что этот замечательный отрывок подразумевает ожидание этого удивительного события, свершение которого было отложено на эти последние дни.
То, что Бог снизошел до того, чтобы «жить с людьми на земле» - что Он должен был принять облик слабого и падшего существа, - что Он должен подчиниться всем страданиям и скорбям, унаследованным от смертности, - вполне могло бы вызвать изумление  Вселенной. Поистине, это то, что никогда бы не вошло в сердца людей или ангелов, если бы Сам Всевышний не открыл это Своим Духом. И все же в этом акте снисхождения - в воплощении Спасителя - в Боге, «живущем с людьми на земле», - проявление силы и мудрости настолько велико и непостижимо, что чем больше мы размышляем о нем, тем больше будет мы расположены воскликнуть с апостолом: «О бездна богатства мудрости и познания Бога! насколько непостижимы Его суды и неисследимы пути Его »(Рим. 11:33).
Цель этих страниц - проиллюстрировать некоторые из важных целей, которые были задуманы Провидением в «жилище Бога с людьми на земле» - но для того, чтобы мы могли более полно понять предмет, кажется необходимым заранее отметить несколько намеков, которыми Богу было угодно обозначить Свое благородное намерение и отметить завершение грандиозного события.
Каждого внимательного читателя Священного Писания, должно быть, поразили повторяющиеся там записанные случаи проявления Бога в человеческой форме. Однажды Иегова в сопровождении двух ангелов явился Аврааму и снизошел до еды, которую Патриарх приготовил, не зная о качестве своих гостей. Два ангела двинулись в сторону Содома, а Господь остался и явился Аврааму (Быт. 18: 1-33).
Впоследствии Бог явился Иакову в образе человека, и поэтому это место было названо Пениал; «Ибо, - сказал Иаков, - я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась жизнь моя» (Быт. 32: 24-30). Упоминаются различные другие проявления Бога в человеческом образе, и в них было дано поразительное указание на то, что единородные от Отца должны быть причастниками плоти и крови, и что Бог должен на самом деле жить с людьми на земле.
Опять-таки, Бог не только обещал быть Царем Израиля и жить среди него, но и приказал построить шатер для Его жилища. В эту палатку (или скинию) разрешалось входить только священникам. Помимо прочего, в нем был золотой подсвечник с семью лампами, которые постоянно горели, и стол, на котором стояли двенадцать буханок хлеба, которые в субботу обменивали на свежие. Впоследствии Соломон построил храм, который был дворцом Царя Израиля (1 Пар. 29: 1), и был обставлен таким же образом, как и скиния. В нем продолжали помещать хлеб предложения и служили священники. Тогда здесь был построен дворец, обеспечена пища и домашние слуги, ожидающие прихода Царя Израильского, Царя Славы, Господа Саваофа (Пс.24:10); и таким образом было ясно указано, что Бог на самом деле жил с людьми на земле.
То же удивительное событие было предсказано пророками; и контекст процитированного нами отрывка из молитвы Соломона служит доказательством. Бог поклялся Давиду, что «от плода чресл его по плоти воздвигнет Христа, чтобы сесть на престол Его» (Деяния 2:30). Соломон умоляет исполнить это обещание: «Итак, Господи Боже Израилев, соблюдай со рабом Твоим Давидом, отцом моим, то, что Ты обещал ему, сказав: не подведет тебя в глазах Моих сесть на престол. Израиля; но чтобы дети твои соблюдали свой путь, чтобы поступать по закону Моему, как ты ходил передо мной. Теперь, о Господь Бог Израилев, да подтвердится слово Твое, которое Ты сказал рабу Твоему Давиду ». Но, словно пораженный размышлениями о величии обетования, он восклицает: «Но действительно ли Бог будет жить с людьми на земле: вот, небеса небес не могут вместить Тебя; тем более этот дом, который я построил, »(2 Пар. 6: 16-18).
Таким образом, исполнение обещания Давида о том, что его не подведет человек, сядущий на престоле Израиля, связано в Священном Писании, которое «не может быть нарушено» (Иоан. 10:35). Бог в самом деле обитает с людьми на земле; и это в точности соответствует апостольскому объяснению части того же обещания: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2 Цар. 7:14), которое цитируется как решающее доказательство превосходства Христа над ангелами. (Евр. 1: 5).
Исаия предсказал, что Сына Девы назовут Эммануилом (Ис. 7:14), что в переводе означает Бог с нами; «Нам, - говорит тот же пророк, - дитя родится, дан нам сын; и власть будет на плече его; и наречется имя ему Чудесный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира. В силе Его правления и мира не будет конца престолу Давида и царству Его, чтобы управлять им и утверждать его судом и справедливостью, отныне и во веки веков »(Ис. 9: 6, 7). «Вот Господь Бог придет с сильной рукой, и рука Его будет владычествовать за него: вот, награда Его с ним, и Его дела перед ним. Он будет вести стадо свое, как пастырь»(Ис. 40: 10,11; сравните Лк. 1:76 с Иоан. 10:11).
