Наша школа вчера, сегодня, завтра

  Ставить негативные оценки сегодняшней школе стало модно. Все, кому не лень, пишут о том, как все плохо в ней. От низкой зарплаты учителей, до бесконечных несуразных и не воплощаемых в жизнь идей чиновников и педагогических наукообразных ученых, от нападок родителей до, подчас необычайно жестоких, проступков учащихся. И, что самое интересное, почти все правда. Но никто, или почти никто, не пишет о том, почему все это имеет место быть!
 Почти вся моя профессиональная деятельность прошла в системе образования. Как ученика в 50-60 е годы прошлого века, студента, а с 1972 года до сегодняшнего дня учителя средней школы. Параллельно с этой своей, как считаю, основной работой, был и администратором разного ранга от завуча до министерского чиновника. Несколько лет совмещал работу в школе с научной деятельностью в НИИ педагогических Академий СССР и РАО. Говорю об этом только для того, чтобы читатели поняли уровень моего понимания проблем нашего образования.  Более полувека внутри системы.
 Сегодня многие авторы с ностальгией вспоминают "заслуги и высочайший уровень" работы советской школы. Я учился в 2-х московских школах, неплохо надо сказать. Сразу отмечу несомненный плюсы той системы образования, особенно до введения, так называемого политехнического 11- летнего образования, это возможность педколлективам не держать после 14 летнего возраста тех школьников, кто не хотел, да и не мог учиться. Их отчисляли и они пополняли рабочий класс страны напрямую или через ремесленные училища, переименованные затем в ПТУ. Стране был нужен рабочий класс, его квалификация при этом далеко не всегда играла большую роль. А , если и была нужна, то система начального и среднего профессионального образования ее восполняла. В вузах на рубеже 70-х училась четвертая- пятая часть выпускников школ и это было, по моему мнению, оптимально.
  О качестве обучения в те годы много говорить не буду, как и о том, что есть в школах сейчас и будет потом. Всегда, как в любой профессии, в школе есть учителя от Бога, их всегда меньшинство. Так же, как и тех, кого пора гнать из нее поганой метлой. Их тоже не много. И они уходят из нее рано или поздно. Жизнь вытесняет: ученики или их родители, администрация подключается, хотя ей убрать никуда негодного учителя труднее всего.
 Главный вывод о том какой учитель хороший или плохой я сделал еще, будучи учеником. Учитель не должен мешать ученику учиться по его предмету. А, если еще и помочь может, уже хорошо. И силой навязывать обучение своему предмету школьнику учитель должен, как я считаю, до определенного момента. Он наступает тогда, когда ваш ученик овладел азами предмета и на низшем уровне может по нему отчитаться. Не хочет или не может лучше и не надо. Надо только поставить его самого и родителей перед данным фактом. Все довольны и хорошо, но, одно условие - не мешай другим учиться тому, что ты не хочешь или не в состоянии. Именно так и было организовано обучение до 70-х годов. Но в 1972 году была, по моему мнению, совершена глобальная политическая ошибка в нашей стране- мы перешли на всеобщее среднее образование. Это означало, что в стране возникло очень мутное понятие -всеобуч.
  На практике это обернулось массовой фальсификацией и подтасовкой результатов обучения. Кстати, плоды этого ошибочного решения , мы  пожинаем до сих пор.
На неверное решение о всеобуче наложилось еще и одно обстоятельство, сложившееся в этот период времени. Дело в том, что массовая государственная реклама достоинств высшего образования, по сравнению со средним, наконец сработала. Если сравнить фильмы, книги, спектакли даже моду тех лет, то можно увидеть, как на смену рабочим и крестьянским парням и девушкам приходят ученые- интеллектуалы.
Вспомните "Девять дней одного года" с Баталовым,  "Доживем до понедельника" с Тихоновым ,которые вызвали приток абитуриентов в соответствующие вузы. И неважно, что у большинства абитуриентов  не было никаких способностей ни к физике, ни к истории.
  Хочу и все! Поступлю и все в деревне или маленьком городке, откуда я или мои родители, недавние жители крупных городов, приехали, будут им и мне завидовать!
  Пошли вверх конкурсы в вузы, появились первые серьезные взятки за подтасовки при зачислении. Фактически в нашей стране появилось платное "взяточное" образование. Оно приобрело грандиозные размеры совсем  недавно, в нулевые годы.
Число московских золотых и серебряных медалистов возросло в десятки раз. Были школы, где с медалями заканчивали школу почти все выпускники, а экзаменационные медальные работы за них писали учителя школы. Недаром ,естественно.
 Думается, что именно в этот период времени резко упал и так, все снижавшийся и снижавшийся престиж учительской профессии. И неважно, что взяточников и в школах , и в вузах меньшинство. Чувства зависти и ненависти перемешались в головах людей. Причем, в первую очередь, тех, кто давал взятки. Они ведь в глубине души своей, если какие-то остатки были, понимали, что их детям, как и им когда-то совершенно не нужно это высшее образование. Но, что скажут родственники, знакомые ? Их-то поступил, а твой? И неважно, что в заборо-строительный! Главное, поступил! А то, что больше половины этих блатных вылетит с треском через год, два, опять же неважно. Да и не интересно это не будет никому.
 Что еще стало камнем преткновения в нашей школе, так это отсутствие связи обучения в вузе с будущей работой выпускника.
 Самый яркий пример -отсутствие навыков практического преподавания учебных предметов в педвузе с реальной работой учителем  в массовой школе. Сплошь и рядом ломается психика молодого учителя от тех нагрузок, которые на него обрушиваются.
 И не учили его в вузе, как учить тех, кто учиться не хочет, творит на его уроке, что хочет, а ты ему и слово не скажи. Жаловаться побежит, а администрация станет на его сторону. Ей ведь ой, как не хочется за него-молодого специалиста выговор получать, и премии лишаться. Причем такой, что и не снилась учителю!
 Те "указивки", которые лавиной обрушиваются на школу, добавляют бестолковости в педагогической деятельности. Командуют все от президента до пожарных и роскомнадзора. Главным, по-моему, потихоньку комнадзор становится. Правда его сотрудники, начиная с руководства и до исполнителей ничего не понимают в том, чем они руководят. Но это и неважно, главное приказать, а там, глядишь кто-то с дуру и выполнит. Правда, какой ценой и за чей счет!?
 Если ко всему, что я написал добавить еще и издержки демократии, которая у нас, как водится, во вседозволенность превращается, то становится понятно, почему у нас результаты знаний выпускников все хуже и хуже. Нервов у учителей не хватает, пошло массовое выгорание. Сдерживает большинство городских учителей неплохая зарплата в последние годы. Но далеко не у всех, не везде. Остаются либо самые стойкие, которых уже ничем не испугать, либо те, кому и идти-то больше и некуда.
 Вот на них все пока и держится! Надолго ли?
  Если не упразднить или не запретить деятельность бесконечных советчиков от чего-угодно, не подпускать их к школе, система восстанет, верю - возродится.
Ведь в каждой школе, в каждом регионе есть энтузиасты своего учительского труда. На них ведь все и держится.
 А что касается внедрения в школу новых, современных форм и методов обучения, то с этим никогда спешить не стоит. Практика сама отберет, что ей подойдет, а что лучше Грефу с его идеями всеобщей компьютеризации оставить!
 Я верю, что все будет хорошо, школа переживет все глупости, сваливающиеся на ее голову. А патриотов мы и без поднятия флага воспитаем.
 Воспитывали и воспитаем!

 Прошу читателей, кому интересна эта проблема написать на эту статью рецензию!


Рецензии