О смыслах

О СМЫСЛАХ

Ах, сколько в жизни предстоит нам испытаний пережить!
Двери мечты своей увидеть очертания глубоки,
Стремительно вбежать туда,
И обнаружить зад свирепый…


На скамейке в парке беседуют старые друзья, которые долго не виделись.

– Привет!
– Привет…
– Ты что грустный такой? Выпил, что ли?
– И что?
– Да нет, ничего, просто спрашиваю...
– Знаешь, я тут у Гротовского прочитал… Был актер у него, Яцек Вощерович. Так он, когда узнал, что силь- но заболел, чуть ли не смертельно, так он сказал, что на том месте, где у него прежде сидел зритель, теперь сидит Господь!
– Да ну?
– Я не шучу. У Гротовского вообще сакральный театр был. Правда, половина труппы с ума сошло, ну это неважно. Важно то, во что они верили, понимаешь, то, ради чего они на сцену выходили!
(Пауза)
 
(Продолжает) Я пару лет назад учился у одного из его актеров. Все лето у поляков в деревне про- вел. Там у них лаборатория театральная. В шесть утра вставали каждый день. После подъема – сразу кросс по лесу в течение часа, потом – акробатика, контактная импровизация и завтрак. Час перерыва и пятичасовой тренинг. Перерыв на обед, и дальше все по кругу. А как ты хотел?! Актер – это проводник!
(Пауза)
И что ты думаешь? Вернулся я в наш театр, а весь мой опыт нафиг никому не нужен. Вообще никому – ты это понимаешь? Играем непонятно про что, и каждый приезжий режиссер свою методу гонит. А мне что со всем этим делать прикажете?! Я же живой человек! Или нет…
– Ну ты не торопись, потерпи еще, может, кому-то и пригодится твой опыт. Ты еще молод вон как… Глядишь, и пригодишься.
– Да я все понимаю про них. Все! Я недавно в театральную магистратуру к ним поступил. Правительственное учреждение, на минуточку – все солидно. Не- далеко от парламента Эстонской Республики находится. Магистратура по физическому театру называется.
– А что это такое?
– Актерская работа с телом и пластикой. Все это как-то связано с раскрытием духовного потенциала личности актера, с источником... Да называй как хочешь... Я же путь ищу настоящий! Учителя! А там… (Пауза).
– Что там?
– Встаем каждый день в шесть утра и с семи до девяти в одну точку смотрим.
 
– Для чего?
– Сам не знаю. Техника Александера называется. Актер такой был в Австралии, потом в Америку мигрировал. У него еще что-то типа ДЦП было, двигаться нормально не мог. Поэтому он эту технику и разработал. Ну, для больных, понимаешь?
– Понимаю. А вам-то она зачем?
– Так и я стал спрашивать, зачем мне, здоровому человеку, вставать в шесть утра и стоять, как сурикат, в ожидании чуда из точки на стенке? Сказали, что я сам дурак. Хорошо, я допускаю свое несовершенство в этой теме, допустим, это действительно нужно. Так они, знаешь, что придумали?
– Что?
– Сериал «Викинги» смотрел?
– Про Рагнара? Да.
– Там персонаж такой был – Локки. Он корабли строил. Короче, организаторы этой магистратуры пригласили педагогиню, которая учила этого Локки, артиста то есть.
– Здорово!
– Да, я тоже думал, что здорово. Приехала какая- то бабушка в сто килограмм и начала про зеркальные нейроны рассказывать. Это такие электрические связи, которые в голове образуются за счет рефлекторного восприятия. Упражнения Михаила Чехова давать и много чего другого. В общем, все то, чему я в Москве когда-то учился. А главное, она преподносит все это как собственное открытие! Понимаешь? Говорит, что все это она сама открыла путем долгих проб и ошибок! «Двигайтесь по пространству, – говорит, – ни о чем не думайте».
 
Я про себя думаю: актер же – это в первую очередь мастер простого физического действия. У Станиславского об это четко написано. Даже в броуновском движении существует простая и четкая задача: заполнить пространство и не столкнуться. И потом после бессонной ночи и двухчасовой точечной медитации мне тупо хочется спать. И это естественно для организма. Как можно без цели шататься из стороны в сторону?
Короче, после первой недели таких занятий я понял – не мое это. Потом был этот круг, круг гребаного добра. Это когда все садятся в кружок и делятся своими позитивными впечатлениями об уроках.
– И что?
– Я высказал все, о чем думал… Сказал, что мне жалко потраченного времени. А большинство всех ее упражнений мы еще на первом курсе в институте про- делывали. Я думал, что в магистратуру попал, а тут черт-те что творится, и мне жаль, что этого никто не замечает.
– А они?
– А что они? Сказали, что это тоже позитивный опыт и я молодец, что справился.
Тут дело другое…
(Пауза)
Нам после бабушки этой показали проморолик сле- дующих педагогов из Антверпена.
(Пауза)
– Ну, что такое?
– Там один артист… другому… красный шарик в задницу вставил. Шарик был у него во рту… как маска такая, для извращений сексуального характера. Минут
 
пять примерно он полз на карачках через всю сцену в чем мать родила… оба актера были в чем мать роди- ла. (Небольшая пауза) Один из них все это время стоял на авансцене и ждал приятеля. Как только тот дополз до него, он сразу присел… Присел прямо перед его лицом, как будто на горшок сел… Ну и тот, что с шариком во рту был, прямо ему в задницу свою мордочку вставил и орать туда стал… прямо в задницу. Один орал, другой рот открывал… «Гора Олимп» назывался спектакль.
(Пауза)
– Водку будешь?
– Буду.


Рецензии