Михей сразу сообщает нам о достоинстве Искупителя и о месте его рождения. «Но ты, Вифлеем, Ефрата, хотя ты и мал среди тысяч Иудейских, но из тебя выйдет ко Мне, Тот, Который будет князем в Израиле; род которого исходит от древних, от вечных»(Мих. 5: 2). Таким образом, Малахия предсказывает приход Иеговы в дом, который, как мы уже видели, был приготовлен для Него. «Вот, Я пошлю Своего Посланника, и Он приготовит путь передо мной, и Господь, которого вы ищете, внезапно придет в свой храм, даже вестник [или ангел] завета, которым вы восхищаетесь: вот , Он придет, говорит Господь Саваоф »(Мал 3: 1). Тот же пророк, предсказавший пришествие Мессии под именем Солнца Праведности, добавляет: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господа великого и страшного» (Мал 4: 5). ): и мы узнаем от безошибочного комментатора, что это относится к Иоанну Крестителю, который был предшественником Мессии (Мф. 17: 10-13).
Таковы некоторые из многочисленных предсказаний о том, что Бог на самом деле жил с людьми на земле, которые полностью исполнились в Иисусе Христе. О том, что Иисус соединил в своей чудесной Личности Божественную и человеческую природу, мы узнаем из различных частей Нового Завета. Апостол Иоанн, описав Его как Слово, которое было с Богом и было Богом, с самого начала и сотворившим все без исключения, как Источник жизни, продолжает: «И Слово стало плотью. , и обитал среди нас, и мы видели славу Его, славу единородного от Отца, полного благодати и истины »(Иоан. 1:14). Павел характеризует его как всевышнего, благословенного Богом вовек (Рим. 9: 5); как Бог проявляется во плоти (1 Тим. 3:16); Ему поклоняются все ангелы Божьи, вечно восседающие на этом престоле; Он великий Творец неба и земли (Евр. 1: 6,10). Можно упомянуть многие другие отрывки, в которых эта фундаментальная истина явно провозглашается; но, как было хорошо замечено, доктрина Божественности Христа утверждается не только отдельными отрывками, но так встроена во всю структуру Священного Писания, что ее нельзя отрицать без разрушения всей ткани (д-р Пристли признал , если бы это учение было найдено в Священных Писаниях, он без колебаний объявил бы их подделкой. Какой поразительный комментарий к таким отрывкам, как 1 Кор. 2:14; 3:18; Лк. 18:17).
Так в Иисусе исполнились предсказания о том, что Бог будет жить с людьми на земле. - Так сделал Он, что распростер небеса, как занавес, и заложивший основания земли, актом снисхождения, не имеющим аналогов. Он склонился, чтобы войти в этот мир, чтобы родиться от женщины и явиться в подобии плоти греховной.
А как был принят Спаситель? Приветствовали ли Его появление благодарные осанны сынов человеческих? Ему поклонялись как «Богу, явившемуся во плоти»? Был ли Он провозглашен Избавителем человечества от жестокого рабства сатаны? Или, во всяком случае, избранный народ Бога не узнал в Нем своего долгожданного Царя и Пророка; и когда они услышали о Его рождении, разве они не поспешили, подобно восточным магам, преподнести свои приношения как дань уважения? О нет! Он пришел к своим, но свои не приняли; его презирали и отвергали люди - Мужа скорбей и знакомого с горем. Таким образом, здесь мы можем увидеть изображенные в живых персонажах порочность человеческого сердца и то, как его пленяет князь тьмы. Если бы Сын Божий занял дворец - если бы Он, как Соломон, был окружен мирской пышностью и величием - если бы Он применил ту силу, с помощью которой Он управляет вселенной, для возвышения своих друзей и уничтожения своих врагов, Им бы восхищались и ласкались. Но Он был кротким и скромным; Он не только принял нашу природу, но был среди людей как слуга (Лк. 22:27). Таким образом, Он патетически описывает свое положение в мире, который Он вызвал к существованию: «У лисиц есть норы, а у птиц небесных - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову »(Мф. 8:20). Он никогда не добивался одобрения мира, но свидетельствовал о том, что его дела злы. Он пришел с целью избавить Свой народ от гибели, на которую он безвозвратно обречен вследствие греха, и выразил презрение ко всему, что мир ниспослал своим приверженцам. Следовательно, Он явился в глазах тех, кто был ослеплен богом этого мира, как не имеющий ни величия, ни красоты; но посреди Его унижения нравственное великолепие, которым Он был наделен, полностью затмило все, что ценится среди людей.

Ничто не могло более ярко обозначить противостояние неба и земли, чем рождение, жизнь и смерть Иисуса. Его матери не было места в гостинице, местом Его рождения была конюшня, а Его колыбелью были ясли. Здесь Он лежал в нашем мире, незамеченный и неизвестный, в то время как множество небесных воинств прославляли Его и объединились в восторженной песне, которую породило Его рождение: «Слава Богу в вышних и мир на земле, добрая воля к людям »(Лк. 2:14).
Когда Он пришел креститься, Его присутствие не привлекло внимания; не было никакой внешней пышности, чтобы отличить Его от окружающего множества; но взор Его Отца был на Нем - и пока Святой Дух сошел в телесной форме и почил на Гем, голос Вседержителя провозгласил Его своим единородным Сыном, которым Он восхищался.  Нечестивыми руками люди прибивали гвозди на Его крест. Без одежд и причисленный к грешникам, Спаситель предстал перед взором народа; но солнце забрало Его свет, и пеленой сверхъестественной тьмы окутал страждущего.
Незнакомец предоставил Ему могилу; но ангелы, которые сопровождали Его всю жизнь, наблюдали за Нго телом. К входу в гробницу прикатили камень; он был запечатан, и стояла охрана, чтобы не допустить приближения его учеников. Но ангел Господень спустился и сломал печать; его лицо было подобно молнии, и го одежда была белой, как снег; и от страха перед ним сторожа дрогнули и сделались мертвыми. Он возвестил женщинам радостную весть о воскресении Сына Божьего и показал им место, где лежал Господь жизни. Таким образом, в то время как сыны земли объединились, чтобы излить презрение к Спасителю, жители неба всегда были под рукой, чтобы засвидетельствовать свое глубокое почитание Того, Кто есть Царь царей и Господь господствующих.
Что же тогда, мы можем спросить, предполагалась цель этого поразительного акта снисхождения? Несомненно, что Спаситель мира оставил престол славы Своего Отца и снизошел, чтобы жить с людьми на Земле, для достижения необычной цели в управлении вселенной.
1. Одна грандиозная цель, которую Он предполагал, состояла в том, чтобы примирить несгибаемые принципы Божественной справедливости и истины со спасением бесчисленного множества людей.
Природа человека прекрасна, и она является связующим звеном между духами, окружающими престол, и зверями, которые погибают. Обладая общими с низшими животными аппетитами, он способен знать, любить и поддерживать общение со своим Создателем. Связанный с землей и небом, он оказался в положении, точно соответствующем его конституции. Он жил в Эдеме, где, окруженный красотами природы и каждым предметом, который был рассчитан на удовлетворение чувств, и его Создатель проявил себя как великий Владыка, которому единственно было дано его почтение. Бог дал ему разрешение свободно есть с деревьев в саду, за исключением дерева познания добра и зла. Наказанием за непослушание была смерть, и, таким образом, Адам учился своей полной зависимости от Бога в жизни и всех ее наслаждениях.
Адам притворился непослушным, а Бог - не  человек, которому можно лгать, или сын человеческий, чтобы Он раскаялся: из Его уст вышло слово, что возмездие за грех - смерть, и его правда и справедливость поклялись о наложении кары.
Но Господь с сожалением относился к виновному; его бунт действительно был непростительным, но он попал в ловушку того, кто, гордясь своим возвышенным положением, которое он когда-то занимал на лестнице бытия, сказал: «Я поднимусь над высотой облаков; я буду как Всевышний ». Он обольстил Еву своей хитростью и вообразил, что полностью уничтожил это низшее творение и навсегда отделил человека от Бога.
А разве не так? Разве человек не подвергся проклятию, и кто мог спасти его от смерти? Наш первый отец был создан по образу Бога; но, отказавшись от верности, он сразу потерял образ и лишился благосклонности своего Создателя. Его дети были рождены по его собственному подобию, по его образу, осуждены и прокляты, с затемненным разумом, отчужденными от жизни Божьей из-за невежества, которое в них пребывает из-за слепоты их сердца (Еф. 4:18; 2 : 3); следовательно, по своей природе мы дети гнева.
Таковы были ужасные обстоятельства, в которых оказались потомки Адама. Истина и справедливость не только требовали, чтобы человек понес заслуженное наказание; он также не мог наслаждаться счастьем. Бог - источник радости; в Его благоволеними  - жизнь, но человек утратил свою склонность  к благу и стал неспособным поддерживать общение со своим Создателем. Плотский разум - это вражда против Бога, потому что он не подчиняется закону Божьему, да и не может (Рим. 8: 7).
Свет и тьма не более противоположны, чем Бог и грех; Его глаза слишком чисты, чтобы смотреть на зло, и Он не может взирать на беззаконие (Авв. 1:13); Он восседает на престоле своей святости, Он пронизывает вселенную, и Его провидение в равной степени распространяется и на величайшие события, и на самые незначительные обстоятельства. Куда же тогда грешнику бежать от Его присутствия? - или где ему найти место, где он мог бы безнаказанно потакать своему аппетиту ко греху? «Хотя они роются в аду, оттуда Моя рука возьмет их; хотя они поднимаются на небеса, оттуда Я низвергну их; и хотя они прячутся на вершине Кармила, Я найду их и вытащу их оттуда; и хотя они будут скрыты от моих глаз на дне моря, оттуда Я прикажу змею, и он укусит их »(Амос 9: 2, 3).
Независимо от того, рассматриваем ли мы тогда справедливость, истину и неизменность Бога или неспособность человека наслаждаться счастьем, его состояние после грехопадения казалось совершенно безнадежным. Он не мог и не хотел восстанавливать дружбу с Богом, и, казалось, не оставалось ничего, кроме «определенного ужасающего ожидания осуждения и ярости огня».
Наши прародители предвидели свою гибель, и когда в вечерней прохладе они услышали голос Бога - голос, который они никогда раньше не слышали, иначе как с чувством святой радости, - попытались спрятаться среди деревьев в саду. Когда их вызвали в Его присутствие, они были вынуждены признать свою вину; и пока Господь говорил им, что они должны есть плоды своего собственного пути и быть наполненными собственными умыслами, что они должны проводить свои дни в печали, а потом вернуться в прах, Он обещал им Спасителя, Который должен победить их великого противника; Таким образом, падшему человеку открылась дверь будущей надежды. Женщина была первой в согрешении и была обречена родить детей в печали; но от нее должен был произойти обещанный Спаситель. Тогда Он должен был стать человеком. Но мы сформированы в беззаконии и зачаты в грехе (Пс. 50: 5), каждое воображение мыслей человеческого сердца является лишь постоянным злом (Бытие 6: 5), и было ли возможно, что любой человек из такой расы мог спасти своих братьев? Нет, никто из них никоим образом не может выкупить своего брата или дать Богу выкуп за него (Пс.49: 7).
Что же тогда было делать? Должен ли ангел соединиться с падшим человеком - родиться в нашем мире и спасти нашу погибшую расу? Должен ли ангел искупить наши преступления, восстановить честь нарушенного закона Божьего, вынести проклятие, под которым мы находимся, и таким образом отобрать добычу у сильного и освободить законного пленника? Нет, высшее сотворенное существо так же зависит от своего Создателя, как червь, ползающий по земле. Он находится в ситуации, которую ему поручил Всевышний, и в ней он должен оставаться. Он поддерживает свое существование по доброй воле Бога и не имеет ни права, ни силы распоряжаться собой. Если бы он подвергся низшей деградации во славу Божью, он бы ответил концом своего творения; он по-прежнему был бы бесполезным слугой, и его доброта не сможет распространяться на его собратьев.
Оставалось только, чтобы Сам Бог должен был взять на Себя эту работу; что Он должен принять нашу природу; и что Своей жизнью безупречной чистоты, а также неся проклятие, наложенное на грешного человека, Он должен возвеличить закон, который мы нарушили, и таким образом открыть путь, по которому праведный Правитель вселенной может получить благосклонность всех, кого Искупитель должен признать братьями.
Поэтому было приготовлено тело во чреве Девы, и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. Хотя Он явился в подобии грешной плоти, Он был святым, безгрешным, непорочным и отделенным от грешников. При жизни Его пищей и питьем было исполнение воли Его небесного Отца, и Он принес Себя Богу в жертву с благоухающим ароматом. Будучи в образе Бога, Он не считал хищением приравниваться к Богу; но сделал себя никому не известным, принял облик раба и обрел подобие людей, и стал человеком, Он смирил Себя и стал послушным до смерти, даже до смерти креста (Фил. 2: 6-8). Никто не отнял у Него жизнь; Он положил ее Сам. Он имел власть отдать ее и имел власть  взять ее снова (Иоан. 10:18); Он был добровольной жертвой; и таким образом Он восстановил то, что никто не отнял. Бог возложил на Него беззакония своего народа, и Он понес их все в землю забвения.
Адам потерял божественный образ и умер преступником. Иисус, сияние славы Отца и явный образ Его личности, был принесен в жертву за нас, хотя Он не знал греха; Он избавил нас от проклятия закона, сделавшись проклятием за нас; и, воскреснув из мертвых как Глава и Представитель Своего народа, Он доказал, что справедливость была удовлетворена, что Он полностью искупил грех, принес вечную праведность, и что весь Его народ, который вследствие своей связи с Адамом обречен вернуться в прах, в силу своего союза со Христом воскреснет из мертвых для наслаждения вечной жизнью. Таким образом, долг был полностью уплачен, и теперь благодать царствует через праведность в жизнь вечную через Иисуса Христа.
Преступление Адама привело к гибели всех его потомков, а искупление Христа обеспечило воскресение всего Его народа. Первый человек своей нечестивостью вовлек в осуждение всю свою расу; второй Человек Своей праведностью обеспечил прощение и принятие Богом всех своих искупленных.
В человеческой природе общение с Богом было сведено на нет, и Адам своим непослушанием излил презрение к святому закону Божьему; но в той же самой природе было получено достаточное удовлетворение за грех. Таково было достоинство Второго Адама и, как следствие, такова ценность Его послушания до смерти, что милосердие и истина соединились, праведность и мир охватили друг друга; и в то время как голос Вечного провозгласил, что Он нашел Человека, в Котором его душа восхищалась и через Которого Его любовь могла течь к нашей погибшей расе, ангелы восхищались этим новым открытием славы своего Создателя, и небесные обители звучали с радостной песней: «Благословение и честь, и слава, и сила да будут Сидящему на престоле и Агнцу во веки веков».
Но мы заметили, что человек не только находился под проклятием, но и что вследствие отчуждения своего разума от Бога он был отрезан от источника радости и был неспособен к счастью. Это также предусмотрено чудесным планом искупления. Совершенное примирение верующих грешников с Богом проявляется в личности Эммануила, их славной Главы. В нем соединены Божественная и человеческая природа. Он - Судья, Который возлагает руку на обе стороны. С ним слава Божественного правления в безопасности, потому что Он над всем, благословенный Бог на веки; и интересы человека столь же безопасны, поскольку Он - кость от наших костей и плоть от нашей плоти.
Дети падшего Адама рождены от тленного семени, но во Христе Иисусе верующие созданы заново; они рождены от нетленного семени Слова (1 Пет. 1:23). Они соединены с Господом и составляют с Ним один дух (1 Кор. 6:17). Их тело - храм Святого Духа, живущего в них (1 Кор. 6:19), который они имеют от Бога (2 Кор 3: 3). Закон Божий написан в их сердцах, и они общаются с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Это общение реально, хотя и несовершенно; оно часто прерывается из-за влияния греха, но поддерживается силой Духа, Которого верующие получают от своего славного Главы, и вскоре Бог поразит сатану под их ногами. Вскоре они полностью освободятся от тела греха и смерти; как они несли образ земного, они будут носить образ небесного Адама (1 Кор 15:49); они будут удовлетворены, когда они проснутся в подобии Божьем (Пс.17:15).
Адам отдалился от Бога, и все дружеские отношения между человеком и его Создателем, по-видимому, навсегда закончились. Но в нужное время Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной; в Нем не было греха; и Вседержитель, восседающий на троне в свете и чистоте, с бесконечным самодовольством созерцал Человека, Который радовался исполнению всей Его воли и не колебался умирать проклятой смертью, чтобы прославить Своего небесного Отца и открыть канал, через который милость может течь к потерянным и виновным; через Которого Творец мог снова принять почитание своего мятежного отпрыска и мог пролить на свое когда-то потерянное и погибшее создание благословения Своей благодати, избыток доброты отцовской любви.
Едва Иисус завершил дело примирения, как Он сел одесную силы, как великий Первосвященник тех, с кем Он участвовал во плоти и крови; и получив честь и славу в качестве возмездия за Свои страдания, Он стал Посредником между Богом и человеком; получив от Отца все духовные и небесные благословения и передав все сокровища мудрости и любви Своему народу, который представлен как члены Его тела, Его плоти и Его костей (Еф. 5:30). Все человечество произошло от Адама и в результате его восстания обречено вернуться в прах. Иисус - Глава нового творения, все члены которого являются участниками вечной жизни; это жизнь, происходящая не от Адама, а от Сына Божьего, залогом вечности которого является Его жизнь (Иоанна 14:19).
Следовательно, верующие считаются мертвыми; их жизнь сокрыта со Христом в Боге, и когда Христос, Который их жизнь, явится, тогда они также явятся с Ним во славе (Кол. 3: 4). Они оторваны от ветхой  природы; с дерева, которое проклятие Божье уничтожило и засохло, и привиты к хорошей маслине; они стали ветвями живой виноградной лозы, и через сообщенные им сок и питание они приносят плод Богу.
Так Бог дает верующим жизнь вечную, и эта жизнь в Его Сыне; и для этой цели Бог снизошел на то, чтобы поселиться с людьми на земле.
2. Еще одним важным завершением этого удивительного акта снисходительности было то, что стало можно  положить конец возрастанию  греха.
Это плод характера Бога, что все Его дела изначально были хорошими. Однако грех вошел во вселенную; но это произошло не от человека. Он получил признание еще до его создания, он доказал гибель множества восставших ангелов, и их князь ввел его в наш мир. Как ужасны последствия греха, как он ослепляет умы тех, кто попадает в ловушку его труда! Ангелы, превосходящие по силе, стоявшие в присутствии Бога, считали себя мятежными; и хотя они немедленно начали пожинать плоды своего зла; тем не менее, движимые гордостью и отчуждением от Бога, они упорствовали в отчаянной войне; пытались сорвать планы своего Создателя и запятнать Его славу гибелью человечества. Так они еще глубже погрузились в пропасть разрушения, в то время как из-за их противодействия Божий характер, который заставляет гнев самых могущественных врагов восхвалять Его, засиял еще более ярким светом. Воистину, нет ни мудрости, ни понимания, ни совета против Господа. Тот, Кто восседает на небесах, смеется над ничтожными усилиями своих врагов противодействовать Его воле; и пока Он говорит с ними в гневе и досаждает им своим мучительным неудовольствием, Его совет всегда остается в силе, и Он делает лишь то, что задумал в своем сердце.
Мы не можем сказать, почему от начала был разрешен грех. Это произошло не из-за недостатка силы, мудрости или доброты в Создателе; но он появился, он распространил свое влияние на этот мир; и мы узнаем из Священного Писания, что одна грандиозная цель, которую Бог имел в виду, живя с людьми на земле, заключалась в том, чтобы разрушить дела дьявола, остановить прогрессирование греха и, наконец, стереть его с лица вселенной в то место, откуда он никогда не сбежит, чтобы испортить красоту творения, и будет вспоминаться только для увеличения славы Бога и блаженства всех Его послушных и разумных созданий.
Писание сообщает нам, что этот мир был создан Иисусом Христом и для Иисуса (Кол. 1:16); он был задуман как театр, на котором должна быть явлена Еего слава, и чтобы Церковь, искупленная Его кровью, могла познать многогранную мудрость Бога для начальств и властей в небесных местах (Еф. 3: 10,11).
Мы не вникаем в вопрос, как цель Бога положить конец возрастанию греха путем искупления падшего человека согласуется с виной Адама, полностью лежащей на нем самом. Для этого вопроса наши способности совершенно неадекватны; но в одном мы уверены, что Адам не был искушаем Богом, потому что Он не может быть искушаем злом и никого не искушает (Иак. 1:13). Богу известны все Его дела от основания мира; с самого начала Он действовал по плану, берущему начало в безграничной мудрости и совершенной доброте. Слава Бога сокрыта во всем  (Притч 25: 2). Облака и тьма окружают Его; правда и суд обитают на престоле Его (Пс. 97: 2), и когда совершится тайна Божья; в великий день откровения Его праведного суда, тогда все трудности будут разрешены, и одна гармоничная песня наполнит вселенную. Велики и дивны все дела твои, Господь Бог Вседержитель; праведны и верны пути твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твое? Ибо только Ты свят: все народы придут и поклонятся пред Тобою; ибо суды Твои явлены (Откр. 15: 3,4).
Вследствие того, что наш мир был создан с целью положить конец прогрессу греха во вселенной, посредством явления Сына Божьего, все с самого начала осуществлялось с целью достижения этой великой цели. Человечество не было создано индивидуально, но все были созданы и благословлены в Адаме (см. Быт. 1: 25-30 и обратите внимание, как весь человеческий род включен в благословение, провозглашенное там Адаму).
Много было сказано о завете, заключенном с Адамом, согласно которому по истечении определенного срока испытания он и его потомки должны были получить возможность наслаждаться вечной жизнью. Но в Священном Писании ничего не говорится о таком завете, и наша мудрость - соблюдать написанное и не строить предположений относительно того, что могло произойти. Если бы Адам твердо стоял в своей преданности, несомненно, его потомки продолжали бы наслаждаться теми благословениями, которые были дарованы их главе; но он пал и вовлек своих детей в страдания. Однако это событие не было случайным, и до того, как наши прародители были изгнаны из Рая, они услышали радостную весть о спасении через Христа. В таинственном провидении Бога Адам был посвящен как прообраз или образ Грядущего (Рим. 5:14). То, что было естественным, стало прообразом того, что было духовным (1 Кор 15:46); и как в Адаме все его дети умирают, так во Христе оживет весь его народ (1 Кор. 15: 22,23).
В Адаме, образованном из праха земного и ставшем живой душой, мы видели, что все его потомки благословлены всеми естественными благословениями в земных местах; а во втором Адаме, который является оживляющим духом (1 Кор. 15:45), верующие благословлены всеми духовными благословениями в небесных местах (Еф. 1: 3). Как все дети Адама из-за его непослушания стали детьми гнева и отчужденными от Бога, так и благодаря победе второго Адама все верующие примирились с Богом и стали наследниками вечного спасения. Первый человек вернулся в прах и увлек за собой все свое потомство. Второй Человек, Господь с небес (1 Кор. 15:47), передает духовную и вечную жизнь своему народу и в Своем воскресении возносит его к славе, чести и бессмертию.
Сотворение всего человечества в Адаме дало сатане очевидное огромное преимущество в его попытке погубить человечество. Вследствие этого устройства один успешный удар оказался фатальным для всех: приведя Адама к бунту, он подверг все его потомство проклятию. Дьявол, возможно, вообразил, что успех его плана по введению греха в этот мир был залогом будущих триумфов; но его карьера была внезапно остановлена установлением Царства праведности, на трон которого был помещен Человек, чтобы победить планы ангела-отступника, отомстить ему и всем его сторонникам и действенно защитить других от риск быть соблазненным от их верности.
Для этого родился Христос. Он столкнулся с сатаной на его собственной земле в мире, богом которого он является. Сильный  долго хранил свой дом, и его имущество было в мире; давно он победил человека! Но настало время явиться более сильному, чем он, и царство сатаны начало падать, как молния с неба. Он напал на второго Адама с искушением, но безрезультатно; он побудил своих сторонников помочь ему в борьбе; но они делали только то, что Божья рука и совет определили прежде, что должно быть сделано (Деян. 4:28). На кресте Христос ограбил начальства и власти и открыто выставил их напоказ, торжествуя над ними (Кол. 2:15); и полностью искупив грех Своей смертью, он воскрес из мертвых и сел на престол своей славы. Такова была награда за Его послушание; как Бог, Иисус был в равной степени неспособен ни на унижение, ни на возвышение; но в нашей природе его презирали, преследовали и распинали, и в той же самой природе Он возведен на престол вселенной. Все на небе и на земле покорено Ему; Ему подчиняются ангелы, начальства и силы. Он поставлен Судьей людей и ангелов; честь Божественного правительства вверена Его заботе, и Он выделит всем их вечную долю.
Когда в Священном Писании было предсказано явление в мир единородного Сына Божьего, о Нем сказано: «Да поклонятся Ему все ангелы Божьи». Соответственно, мы уже видели, что они служили Ему во время Его пребывания на земле. Они сопровождали Его, когда Он поднимался на высоту; теперь все они используются в качестве служебных духов, посланных служить наследникам спасения; и они будут сопровождать Его в тот торжественный момент, когда Он придет, чтобы отомстить всем врагам Бога и принять своих искупленных в полное наслаждение тем Царством, которое было приготовлено для них от основания мира. Тогда произойдет великое завершение, для которого мир был создан; тогда искупленные среди людей будут полностью сообразованы со своим славным Главой, и Христос представит Себе Церковь славной,  без пятна, порока или чего-то подобного. Тогда Он также обратит нечестивых в ад; дьявол и его ангелы будут брошены в озеро огненное, приготовленное для них; и те представители человеческого рода, которые отвергли весть о примирении, кто отказался прикоснуться к золотому скипетру, который Царь правды и мира так долго протягивал им; которые, будучи ослеплены богом этого мира, отвергли великое спасение, разделят гибель того,  кому они так упорно служили и отказывались отойти.
Хотя Слово Божье не дает нам сведений для удовлетворения любопытства и говорит об ангелах только в той мере, в какой это необходимо для нашей пользы, в нем сказано достаточно, чтобы научить нас тому, что избранные ангелы, как и избранные люди, объединены в одно общество под Сыном Божьим. Он не только Глава Своего тела - Церкви, но и Глава всех начальств и властей (Кол. 2:10); и похоже, что благодаря их связи со Христом избранные ангелы теперь безвозвратно защищены от зла. Апостол сообщает нам, что Богу было угодно собрать в одно все во Христе, как на небе, так и на земле (Еф. 1:10); Христом, чтобы примирить все с Собой, будь то земное или небесное (Кол. 1:20). Следовательно, вся семья на небе и на земле названа Христом (Еф. 3:15); и поэтому верующие представлены как пришедшие в новый Иерусалим к бесчисленному отряду ангелов (Евр. 12:22). Таким образом, верные, будь то евреи или язычники, представлены не только как объединенные в одно славное сообщество, но и как тесно связанные с избранными ангелами, которые также являются подданными Христа. Таким образом, мы видим, что творение разделено на две большие части. С одной стороны, все послушные создания Бога, включая искупленных людей, объединены в одну семью под властью Христа; а с другой стороны, все враги Божьи, включая неверующих, объединены духом, который ныне действует в детях непослушания (Еф. 2: 2).
Война между царствами света и тьмы все еще продолжается; но в великий день второго пришествия Христа борьба будет навсегда прекращена, тогда все слезы будут стерты с глаз народа Божьего, в то время как его враги будут брошены в вечную погибель, и дым их мучений поднимется вверх во веки веков.
Здесь давайте остановимся, чтобы поразмышлять о всемогуществе Бога. Давайте посмотрим, как сатана попал в свою ловушку. Он восстал и вызвал недовольство Всевышнего, и он попытался вовлечь этот мир в свою погибель. Он думал, что полностью преуспел; одним актом непослушания весь человеческий род был отчужден от Бога. Возможно, он мечтал продолжить свои завоевания; но грех человека, виновником которого он был, был назначенным средством положить конец беззаконию, изгнать грех из вселенной, за исключением места мучений, приготовленных для дьявола и его ангелов.
Так Бог ловит мудрых в их собственном лукавстве, и советы лукавых принимаются без промедления. Планы людей и бесов по противодействию Его воле подчиняются его осуществлению. Плод, который сатана получил от своей победы над человеком, заключался в том, что человек должен расстроить все его планы и что из уст человека он услышит необратимый приговор, которым он и все его соратники будут навсегда закрыты. в этой тюрьме, следовательно, они никогда больше не выйдут, чтобы приставать к творению Божьему.
Такова еще одна важная цель, на которую Бог должен был ответить в самом деле, живя с людьми на земле. Таким образом будет окончательно остановлено распространение беззакония во вселенной; и не только бесчисленное множество заблудших, виновных и погибших сыновей Адама вырваны, как головни из огня; но все послушные и разумные творения Бога навеки защищены в своей преданности, в то время как грех получает свою должную награду, и ему никогда больше не будет позволено распространить свое пагубное влияние. Когда будет достигнуто это славное завершение, великий конец посреднического Царства будет достигнут, и тогда Сын Божий предаст Царство Отцу, чтобы Бог был всем во всем (1 Кор. 15:28).
3. Бог снизошел до того, чтобы обитать с людьми на Земле, чтобы Он мог проявить свой характер в таком великолепном свете, который через вечность должен увеличивать счастье всего послушного и разумного творения.
В творении и провидении мы созерцаем славу Божью, и чем больше мы продвигаемся в познании, тем более удивительными кажутся Его дела. Мы видим, как Божественная сила закладывает основы земли и простирает небеса, как шатер, в котором можно жить. Мы ощущаем благость Господа в том, что Он обеспечивает нужды Его созданий; и среди руин падения у нас есть множество доказательств Его доброго милосердия. Но план искупления открывает нашему взору проявление глубины богатства, мудрости, знания, силы и благости Бога, что дает неисчерпаемую тему восхитительного созерцания для всех обитателей небес на протяжении сменяющихся веков. вечности.
Бог ничего не делает напрасно, ничего просто напоказ. Земной царь может окружить себя своей стражей, когда нет опасности; он может показывать свою власть и богатство своим подданным, чтобы произвести на их умы восхищение и трепет; но Величие Небес не снисходит до того, чтобы использовать такие средства для обеспечения уважения. Его сила настолько безмерна, слава Его характера настолько превосходна, Его дела настолько удивительны, что их вполне достаточно, чтобы вызвать высочайшее восхищение Его созданий.
Некоторые говорят о явлении Сына Божьего и Его искуплении за грех, как если бы это было сделано просто для того, чтобы доказать, что Бог относится к греху с величайшим отвращением. Но Священные Писания представляют смерть Христа как необходимую для удовлетворения Божественной справедливости, независимо от воздействия, которое она должна была произвести на вселенную. Человек бесчестил Бога, нарушил Его закон и попал под проклятие, и человек должен претерпеть праведное наказание. Это, как мы видели, было осуществлено, и такая слава была принесена Богу Человеком, Который был явлен Главой нового творения, так что было праведно перед Богом через Него передать вечную жизнь всему Его народу.
Но в то время как главная цель явления Сына Божьего, что касается человеческого рода, заключалась в том, чтобы удовлетворить Божественную справедливость и открыть канал, через который милость могла бы течь к грешникам, замыслом спасения Бог явил самое удивительное и великолепное проявление Своего характера. Он продемонстрировал свое отвращение ко греху, погубив мятежных ангелов, но простив беззаконие смертью Своего единородного Сына, воскресив из мертвых через Кровь вечного завета бесчисленное множество погибших людей расы Адама; в успешном достижении погибели сатаны, сгубившего человечество, средств окончательного уничтожения врага и полного свержения его царства; Бог доказал, насколько тщетно сопротивляться Его воле и что с Ним нет ничего невозможного. Он явил чистоту Божественного характера гораздо более поразительным образом, чем если бы все человечество погибло навеки, и явился сразу праведным Богом и Спасителем, Господом Богом, милостивым и милосердным, долготерпеливым, преизобилующим добротой и истиной, сохраняя милосердие для тысяч, прощая беззакония, преступления и грехи, и никоим образом не оставляя виновных без наказания (Исх. 34: 6,7).
Поскольку Бог является источником счастья, из созерцания Его славного характера должно происходить вечное наслаждение всеми его разумными красками, и, следовательно, каждое новое проявление сокровищ мудрости, добра и силы, сокрытых в Боге, должно увеличивать. счастье всего разумного творения. Этот мир - лишь небольшая часть Вселенной; если бы Господь поглотил землю и позволил всему человечеству погибнуть, масштабы Его владений и количество Его подданных не уменьшились бы заметно; но Он смотрел на нас в нашем потерянном состояннии, Он смотрел, и не было никого, кто мог бы помочь, и Он удивлялся, что некому было поддерживать; поэтому Его собственная рука принесла спасение заблудшему и виновному человеку. Он явился в подобии греховной плоти, Он Сам принес Свою душу в жертву за грех и таким образом провозгласил вселенной, что Бог есть любовь.
Мысль о том, что Бог живет с людьми на земле, настолько велика, что вечность будет слишком короткой, чтобы раскрыть тайны мудрости и благости, заключенные в этом событии. Ангелы желают заглянуть в него, это издавна было предметом их размышлений, и в вечности они будут восхищаться безграничным богатством благодати Божьей в чудесном замысле искупления человека. Мы говорим об этих вещах как дети, мы думаем о них как дети, и это вытекает из масштабности предмета. Но для этого требовался предмет бесконечной величины, чтобы доставить материю вечного созерцания и восторга миллионам человечества и тысячам миллионов тех славных духов, которые окружают трон Божий. Для нашего счастья необходимо что-то новое, и если бы великая тема, предоставленная Богом для обеспечения счастья Его созданий, была исчерпана, их наслаждение немедленно прекратилось бы. Но поскольку Бог снизошел до того, чтобы обитать с людьми на земле и купил Церковь Своей собственной кровью, то для растущего наслаждения людей и ангелов навеки предусмотрено обильное и неисчерпаемое обеспечение.
Таковы были последствия обитания Бога с людьми на земле, и они достойны Божественного характера. На этом основании Он построил здание милосердия, в котором, как Его избранном храме, будет жить вечно. По сравнению с крестом Христа, во всех других делах Бога мы видим лишь сокрытие Его силы; но в искуплении падшего человека есть высота, глубина, широта и длина мудрости и благости, которые превосходят всякое знание и которые в вечности наполнят небесные обители радостью и восторгом. Тем не менее будет задан вопрос: что это за одетые в белые одежды и откуда они пришли? И все же ответ будет повторяться: это те, которые вышли из великой скорби, и омыли одежды свои, и убелили их кровью Агнца; поэтому они находятся перед престолом Божьим и служат Ему день и ночь в храме Его. И ответ вызовет голос как бы великого множества и как голос вод многих и как голос могущественного грома, Аллилуия, ибо Господь Бог Вседержитель царствует. Будем радоваться и веселиться, и воздавать Ему честь; ибо наступил брак Агнца, и Его жена приготовила себя (Откр. 7: 13,15; 19: 6,7).
Глубина снисхождения Бога в принятии нашей природы, таким образом, будет средством не только возвышения миллионов людей до ранга сынов Божьих и восстановления прерванной гармонии творения, но и возвышения мыслей людей и ангелов, чтобы они достигли высоты познания, любви и радости, которых иначе они не смогли бы достичь.
Недалек тот день, когда Христос явится в Своей славе и славе Своего Отца со святыми ангелами и победит смерть; и самые высокие ноты хвалы в вечности будут подниматься к Богу и Агнцу. Таково славное завершение плана искупления. Таковы были цели, которые привели Величие Небес в наш мир. Счастье миллионов бессмертных созданий расы Адама было предметом, достойным Божественной милости; но удивительный замысел спасения человека распространил свое влияние «до самых пределов вечных холмов» и через непрекращающиеся века вечности будет распространять любовь, свет и радость по вселенной.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии