Литературный обзор - 6

04. 05. 2022 г.
Хочу представить вашему вниманию, уважаемые читатели, выдержки из двух книг австрийского психолога и психиатра первой половины 20-го века Альфреда Адлера. В условиях нового времени (об этом я говорил в "Обо всём") нам предстоит перевоспитывать себя и своих детей. И никуда нам от этого не деться. А для этого не помешает каждому покопаться в своей психике и определить, на какой он стороне жизни:на полезной или бесполезной.

Альфред Адлер "Понять природу человека", "Наука жить"

Об авторе и его работе (Филипп Мерэ)

Мы не должны рассматривать общественное сознание как нечто создаваемое с приложением больших усилий. В действительности оно является столь же естественным и врождённым как и сам эгоизм, и, будучи одним из законов жизни, имеет главенствующее значение. Нам же требуется не создавать, а всего лишь освобождать его там, где оно подавлено. В этом и заключается принцип сохранения жизненной энергии, точнее, то, как он проявляется в нашей реальной жизни.

Идеальное или, скорее, нормальное отношение к обществу - это непринуждённое и естественное допущение равенства всех его членов, на которое не способны повлиять какие-либо сиюминутные изменения. Социальная смелость напрямую зависит от этого ощущения безопасного членства в человеческой семье, которое, в свою очередь, определяется гармонией в собственной жизни человека. По характеру собственных чувств, испытываемых к соседям, жителям своего города, представителям своей национальности и других народов человек может сделать вывод о том, насколько стабильна и эмоционально устойчива его душа.

...Возникает вопрос: как мы должны действовать, зная о тенденции человеческой души к злоупотреблению тщеславием, и не увеличиваем ли мы общее количество тщеславия в мире, предполагая, что сами-то являемся чудесными исключениями из удручающего правила? Адлер овечает, что мы должны сохранять ..."пятьдесят на пятьдесят". Наша концепция нормального поведения должна заключаться в том, чтобы позволить миру или обществу (или отдельным личностям, с которыми мы сталкиваемся) быть тем или иным образом на равных с нами. Мы не должны недооценивать ни себя, ни наше окружение - но, полагая, что каждая из взаимодействующих сторон наполовину права, признавать в равной мере реальность как свою, так и всех остальных. Это относится не только к контактам с другими людьми, но и к нашим внутренним реакциям по отношению к дождливой погоде, праздникам или тем удобствам, которые мы не можем себе позволить, и даже к автобусу, на который мы только что опоздали. При правильном подходе это вовсе не образец трудного и неприятного смирения. В действительности это великое утверждение собственной значимости, подкреплённой точно таким же правом на собственную реальность и влияние, какое имеет весь остальной окружающий мир, - в любом из своих возможных проявлений. Претендовать на меньшее - ложная скромность, потому что результаты, получаемые нами из любого контакта, на половину своей реальности зависят от того способа, которым мы осуществляем этот контакт. Любому индивидууму необходимо признавать своё участие во всём, что происходит с ним, как половину самого себя.

...долг каждого человека - неустанно стремиться к тому, чтобы возвысить свою профессию, какой бы она ни была, до безусловных идеалов братства, дружбы, социального единства, скреплённого мощным моральным духом сотрудничества; если же человек не хочет этого делать, то его собственное психологическое состояние является весьма ненадёжным. ...работа человека никогда не освободит силы его духа, если он не приложит специальных усилий в широком смысле слова к тому, чтобы сделать её подлинным выражением своей сущности. ...В деловой жизни человека отношение "пятьдесят на пятьдесят" ведёт в равной степени к признанию реальности и к борьбе с ней единственным реалистичным методом, который неизбежно представляет собой сотрудничество. ...То, что было написано о долге индивидуума в его профессиональной деятельности, в равной степени относится и ко всей его социальной функции. Поясним: функция человеческой личности подразумевает активное членство в своей нации и во всём человечестве, не говоря уже о своей семье.

...что нам следует думать о внутреннем замешательстве невротика? Как правило, невротик ставит собственную жизнь и цели выше жизни и целей окружающих, демонстрируя таким образом полное отсутствие интереса к масштабным, общественным ценностям.

ПСИХИКА

...основы человеческой психики закладываются в самом раннем детстве. ...между опытом, впечатлениями и социальными установками детских лет и позднейшими психическими явлениями [мы видим] неразрывную и неопровержимую связь.
...психические явления ни в коем случае не следует анализировать по отдельности, более того - их даже нельзя понять, если не рассматривать как части единого целого. Отдельные психические симптомы можно оценить только в том случае, если исследовано и понято их место в общем образе поведения данного человека, во всём его внутреннем микрокосме, в его "стиле жизни". ...тайные цели его детства находятся в точном соответствии с его социальными установками в зрелом возрасте.
СТИЛЬ ЖИЗНИ - комплекс личной философии индивидуума, характерных для него верований и взглядов на жизнь, являющийся стержнем его личности. Стиль жизни представляет собой творческую реакцию самого индивидуума на опыт первых лет жизни, который, в свою очередь, влияет на всю картину его восприятия себя и мира, а следовательно - на его эмоции, мотивы и действия.

       ...человеческая личность использует весь свой жизненный опыт с одной целью. При ближайшем рассмотрении оказывается, что этот опыт должен совпадать с её стилем жизни, укладываться в мозаику её жизненных установок. ...мы на самом деле сами творим свой жизненный опыт, ...каждый из нас определяет, что и как он испытает. Каковы бы ни были его отговорки, какие бы он не предъявлял алиби, он желает лишь одного - снять с себя ответственность за дальнейшие события. Таким образом он оправдывает своё поведение и ставит себя вне критики. Следует понять, почему вместо того, чтобы изменить стиль поведения, человек извращает и искажает свой жизненный опыт в соответствии с этим стилем. Самое сложное для человеческого существа - познать и изменить себя. Помочь человеку изменить себя - не простое дело. ...процесс преобразования личности должен вестись так, чтобы он казался нужным самому объекту.

        ...любое человеческое действие [является] процессом, состоящим из причины и следствия. Однако если способности к самопознанию и самокритике существуют и хорошо функционируют, причины могут меняться, а результаты опыта приобретать совершенно иную ценность. Способность познавать себя растёт вместе с нашей способностью понимать причины наших действий и динамику нашей души. Стоит понять это - и вы станете другим человеком и не сможете больше уйти от последствий своего знания.

Психическая деятельность - это комплекс агрессивных и защитных механизмов, конечное назначение которых - гарантировать продолжение существования данного организма и дать ему возможность безопасного развития. Мы не можем представить себе психическую деятельность изолированной личности. Мы можем представить её лишь относительно окружающей среды, получающей стимулы извне и реагирующей на них.

...существование человеческой души немыслимо без цели, к достижению которой направлены все наши усилия. Невозможно представить себе психическое развитие вне зависимости от всегда находящейся перед нашими глазами цели, содержание которой, в свою очередь, определяется динамикой жизни. Сама цель может представляться нам либо изменяющейся, либо статичной. Исходя из этого, все явления нашего психологического существования можно считать приготовлением к какой-либо будущей ситуации. Душа, по-видимому, состоит главным образом из силы, стремящейся к цели; и психология личности рассматривает все проявления человеческого духа постольку, поскольку они направлены к такой цели.

...психика способна воспринимать из внешнего мира огромное количество впечатлений. Кроме того, психика следует определённой цели, соответствующей интерпретации мира, которую она выработала, руководствуясь поведенческими установками, возникшими в раннем детстве. ...это некая неустранимая аура, которая всегда противостоит чувству личной неполноценности. Психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель. Постановка цели предполагает способность меняться и некоторую свободу передвижения.

...каждый из нас познаёт на собственном опыте лишь ограниченную часть действительности, или какого-либо события, или даже всего мира, в котором мы живём. Все мы игнорируем целое и ценим только то, что соответствует нашей цели. Таким образом, мы не сможем понять поведение того или иного человека, не уяснив себе, какую тайную цель он преследует; также мы не сможем объективно оценить все грани его поведения, пока не осознаем, что вся его деятельность подчинена этой цели.

Мы ориентируется на искусственно созданную постоянную цель - цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию. Это допущение фикции необходимо из-за несовершенства нашей психологии. Цель этого допущения - просто ориентироваться в хаосе повседневного существования и иметь возможность как-то оценивать относительные величины.

...над всеми видами психической деятельности доминируют две великие склонности. Эти две склонности - социальное чувство и индивидуальное стремление к власти и господству.

Характер - это психологическая модель, качество и природа взаимоотношений индивидуума с той средой, в которой он живёт. Это поведенческая установка, согласно которой он ведёт борьбу за самоутверждение в соответствии со своим социальным чувством. Черты характера не наследуются, как это многим кажется, и не проявляются от рождения. Они являются как бы жизненным шаблоном, который позволяет каждому человеку жить и самовыражаться в любой ситуации, будучи избавленным от необходимости сознательно её осмысливать. Мы приобретаем их с тем, чтобы они помогали нам идти по жизни определённым путём. При ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что данная личность сочла их необходимыми и приемлемыми для своего образа поведения и сформировала их с этой целью - порой в самом раннем детстве.
Наш характер формируется на самой ранней стадии жизни, настолько ранней, что кажется, будто он унаследован. На самом же деле он приобретён благодаря наблюдению и подражанию. Причина, по которой те или иные черты характера оказываются присущи целой семье, нации или расе, заключается в том, что один индивидуум перенимает их у другого путём подражания или при участии в деятельности другого. Дети и подростки - непревзойдённые имитаторы.

Стиль жизни индивидуума, его действия, его поведение, его положение в мире тесно связаны с его целью. Мы не можем ни о чём подумать и ничего предпринять, не имея какой-то определённой цели. Эта цель присутствует в сумрачных глубинах психики ребёнка и направляет его психологическое развитие, начиная с самых первых дней его жизни. Эта цель даёт его жизни форму и характер. Благодаря ей каждый индивидуум представляет собой обособленное и неповторимое целое, отличающееся от всех других личностей. Все его действия и все проявления его жизни направлены к этой тайной цели.

...не объективный опыт уводит нас с прямого пути развития, а наше личное отношение к этому опыту и наша оценка событий.

Чувства и эмоции являются акцентированными проявлениями черт характера. Эмоции проявляются подобно внезапной вспышке под давлением некой сознательной или неосознанной необходимости. Подобно чертам характера, они имеют определённую цель и направление. Мы могли бы назвать их психологическими явлениями, ограниченными во времени. Чувства не представляют собой таинственные явления, которые не поддаются истолкованию; их проявление всегда определено стилем жизни и поведенческой установкой данного индивидуума. Их цель - изменить положение индивидуума, являющегося их субъектом, к лучшему. Это акцентированные, усиленные движения души, происходящие у индивидуума, который либо отбросил другие механизмы достижения своей цели, либо потерял веру в то, что её можно достичь иными средствами.
Ось - то направление, что установлено целью, - не только влияет на индивидуальные характеристики, физические движения, особенности самовыражения и общие, проявленные вовне симптомы, но также и доминирует в области чувств. Люди всегда стараются оправдать свои жизненные установки чувствами. Если человек стремится делать свою работу хорошо, неудивительно, что данная идея занимает одно из центральных мест в его мировоззрении и главенствует в его эмоциональной жизни. Чувства всегда согласуются с точкой зрения индивидуума на его задачу: они усиливают его тягу к активности.

Жизнь всегда стремится к продолжению, и жизненная сила никогда не уступает внешним препятствиям без борьбы. Движение души аналогично движению органической жизни. В уме у каждого из нас существует концепция цели или идеал, заставляющий добиваться большего, чем доступно в актуальной ситуации, и преодолевать имеющиеся недостатки и трудности, руководствуясь чёткой целью в будущем. Благодаря этой конкретной цели индивидуум оказывается в состоянии находить в себе дополнительные силы - ведь он опирается на представление о будущем успехе. Без ощущения цели человеческая активность утратила бы всякий смысл.

Очевидно, что, представляя собой нормальные чувства, стремление к превосходству и чувство неполноценности совершенно естественно дополняют друг друга. Стремление к превосходству никогда не прекращается; по сути, оно формирует разум и психику индивидуума. Жизнь всегда состоит в достижении цели или формы, и именно стремление к превосходству является движущей силой на пути к форме. Оно словно поток, который увлекает за собой всё, что встречает на своём пути. Пока человек, стремящийся к превосходству, уравновешивает своё стремление социальным интересом, он остаётся на полезной стороне жизни и способен на полезные достижения.

Чувство неполноценности - это не болезнь, а скорее стимул к здоровому, нормальному стремлению и развитию. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда оно захватывает индивидуума - и вместо того, чтобы стимулировать у него полезную деятельность, делает его депрессивным и неспособным к развитию.

 Образ жизни всегда представляет собой некую целостность, потому что он формируется из трудностей раннего периода жизни и стремления к цели. Каждое человеческое существо имеет индивидуальный образ жизни. И что бы ни послужило стимулом для поведения человека в конкретной ситуации, оно окажется стимулом лишь к сохранению и укреплению уже имеющегося образа жизни.
Как правило, образ жизни никогда не меняется. В любой ситуации человек остаётся собой - неизменной личностью с совокупностью одних и тех же качеств. ...каждое слово, действие и чувство будет неотъемлемым элементом единой линии действий. ...Всё, что всплывёт у него в памяти, будет иметь для него большое эмоциональное значение - и, соответственно, поможет нам найти ключ к его личности. И сознательные, и бессознательные воспоминания имеют общее качество - они группируются вокруг одной и той же цели превосходства. И те и другие являются частью сложившегося прототипа. И те и другие в конечном счёте оказываются одинаково важны.

...полностью обычно не сдаётся никто: этот шаг просто невозможен, так как он противоречит человеческой натуре. Нормальный индивидуум не склонен к совершенному признанию своего поражения. Если же со стороны всё выглядит именно так, то это скорее свидетельствует об обратном - о том, что в душе человека происходит напряжённая борьба за то, чтобы удержаться на плаву.

Дети, которые не проявляют активности в учёбе, и взрослые, которые кажутся ни на что не способными, в действительности могут находиться на грани большой опасности. Зачастую подобная лень поверхностна. Неожиданно что-то происходит - и человек пытается покончить с собой или приобретает нервное заболевание, а то и вовсе сходит с ума.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Чтобы узнать, каким образом кто-либо мыслит, нам необходимо исследовать его взаимоотношения с другими людьми. Психика не может действовать самостоятельно. Перед ней постоянно возникают проблемы, и необходимость их решать, как правило, и определяет направление развития психики. Эти проблемы неразрывно связаны с логикой нашей общественной жизни; требования общества влияют на личность (но редко позволяют ей влиять на себя, да и то лишь до определённой степени).
...история и наше проникновение во внутренний мир личности учат нас, что индивидууму иногда бывает удобно реагировать на требования социально-экономической системы неправильным образом. Пытаясь увильнуть от системы, он может безнадёжно запутаться в последствиях своих неправильных реакций.
Люди - существа общественные, а не одиночные. Только разделение труда (иначе говоря - цивилизация) способно предоставить человечеству средства к выживанию.
Именно интеллект позволил такому уязвимому существу, как человек, успешно адаптироваться к окружающей среде и уверенно в ней существовать. Постоянное чувство собственной неадекватности стимулировало у людей способность предвидеть опасность и избегать её, и благодаря ему разум сумел развиться и стать тем, чем он является сейчас, - органом мышления, чувств и действий. Все его способности развиваются, опираясь на один основополагающий принцип: логику общественной жизни. Логично лишь то, что полезно всем.

Мы считаем адаптацию личности к обществу важнейшей психологической функцией как личности, так и общества. То, что мы называем справедливостью и праведностью и считаем самыми ценными чертами характера человека, - не что иное, как исполнение условий, вытекающих из социальных нужд человечества. Эти условия формируют характер и направляют действия личности. Ответственность, верность, откровенность, правдивость и тому подобное - это достоинства, которые возникают и поддерживаются лишь благодаря незыблемым принципам общественной жизни. О том, хорошо или плохо то или иное качество характера, мы можем судить, лишь глядя на него глазами общества. Критерии, по которым мы судим о той или иной личности, определяются ценностью этой личности для человечества в целом. ...это такая личность, которая ведёт жизненную игру согласно законам общества.. ...хорошо приспособленная к жизни в обществе личность не может сформироваться, если не прививать ей глубокого сознания единства с человечеством и не обучать искусству быть цельным человеком.

СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО (или социальный интерес) - коллективный дух, чувство общечеловеческого братства и самоотождествления со всем человечеством, которое формирует позитивные социальные взаимоотношения. Эти взаимоотношения могут быть конструктивными и здоровыми только тогда, когда они включают в себя равенство, взаимодействие и дух сотрудничества. Социальное чувство начинается со способности отождествлять себя с себе подобным и ведёт к стремлению построить идеальное общество.

Общество налагает на нас определённые обязанности... Точкой, где индивидуум и общество смыкаются, можно считать тот факт, что человеческий род состоит из двух полов. В сообществе, созданном мужем и женой, люди удовлетворяют своё стремление к жизни, добиваются уверенности в себе и обеспечивают своё счастье.

Различные обязанности, связанные с жизнью, несут с собой необходимость разделения труда, которое не только не изолирует людей друг от друга, но и усиливает их связи между собой. Каждый должен помогать ближнему; каждый должен ощущать свою связь с товарищами. Так было положено начало межличностным отношениям.

..склад личности индивидуума можно познать лишь тогда, когда мы увидели индивидуума в его социальном окружении и оценили его положение в окружающем мире. Под положением мы понимаем его место в порядке вещей и его отношение к окружающей действительности и жизненным проблемам - например, к задачам, которые ставит перед ним работа, дружеские отношения и повседневное общение с другими людьми.
ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ - три широких сферы человеческой деятельности, в которых необходимо действовать каждому индивидууму: задача найти общественно полезную профессию или занятие; выстроить плодотворные взаимоотношения с другими людьми; и сыграть свою роль в любви, браке и семейной жизни.

Индивидууму необходимо осознавать и систематизировать свои взаимоотношения с миром, в котором он живёт, и его психика, будучи органом адаптации, должна развивать те способности, которые играют определённую роль в его защите или имеют другое значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память. Память избирательна. ...над каждым из воспоминаний доминирует объединяющая тема или цель, определяющая всё развитие личности.
Фантазии детей и взрослых, которые иногда называют мечтами, всегда связаны с будущим. Эти "воздушные замки" являются их целью, созданной воображением в качестве образца для реальной деятельности. ...стремление к власти над другими играет в них доминирующую роль. То, что стремлению к власти очевидно придаётся особое значение, ещё раз демонстрирует - психика может развиваться лишь тогда, когда перед личностью поставлена некая цель; в нашей цивилизации эта цель подразумевает общественное признание и положение.
...жить среди людей - значит непрерывно оценивать себя, а это порождает желание главенствовать и надежду на успех в соревновании. ...Фантазией можно злоупотребить, отвергнув ради неё действительность, и в таком случае она становится для индивидуума чем-то вроде ковра-самолёта, на котором он воспаряет над убожеством этой жизни силой своего воображения.
Наряду со стремлением к власти, социальное чувство также играет важную роль в нашем мире фантазий. ...стремление к власти почти всегда включает в себя какое-то применение этой власти в социальных целях. ...мечтатель становится спасителем или рыцарем, торжествующим над силами зла и угнетения.
...сновидение - это повторение того же процесса, который имеет место в дневных грёзах. ...характер человека можно легко распознать по его сновидениям. В сновидении, как и в дневных грёзах, мы имеем дело с попыткой предначертать, спланировать и направить будущую жизнь к конечной цели - безопасному существованию.
        ...задачи адаптации к окружающей действительности ...связаны со способностью к отождествлению, или эмпатии, которая у людей чрезвычайно развита. Вся наша жизнь в большой степени зависит от этой способности к отождествлению себя с другими. Если мы станем искать истоки этой способности действовать и чувствовать так, будто мы - не мы, а кто-то другой, то сможем найти их в способности сочувствовать другим, которая дана каждому человеку от рождения. Это чувство присуще всем, оно отражает единство вселенной, частью которой каждый из нас является; это неотъемлемая черта любого человеческого существа. Оно даёт нам возможность отождествить себя с тем, что находится за пределами нашего непосредственного опыта. 

Восприимчивость к влиянию других - одно из важнейших проявлений нашей психики. Общественный образ жизни был бы невозможен, если бы один индивидуум не мог влиять на другого. Благодаря врождённому социальному чувству люди подчиняются влиянию друг друга в той или иной степени по доброй воле. Степень этой добровольности зависит от того, насколько человек, оказывающий влияние, признаёт права человека, являющегося объектом этого влияния. Невозможно долгое время претендовать на уважение человека, которому мы причиняем зло. Наше влияние на другого наиболее эффективно тогда, когда тот человек чувствует, что его права защищены. Этот момент очень важен для педагогики. ...система, принимающая этот момент, будет эффективной, поскольку она аппелирует к самому древнему инстинкту человека - его чувству единства с человечеством и вселенной.

На самом деле неважно, что вы думаете о себе и что о вас думают другие. Важно ваше отношение к обществу в самом широком смысле, поскольку оно определяет все желания, все интересы и все поступки каждого индивидуума.

Если один член семьи является более выдающимся в чём-то человеком, чем другие, то последние будут страдать. При этом совершенно неважно, кто именно оказался таким человеком: отец, мать или один из детей. Это создаёт очень сложную ситуацию для других членов семейства, и иногда они оказываются не в силах адекватно реагировать на неё. Не исключено, что у кого-то из остальных членов семьи обнаружится комплекс неполноценности и стремления, обусловленные комплексом превосходства. Пока они интересуются не только собой, но и другими, они будут решать свои жизненные проблемы удовлетворительно. Но если же у них отчётливо выражен комплекс неполноценности, они живут, если можно так выразиться, как будто во вражеской стране, постоянно защищая свои, а не чужие интересы - и, таким образом, не имея достаточного общественного чувства. Они относятся к социальным вопросам окружающей жизни отстранённо, не стараясь их решить. Так, ища себе облегчения, они переходят на бесполезную сторону жизни.

Оценивая человека, мы не должны руководствоваться только его сознательными поступками и высказываниями. Зачастую мелкие детали его мышления и поведения, о которых он и сам не подозревает, лучше позволяют нам проникнуть в его подинный характер. Наблюдая более опытным глазом, мы сможем сделать далеко идущие выводы о любом человеке, ища такие значительные детали, которые отражают, как в зеркале, всю его личность.

Для людей вообще характерно хвататься за мысли, оправдывающие их социальную установку, и отвергать любую идею, которая могла бы помешать её выполнению. Люди решаются делать только то, что, согласно их мировоззрению, имеет для них ценность. Мы признаём всё, что для нас полезно; всё, что нам не подходит, отсылаем в наше бессознательное.

Любой может заблуждаться, и каждый из нас считает себя обязанным подретушировать свой психологический образ, который он демонстрирует окружающему миру, прибегая для этого к многообразным хитроумным уловкам.

Каждый когда-то и где-то должен внести свой вклад. Всякий, кто не вносит своего вклада, кто отрицает ценность общественной жизни, является по определению антисоциальной личностью и ставит себя вне сообщества людей. ...ценность любой личности определяется её отношением к себе подобным и степенью её участия в разделении труда, которого требует общественная жизнь. Если человек приемлет эту общественную жизнь, это придаёт ему важность в глазах других людей и превращает его в звено великой цепи, связывающей членов общества. Место личности в обществе определяется её способностями.

...стремление к власти и господству привнесли в нормальное разделение труда ложные критерии человеческих ценностей, что исказило картину общества. Индивидуумы нарушили разделение труда, отказываясь адаптироваться к своей роли в обществе. В дальнейшем новые трудности возникли по причине амбиций и властолюбия индивидуумов, которые вмешивались в общественную жизнь и общественный труд ради своих эгоистических интересов. ...В обществе постоянно действуют силы, нарушающие разделение труда и пытающиеся создать для одной группы привилегии, а другую поработить.

...счастье человечества в целом зависит от создания условий, в которых женщины смогут примириться со своей женской ролью, а мужчины в отношениях с ними достигнут счастья и спокойствия.

...когда мы понимаем совместное обучение как соревнование между полами, цель которого - выяснить, чьи таланты и способности выше, оно и в самом деле пагубно. Если мы хотим, чтобы совместное обучение увенчалось успехом, оно должно представлять собой тренировку и приготовление к сотрудничеству в будущем между людьми различного пола при совместном выполнении различных задач. ...[А пока] оба пола барахтаются в навозной куче борьбы за престиж, и каждый пол пытается играть роль, для которой он не приспособлен. Что из этого выходит? Их жизни ещё более усложняются, их взаимоотношения лишаются всякой искренности и наполняются софизмами и предрассудками, которые уничтожают всякую надежду на счастье.

Цель достижения превосходства над другими - это тайная цель. Наличие социального чувства не даёт жажде превосходства проявиться открыто - она вырастает втайне и прячется за подходящим фасадом.

Общинный дух, или социальное чувство, находится под влиянием как чувства собственной неполноценности, испытываемого человеком, так и компенсаторного стремления к власти.

Любой индивидуум внутри общественного организма обязан быть его частью. Мы должны осознать свой долг по отношению к себе подобным. Степень развития социального чувства у того или иного индивидуума - единственный критерий человеческих ценностей, чья величина абсолютна. Социальное чувство настолько всеобъемлюще, что никто не способен начать ни одного действия, не сверившись предварительно с ним. Необходимость найти оправдание каждому поступку и мысли порождается нашим бессознательным ощущением общественного единства.

Притворное социальное чувство порой используется для прикрытия антисоциальных мыслей и поступков, которые являются истинными проявлениями натуры данной личности. Чтобы составить верное суждение о таких неясных случаях, нам требуется оценивать их с некоей универсальной точки зрения. В психологии личности такой точкой зрения может служить понятие социальной полезности и блага человечества, "всеобщего благоденствия".

Порой из поведения того или иного человека мы бессознательно делаем такие далеко идущие выводы, что всё наше отношение к нему в дальнейшем основывается исключительно на этих выводах. Никакую оценку характера человека нельзя делать в отрыве от контекста. Если мы вырвем из его жизни отдельные явления и будем судить их по отдельности, мы неизбежно сделаем ошибочные заключения.

...различные формы психической деятельности, зарождающиеся в первые дни детства, взятые по отдельности или в совокупности, окрашены либо преобладанием социального чувства, либо борьбой за власть. ...можно любое человеческое существо отнести к определённому типу: содержит ли тот или иной пример психической деятельности 1. Большой заряд социального чувства или 2. Всего лишь завуалированное стремление к личной власти и престижу, то есть на самом деле эти действия по преимуществу эгоистичны и полезны лишь для того, чтобы потешить самолюбие индивидуума.

Всеобщность существования социального чувства соединяет человечество в единое целое. Социальное чувство или общественный дух стоит у истоков всех великих достижений нашей цивилизации. Вклад в общественное дело является единственным критерием социального чувства того или иного индивидуума. Мы выстраиваем картину человеческой психики, узнавая, в каких отношениях данный индивидуум находится с обществом, в чём выражается его сопричастность всему человечеству, что делает его жизнь значимой и осмысленной. Вторым критерием характера является оценка тех факторов, которые наиболее враждебны социальному чувству: склонности к борьбе за личную власть и преобладание над другими. Рассматривая взаимоотношения между людьми с этих двух точек зрения, мы понимаем, как на них влияет, с одной стороны, степень развития их социального чувства и, с другой стороны, их стремление к самовозвеличиванию - две тенденции, находящиеся в вечном противоборстве. Таково динамическое взаимодействие, комбинация сил, которая внешне проявляется в том, что мы называем характером.

Всякую деятельность можно оценивать, пользуясь лишь одним критерием: её полезностью для общества. Для нашего века техники характерно обращаться с человеческими существами как с машинами, ожидая, что они будут следовать жизненным законам так же, как машины следуют законам физики. Но в случае с людьми они ведут к их обособлению, одиночеству и разрушению человеческих взаимоотношений. Поэтому для всех будет лучше устроить нашу жизнь таким образом, чтобы не столько сберегать, сколько отдавать. Если мы все попытаемся жить согласно этому правилу и иметь в виду общее благо, нам это пойдёт на пользу. ...Ежедневная деловая практика, в которой находит выход жадность, а социальное чувство подавляется, отравляет общественный организм в целом. Нужно найти какой-то выход с тем, чтобы каждому индивидууму было легче, а не труднее вносить свой вклад в создание общего блага. ...Противоречие между собственными интересами личности и благополучием общества даёт возможность проверить степень её враждебности к роду человеческому.

Формы, в которых проявляется замкнутость и самоизоляция, разнообразны. Люди мало говорят или вообще хранят молчание, когда к ним обращаются, не проявляют должного внимания, ...выказывают некоторую холодность, которая отчуждает их от других людей - в поступках, манере держаться, пожимать руки, в тоне их голоса... Каждым своим жестом они, кажется, отделяют себя от остального мира. Под всеми этими механизмами самоизоляции нетрудно обнаружить фундамент из честолюбия и тщеславия. Такие люди пытаются возвысить себя над другими, акцентируя различия между собой и остальным обществом; но самое большее, что им удаётся получить - это воображаемая слава. В безвредной, на первый взгляд, социальной установке этих социальных изгнанников заключена агрессивная враждебность. ...Всем известны семьи, жизнь которых герметически закрыта от любого постороннего взгляда. Их враждебность к другим, их самоуверенность и вера в то, что они лучше и благороднее всех на свете, очевидны. ...Самоизоляция может быть характерна для классов, религий, рас или наций, и порой бывает очень полезно пройтись по незнакомому городу и посмотреть, как стремление целых социальных слоёв отгородиться от других накладывает свой отпечаток на саму структуру домов и улиц. ...Тенденция, которая позволяет людям изолироваться в нациях, верованиях и классах, глубоко укоренена в нашей культуре, единственным следствием чего является конфликт. Кроме того, подобная тенденция даёт некоторым индивидуумам возможность натравливать одну группу людей на другую, чтобы потешить своё тщеславие. Подобный класс или индивидуум считает себя особо выдающимся, очень высоко себя ценит и занят исключительно обличением пороков других людей. ...Главная цель тех, кто изо всех сил старается акцентировать различия между классами и нациями, - удовлетворить своё личное тщеславие. Если их деятельность влечёт за собой катастрофические последствия - например, мировые войны и всё, что им сопутствует, - такие люди ни за что не признают в этом своей вины. Снедаемые неуверенностью в себе, эти смутьяны пытаются за счёт других обрести чувство собственного превосходства и независимости. Печальная судьба, которая их ждёт, - это изоляция в своём крохотном мирке; само собой разумеется, что они не способны развиваться и вносить свой вклад в культуру нашей цивилизации.

...Несчастья, постигающие индивидуума, являются результатом стремления к личной власти, а не к общему благу. Культ личной власти заставляет индивидуума идти к цели обходным путём, не принимая во внимание интересы себе подобных и ценой постоянного страха поражения.

В обществе нет места дезертирам. Для того, чтобы принимать участие в жизненной игре, необходимо до некоторой степени обладать приспособляемостью и способностью взаимодействовать с другими. Нам требуется быть готовыми прийти на помощь, а не брать на себя распорядительные функции лишь для того, чтобы покомандовать.

Пытаться изменить логичные и незыблемые законы человеческого общества бессмысленно. Из-за большого разрыва во времени и могущих возникнуть бесчисленных осложнений мы редко бываем способны установить связь между ошибками и их последствиями и сделать выводы, которые всё расставят по местам. Лишь тогда, когда мы сумели выявить поведенческую установку всей жизни человека и вдумчиво исследовать его биографию, нам удастся, да и то с большим трудом, осмыслить эти связи и обнаружить, где была сделана первая ошибка.

Единственный способ победить страх перед другими людьми - это укрепление связи между индивидуумом и всем человечеством. Лишь тогда, когда мы осознаем свою принадлежность к единой человеческой семье, мы сможем идти по жизни без тревог.

Радость - это чувство, которое с наибольшей эффективностью стирает расстояния между людьми. Радость соединяет людей, поскольку это движение к единству, протянутая рука, переданное тепло. Фактически, радость - это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности. Смех с его освобождающей энергией, с его способностью к раскрепощению идёт рука об руку с радостью и является, если можно так выразиться, краеугольным камнем этого чувства. Он выходит за пределы одной личности и привлекает симпатию других.
Сострадание - это самое чистое выражение социального чувства. Оно может быть хорошим мерилом способности человека отождествлять себя с другими.
Человеческое общество не могло бы существовать без некоторого смирения и скромности, позволяющих нам осознать необходимость сотрудничества между людьми.

Говоря о типе социально неадаптированного индивидуума, мы имеем в виду человека, который ведёт бесполезную жизнь, не руководствуясь какими-либо социальными интересами. Нормальный человек - это индивидуум, живущий в обществе и ведущий образ жизни, который адаптирован так, что, хочет он того или нет, общество получает определённую пользу от его работы. С психологической точки зрения у него есть достаточно энергии и смелости, чтобы противостоять проблемам и затруднениям по мере их появления. У психопатических личностей оба эти качества отсутствуют: такие индивидуумы не являются ни социально адаптированными, ни психологически приспособленными к ежедневным задачам жизни. Наша задача - пробудить в таком человеке социальный интерес. Изменить их идеи невозможно, пока мы не найдём способа проникнуть в их внутренний мир и там исподволь обезоружить их предубеждения. Кроме того, важно уменьшить чувство неполноценности у пациента и изменить его цель. Мы можем разъяснить ему, в чём заключается его проблема с развитием, и сформулировать понятным языком его склонность к постоянному перенапряжению, как будто он стоит над бездной или находится во вражеском окружении, не в состоянии расслабиться ни на миг. В наших силах обратить его внимание на то, как его собственные опасения, что ему предпочтут кого-то другого, мешают ему хорошо работать и производить наилучшее впечатление. С такими людьми беда в том, что они не умеют осмыслить ситуацию в целом из-за своей частной логики и недостатка здравого смысла. Как уже было сказано, они действуют так, будто всё время находятся во вражеском окружении, ведя при этом жизнь "одинокого волка". Но то, что хорошо для волка, для человека является трагической ненормальностью. ...Для того, чтобы лечение стало по-настоящему эффективным, нам следует обнаружить и исправить его образ жизни.

Одной из базовых мысленных установок, которая влияет на наши отношения с другими, является зависть. Небольшая зависть не приносит вреда, она весьма распространённое явление. Однако мы должны следить за тем, чтобы зависть была максимально полезной. Она должна двигать в нужном направлении нашу работу и любые другие действия, а также определять наше отношение к проблемам. В подобных случаях зависть не будет бесполезной, и мы должны снисходительно принимать ту частицу зависти, которая присутствует в каждом из нас. ...Что же касается ревности, то она является гораздо более сложной и опасной мысленной установкой, потому что совершенно не приносит пользы. Не существует такой ситуации, в которой ревнивый человек мог бы жить с пользой для остальных. Более того, в ревности прослеживаются последствия большого и глубокого чувства неполноценности.

Перейдём от общей проблемы зависти и ревности к анализу весьма необычного типа зависти - той, которую испытывают представительницы женского пола к превосходящей социальной позиции, занимаемой представителями пола мужского. Многие женщины и девочки хотели бы быть мужчинами. Эта установка вполне понятна, ведь если оценить ситуацию беспристрастно, можно заметить, что в нашей культуре все лидирующие места занимают мужчины. Их всегда больше ценят, уважают и одобряют, чем женщин. С моральной точки зрения это неправильно и подлежит изменению... К примеру, девочки могут одеваться как мальчики, потому что одежда для мальчиков действительно гораздо удобнее. В настоящее время подобное поведение является полезным и не должно подвергаться порицанию. Однако, наряду с ним существуют и бесполезные установки - скажем, когда девочка хочет носить мужское, а не женское имя. Доходит до того, что она впадает в ярость, если окружающие не обращаются к ней по тому мужскому имени, которое она для себя выбрала. Данная установка очень опасна, если отражает нечто более глубокое, чем простое баловство. Во взрослой жизни она может привести к неудовлетворённости своей половой ролью в обществе и к отвращению к институту брака, а в замужестве - к полному неприятию собственной сексуальной роли как женщины. Не нужно придираться к женщинам, которые носят короткую одежду, так как она весьма удобна. Более того, женщины могут развиваться наравне с мужчинами во многих отношениях (допустим, в профессиональном плане) и выполнять работу, которая прежде считалась мужской. Гораздо опаснее, если они недовольны своей женской ролью в обществе и пытаются перенять мужские недостатки. Эта опасная тенденция ярко проявляется в подростковом возрасте: именно тогда прототип начинает по-немногу искажаться. Девочки, чей разум ещё не окреп, начинают завидовать привилегиям мальчиков и выражают свою зависть в желании подражать им. Так в данном случае проявляется комплекс превосходства, состоящий в бегстве от надлежащего развития. Как мы уже отмечали, подобное поведение может привести к полной неготовности вступать в любовные отношения и брак. Это, однако, не означает, что девочки с таким настроем не хотят выйти замуж. Поскольку в нашей культуре отсутствие мужа является признаком социального поражения, замуж стремятся даже те представительницы женского пола, которые не заинтересованы в браке. ...Те, кто считает, что отношениям полов следует базироваться на принципе равенства, не должны поощрять этот маскулинный протест женщин. Равенство полов должно вписываться в естественные рамки вещей, в то время как подобный "протест" является слепым восстанием против реальности, а значит, проявлением комплекса неполноценности. Фактически, через маскулинный протест нарушаются все возможные функции обоих полов. Возникают многие серьёзные проблемы, и если мы отследим их, то увидим, что они берут своё начало ещё в детстве.

Причина, по которой не у всех людей развиваются комплексы, заключается в том, что их чувство неполноценности или превосходства направляется психологическим механизмом в социально полезное русло. "Пружинами" этого механизма являются социальный интерес, сила духа и логика здравого смысла. Комплекс неполноценности обычно таится во всех проблемных детях, независимо от типа их проблем. Он нередко скрывается за комплексом превосходства, который выступает здесь в качестве компенсации. Такие люди высокомерны, дерзки, тщеславны и чванливы. Они придают большее значение производимому собой впечатлению, нежели реальным действиям. ...Они проводят всё своё время в незначительных занятиях, при этом умудряясь всегда находить себе оправдание. Они слишком многому учатся на бесполезной стороне, и чрезмерно продолжительное обучение приводит их к навязчивому неврозу. Невроз - это развитая форма комплекса неполноценности. Чего только не делает человек, страдающий от тревожного невроза! Столкнувшись с трудностями из-за склонности к самоизоляции, порождённый комплексом неполноценности, они становятся успешными в собственном воображении, считая себя великими людьми. Идеология и интеллектуальный кругозор таких индивидуумов заметно расходятся с социальным здравым смыслом, который непременно сопровождает социально смелые установки нормальных людей. Их мировоззрение обусловлено социально бесполезной целью, а выбор цели, в свою очередь, обусловливается отсутствием социальной смелости. Преступникам всякий раз требуется оправдывать себя, в то время как цель, находящаяся на полезной стороне жизни, не вызывает сомнений и не нуждается в оправдании. Именно отсутствие веры в себя, связанное с комплексом неполноценности, практически всегда рушит жизнь человека. ...Успех зависит от социальной смелости, и психолог должен преобразовать чувство отчаяния в чувство надежды, которое питает индивидуума энергией для полезной работы.

Каждому индивидууму следует прилежно учиться вести себя по отношению к противоположному полу. То же отсутствие социального интереса, которое приводит к социальной и профессиональной неподготовленности, отвечает и за общую неспособность правильно взаимодействовать с противоположным полом. С психологической точки зрения мы должны относиться к сексуальному инстинкту как к некоему посреднику, который не выполнит возложенных на него функций, если мы не будем готовы забыть собственное "я" и стать частью более масштабного существования.

По своему характеру проблемы любви и брака схожи с общими социальными проблемами. Большой ошибкой было бы относиться к любовным отношениям и браку как к земному раю, в котором всё происходит исключительно по желанию человека. На протяжении всего пути в этой области отношений перед индивидуумом появляются задачи, решать которые нужно непременно с учётом интересов другого человека. В отличие от обычных проблем социальной адаптации любовные и семейные отношения требуют исключительного умения сочувствовать и способности отождествлять себя с другим человеком. Если сегодня далеко не все люди надлежащим образом подготовлены к семейной жизни, то это потому, что они так и не научились видеть глазами, слышать ушами и чувствовать сердцем другого человека. Многие мелкие ошибки, появляющиеся в детстве, до вступления человека в брак кажутся незначительными.
Если после вступления в брак мужчина или женщина вдруг захочет быть единоличным хозяином положения, то результаты, скорее всего, окажутся фатальными. Такой подход к браку неверен, и более поздние события подтвердят это. Невозможно быть завоевателем в ситуации, в которой завоеваниям нет места по определению. Брак требует искреннего интереса к другому человеку и способности представить себя на его месте.
Счастье невозможно, если один партнёр одержим навязчивой идеей неверности другого партнёра. Ещё один признак неготовности - стремление одного партнёра всегда поучать или критиковать другого.
Каждый из них должен быть заинтересован в том, что делает партнёр, и привести свои движения в полное соответствие с его движениями. ...Задачу брака можно решить правильно, если два человека признают ошибки в своём характере и примут подход равенства.

 ...современные женщины, как правило, хотят обойти других и в очень частых случаях вынуждены развиваться и учиться больше, чем это бывает необходимо. Они также более эгоцентричны, чем мужчины. В женщинах необходимо развивать социальный интерес и учить их не только стремиться к личной выгоде, но и учитывать интересы других. Было бы гораздо мудрее учить девочек женской роли, а мальчиков - мужской роли в браке, но делать это так, чтобы они чувствовали своё равенство.

РЕБЁНОК

       Психологическая цель, к достижению которой направлены все действия каждого человека, определяется влиянием и впечатлениями детства, обусловленными средой, в которой он растёт. Основные факторы, оказывающие воздействие на психику, формируются в младенчестве. Далее на этом фундаменте воздвигается надстройка, которая под влиянием различных внешних факторов может модифицироваться и трансформироваться. Вскоре под воздействием множества факторов ребёнок оказывается вынужден сформировать определённое отношение к жизни и решить, как именно он будет реагировать на те проблемы, которые ставит перед ним жизнь.
Наша цивилизация играет немаловажную роль в развитии психологической целевой установки личности. Она определяет правила и границы, с которыми ребёнок конфликтует, пока не отыщет способа исполнять свои желания, дающего как чувство безопасности, так и успешную адаптацию к жизни.
Имея дело с ребёнком, мы должны заглядывать дальше и представлять себе то конечное состояние, в которое его в конце концов приведут его энергия и действия. Если мы хотим понять, почему ребёнок поступает так, а не иначе, мы должны взглянуть на вещи с его точки зрения.

Будучи зависим от общества, каждый ребёнок оказывается лицом к лицу с миром, который даёт и берёт, который требует адаптации к себе, но в то же время удовлетворяет его жизненные потребности. ...его психика рождается в тех ситуациях детства, которые требуют интеграции для того, чтобы обеспечить возможность нормальной жизни. Наша душа достигает этого, оценивая каждую из ситуаций и выходя из неё таким образом, чтобы как можно полнее удовлетворить наши инстинкты с наименьшим вероятным дискомфортом.
Основой основ развития ребёнка является его стремление компенсировать свои слабости; из этого чувства неполноценности возникает тысяча талантов и способностей.
...младенческие впечатления определяют направление, в котором развивался ребёнок, а также то, как он будет реагировать на жизненные трудности. Реагируя на эти трудности, ребёнок применяет все данные ему от рождения физические и умственные способности; те конкретные внешние воздействия, которые он ощущал с первых дней жизни, накладывают отпечаток на его отношение к жизни и определяют его мировоззрение, его жизненную философию (очень важно относиться к маленькому ребёнку так, чтобы он не получил ложного представления о жизни).

Результатом столкновения ребёнка с препятствиями в ходе его психологического развития [часто] является торможение или искажение его социального чувства. Эти препятствия можно разделить на две категории. Одни коренятся в пороках материальной среды обитания ребёнка, к другим относятся физические недостатки. Разумеется, не исключено, что с течением времени ребёнок сам преодолеет свою неполноценность, и его психика при этом не пострадает. Подобное может произойти, если на почве трудностей у него не возникло неутихающего чувства безысходности, которое наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Законы человеческого общества - закрытая книга для детей, плохо подготовленных к тому, чтобы занять в ней своё место. В тех обязанностях, которые жизнь неизбежно накладывает на людей, они видят не столько стимул, сколько препятствие. Вскоре между ними и их окружением разверзается пропасть, которую их враждебное отношение к другим людям постоянно расширяет. Все проблемы подобного рода имеют одну общую черту: они в большей или меньшей степени ведут к изоляции ребёнка. Другая общая черта всех подобных детей, свидетельствующая об их недостаточно развитом социальном чувстве - это то, что они думают о себе больше, чем о других.

Все мысли ребёнка во всё возрастающей степени проникнуты его социальными взаимоотношениями. Первое свидетельство наличия этого врождённого социального чувства проявляется в том, что ребёнок начинает искать любви, что приводит его к стремлению быть рядом со взрослыми. Любовь ребёнка всегда направлена на других, а не на собственное тело. Лишь серьёзнейшее психическое расстройство, связанное с дегенерацией личности, может заставить ребёнка потерять социальное чувство. Это социальное чувство сохраняется в течение всей жизни - оно меняется, приобретает иную окраску, иногда сужается и ограничивается, иногда расширяется и усиливается настолько, что затрагивает не только близких членов семьи, но и дальних родственников, его страну или народ и, наконец, всё человечество. Оно может перешагнуть и эти границы и распросраниться на животных, растения, неодушевлённые предметы и в конечном счёте - на всю вселенную.

...в начале жизни всякий испытывает глубокое чувство собственной неполноценности. Рано или поздно каждый ребёнок осознаёт свою неспособность в одиночку справиться с трудностями повседневного существования. Чувство неполноценности - это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребёнка. Оно определяет, как удастся данному ребёнку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - чувство собственной неполноценности, которое вызывает стресс, психологические обходные манёвры и компенсаторный импульс, направленный к обретению иллюзорного чувства собственного превосходства.
...пробуждающееся желание добиться признания развивается параллельно чувству собственной неполноценности. Цель этого желания - достичь такого положения, когда индивидуум выглядит превосходящим своё окружение. Определить характер желаемого превосходства личности помогает степень развития и качество её социального чувства. ...цель построена таким образом, что её достижение предполагает возможность либо получения чувства превосходства, либо подъёма личности на такой уровень, на котором жизнь кажется осмысленной. Именно эта цель и даёт ценность нашему жизненному опыту. Она связывает между собой и координирует наши чувства, формирует наше воображение, направляет наши творческие силы и определяет, что мы должны запомнить, а что нам необходимо забыть.
Когда чувство неполноценности усиливается до такой степени, что ребёнок начинает бояться никогда не преодолеть свою слабость, возникает опасность, что, стремясь к компенсации, он не удовлетворится простым восстановлением равновесия. Он будет стремиться отклонить весы в другую сторону. В таких случаях стремление к власти и доминированию может стать настолько преувеличенным и обострённым, что его можно будет назвать патологическим, и обычные жизненные отношения не удовлетворят человека никогда. ...[Такие люди] не жалеют усилий, чтобы упрочить своё положение в жизни, действуя при этом крайне импульсивно, с исключительной поспешностью, и совершенно не принимают во внимание других людей. Задевая права других, они ставят под удар свои собственные права; они враждебны по отношению к миру, а поэтому мир враждебен к ним. ...их амбиции по своему характеру антисоциальны.

В конечном счёте любое проявление естественных чувств ребёнка несёт в себе элемент лицемерия, целью которого является господство над окружающей действительностью. Обучение влияет на ребёнка благодаря своей сознательной или бессознательной цели - компенсировать его неуверенность в себе, обучить его искусству жить, сформировать его рассудок и поощрить в нём развитие социального чувства по отношению к себе подобным. ...Интерпретация ребёнком его чувства собственной неполноценности меняется каждый день, пока она в конечном счёте не суммируется и не превратится в определённую самооценку. Она становится "константой" самооценки, которую ребёнок сохраняет во всех своих взаимоотношениях с внешним миром.

...развитие психики мы рассматриваем как постоянную подготовку к будущему, в котором желания данного индивидуума выглядят исполнившимися. В развитии ребёнка каждая игра является подготовкой к будущему. То, как ребёнок подходит к игре, его выбор игры и степень важности, которую он ей придаёт, свидетельствуют о его социальной установке, его отношении к окружающему миру и себе подобным. ...Однако игра - это больше, чем подготовка к жизни. Игры прежде всего являются совместными упражнениями, дающими ребёнку возможность развивать своё социальное чувство. ...Цель, заключающаяся в превосходстве над другими, - ещё один фактор, который становится видным в игре, - проявляет себя в склонности ребёнка быть лидером и организатором. Однако есть ещё один фактор, который присутствует в игре, - это предоставляющаяся ребёнку возможность самовыражения, возможность проявить свой творческий дух... Игра неразрывно связана с психикой, это, если можно так выразиться, род профессии, и именно так к ней и следует относиться. ...в каждом ребёнке заключено нечто от взрослого, которым он станет.
 
...стоит нам пожелать отнестись со вниманием к чему-то одному, и мы стараемся игнорировать все прочие раздражители. Внимание, с точки зрения психики, означает готовность отреагировать на определённый факт или ситуацию, которая непременно выражается в сосредоточении всех наших чувств на одном конкретном объекте. Долг тактичного педагога - примирить ребёнка с заданием, которое ему предстоит выполнить, соотнеся учебный материал с поведенческой установкой данного ребёнка и сделав его совместимым с его стилем жизни.
Наиболее важный фактор пробуждения внимания - это подлинный и глубокий интерес к миру. Интерес - нечто гораздо более глубокое, чем внимание. Там, где существует интерес, педагогу нет нужды беспокоиться о внимании. Он становится простым орудием, с помощью которого мы овладеваем какой-нибудь областью знаний с определённой целью.
...внимание также включается и в тех случаях, когда у индивидуума закреплена какая-либо ошибочная установка; это происходит, когда внимание направлено на то, что не актуально для подготовки к жизни.
Недостаток внимания на самом деле обозначает всего лишь то, что человек предпочитает выйти из ситуации, на которую его просят обратить внимание. Предполагаемый недостаток силы воли и недостаток энергии - явления, аналогичные так называемой неспособности к сосредоточению. В любом случае мы можем быть уверены, что имеем дело с дефектом, единственная причина которого - стремление к иной цели.
Преступная халатность есть не что иное, как недоразвитость социального чувства. Такая невнимательность основана на отсутствии заботы о себе подобных. Мы можем определить, думают ли дети только о себе или принимают во внимание права других, наблюдая за признаками халатности в их играх. Такие явления - точный показатель общественной сознательности и социального чувства данного человека.
Забывчивые люди - это обычно те, кто предпочитает не бунтовать в открытую, однако их забывчивость указывает на некоторый недостаток заинтересованности в их делах.

Мы не претендуем на то, что можем превратить любого ребёнка в так называемую "талантливую личность", но мы всегда можем сделать из него бездарного взрослого.

Если ребёнку привито социальное чувство, никакие встреченные им препятствия не повредят его развитию.

Ни одному ребёнку не дано вырасти без борьбы за самоутверждение в чём-либо. Эта борьба может принять разнообразные формы, и каждый человек решает проблему своего самоутверждения индивидуально. Наблюдаемое сходство между характерами отцов и детей можно легко объяснить тем, что ребёнок, стремясь самоутвердиться, копирует окружающих его индивидуумов, которые уже самоутвердились и завоевали уважение других. Каждое поколение учится подобным образом у предшественников и сохраняет то, что оно усвоило, пройдя через все трудности и осложнения, к которым может привести это стремление к власти.

В начале развития характеру обычно присущи именно активные, агрессивные черты. Однако эта линия легко искривляется или меняется. Воспитание в целом применяет методы и социальные установки, рассчитанные на то, чтобы направить развитие ребёнка по руслу преобладающих образа жизни и культуры. Препятствия любого вида имеют роковое значение для развития характера по прямой. Там, где они проявляются, путь, выбранный ребёнком для достижения своей цели - власти, - станет в большей или меньшей степени отклоняться от прямой. Такой ребёнок уже успел понять, что огонь жжёт, и что не все вокруг относятся к нему хорошо. Он не пойдёт по пути к самоутверждению и власти напрямик, а применит серию обходных манёвров. Его психологическое развитие зависит от того, насколько он в этом преуспеет. До некоторой степени оба типа могут сосуществовать в одной и той же личности. Его принципы ещё не "окостенели", и он не всегда выбирает один и тот же путь, а сохраняет достаточную гибкость, чтобы искать другой подход, если первая попытка окажется неудачной.

Войну в семье можно прекратить только тогда, когда родители способны обуздать своё стремление к власти, с тем, чтобы оно не отражалось на ребёнке. Если в добавок к этому родители понимают принципы развития ребёнка, им, возможно, удастся избежать развития чрезмерно "прямолинейного" характера, при котором мужество становится безрассудством, а безрассудство переходит в чистой воды эгоизм.

Характер встречающихся на пути ребёнка трудностей и его реакция на препятствия определяют склад его личности. Оптимисты - это индивидуумы, развитие характера которых в общем и целом шло по прямой линии. Пессимисты - это индивидуумы, у которых в результате пережитого и увиденного в детстве сформировался "комплекс неполноценности".

К сожалению, родители, как правило, не бывают ни хорошими психологами, ни хорошими педагогами. В настоящий момент, как нам кажется, в деле воспитания детей господствует патологический семейный эгоизм разной степени выраженности. Этот эгоизм требует, чтобы своих детей особо холили и считали необычайно ценными, даже за счёт других детей. Таким образом, подобное домашнее воспитание совершает грубейшую из возможных психологических ошибок, внушая детям ложную идею, что они якобы должны превосходить всех остальных людей.
Первые стремления ребёнка к любви и нежности связаны с его взаимоотношениями с матерью. Вероятно, это наиболее важный опыт в жизни ребёнка, поскольку общаясь с матерью, он обнаруживает, что существует ещё один абсолютно надёжный человек. Он узнаёт о различии между "я" и "ты". Иоган-Генрих Песталоцци, швейцарский педагог-реформатор, показал, что мать - это идеал, который определяет будущее отношений ребёнка с окружающим миром. И действительно, общение с матерью определяет всю последующую деятельность ребёнка. Следовательно, функция матери состоит в том, чтобы развить у ребёнка социальное чувство. Всякий раз, когда отношения между матерью и ребёнком неудовлетворительны, мы, как правило, обнаруживаем у детей те или иные социальные дефекты. Наиболее распространены два вида ошибок. В первом случае мать не выполняет надлежащим образом свою материнскую роль, а её ребёнку не удаётся сформировать у себя какого-либо социального чувства. Ребёнок вырастает иностранцем в незнакомой стране. Вторая ошибка, вероятно, более распространена. Мать действительно является матерью; однако она играет свою роль настолько преувеличенно, что ребёнок не способен развить в себе какого-либо социального чувства, не относящегося к его матери. Эта мать позволяет любви, развившейся у ребёнка, быть обращённой только на неё. Остальной мир для него не существует, и у такого ребёнка отсутствует основа для социального развития.
Поэтому мы видим, что в нашем обществе и цивилизации воспитание в семье меньше всего приспособлено к воспитанию проникнутых общественными интересами "граждан мира". Школа в её нынешнем виде также присособлена к решению этой задачи не лучшим образом. Учитель совершенно не подготовлен к такой задаче. Его дело - пройти с учениками определённую программу, не осмеливаясь всерьёз задуматься о тех человеческих жизнях, с которыми он имеет дело.
Есть ли ещё какой-нибудь институт, способный исправить дефекты семейного воспитания? Некоторые могут предположить, что таким институтом является сама жизнь. Однако и возможности жизни не беспредельны. Жизнь не может фундаментальным образом изменить человека, хотя внешне иногда кажется, будто так и произошло, - ей не позволят этого человеческое тщеславие и честолюбие. Жизнь имеет дело с готовой продукцией человечества - человеческими существами, которые уже обладают своей сформировавшейся точкой зрения и стремятся к власти над другими.
Единственная возможность двигаться вперёд заключена в том, чтобы избегать, насколько это возможно, всякой конфронтации и видеть в ребёнке не объект обучения, а субъект; видеть в нём зрелую личность, равную учителю [и родителю]. Тогда ребёнку будет труднее счесть, будто на него оказывают давление или его игнорируют, а посему он обязан вступить со своими учителями [и родителями] в битву не на жизнь, а на смерть. Именно из этой агрессивной установки с неизбежностью развиваются ложные амбиции, столь характерные для нашего мышления, поступков и склада характера. Авторитет не должен зависеть от силы - он должен всецело основываться на социальном чувстве. Любой авторитет, который не признан спонтанно, а должен навязываться нам силой, является фальшивкой; истинное уважение и дисциплина исходят изнутри. Школа должна отвечать требованиям здорового психологического роста. Только та школа, которая гармонирует с психологическими потребностями своих учеников может быть названа действительно хорошей школой, и только такую школу можно будет считать дающей образование для общественной жизни.

Ребёнок находит в своём окружении самую сильную личность и выбирает её в качестве своей модели или цели. При выборе цели у ребёнка имеется набор конкретных символов, и нам удалось обнаружить, что цель, которую он выбирает, в действительности является отражением его социального интереса.

Когда прототип (ранняя личность, в которой воплощена цель) уже сформирован, тогда и направление оказывается установлено, а индивидуум ориентирован определённым образом. Апперцепции индивидуума с этих пор неизменно функционируют в режиме, который очерчивается общим направлением жизни. [Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психики субъекта(Г. Лейбниц). Апперцепция обеспечивает различия при восприятии одних и тех же объектов разными людьми, одним и тем же человеком - в разное время.] Он воспринимает любую ситуацию через "фильтр" предубеждений, создаваемых его собственными интересами.
...каждая новая ситуация по природе является экспериментом, на который индивидуум реагирует в соответствии со своей схемой апперцепции, созданной его прототипом.

...три наиболее неблагоприятных сценария: это случаи детей с неполноценными органами, детей избалованных, и детей, которых ненавидят. Такие дети растут, испытывая большое количество различных проблем и страхов, ввиду того, что их окружение не смогло научить их независимости. ...Социальный интерес является практически самой важной частью нашего воспитания и исцеления. Каждому человеку так или иначе необходимо быть готовому к социальному поведению. Что же касается трёх типов детей, о которых мы упомянули, то они формируют прототип с гораздо меньшей степенью социального интереса. У них нет ментальной установки, которая способствовала бы достижению их жизненных целей или разрешению трудностей. Из-за чувства поражения их прототип имеет ошибочную установку по отношению к проблемам жизни и демонстрирует тенденцию развивать личность в бесполезном направлении. ...мы должны постараться направить их поведение в полезное русло и выработать у них целостную положительную установку по отношению к жизни и обществу. ...наша задача состоит в поиске способов повлиять на них так, чтобы они вернулись на полезную сторону жизни, и пробудить в них интерес к другим людям. Можно сказать, что наша так называемая индивидуальная психология в действительности представляет собой психологию социальную.
...язык здравого смысла представляет высшую степень развития социального интереса. С помощью здравого смысла мы различаем хорошее и плохое, и, хотя в сложной ситуации мы нередко ошибаемся, эти ошибки имеют тенденции к корректировке благодаря самому движению здравого смысла. Но те люди, которые всегда озабочены лишь своими частными интересами, не могут отличить хорошее от плохого столь же легко, как другие. Откровенно говоря, их неспособность к этому практически лежит на поверхности, ведь все движения их души прозрачны для стороннего наблюдателя.

Для того, чтобы исправить ребёнка, нужно дать ему осознать, что случилось с ним в первые годы жизни. Кроме того, ему нужно объяснить, что его прототип ненадлежащим образом влияет на все его жизненные ситуации.

Образ или модель жизни ребёнка невозможно понять, не учитывая, кто о нём заботился и восполнял его неполноценность. Внимание к социальному окружению поможет понять ту особую "цель превосходства", которую выбирает индивидуум. Кроме того, анализируя социальную ситуацию, мы можем выяснить, что именно вызывает затруднения.

Слабость, которая и диктует необходимость существования ребёнка в семейной группе, можно сравнить со слабостью, побуждающей всех нас жить в обществе. Каждый человек чувствует себя неполноценным в определённых ситуациях. Он ощущает себя перегруженным жизненными трудностями и зачастую не способен противостоять им в одиночку. Жизнь в обществе оказывает ему существенную помощь в преодолении чувства несостоятельности и неполноценности. Главной причиной социальной жизни является слабость индивидуума. Идивидуум, которому могло бы не доставать определённых умений при изолированной жизни, без особых проблем компенсирует свои недостатки в правильно организованном обществе. И именно социальное воспитание становится тем базовым методом, с помощью которого каждый из нас может преодолеть своё чувство неполноценности. Между социальным обучением и здравым смыслом существует прямая связь. Утверждая, что люди решают свои проблемы с помощью здравого смысла, мы имеем в виду объединённый разум социальной группы.
 ...Легче всего заметить ошибки в напряжённых, затруднительных или непривычных ситуациях. Именно в подобных обстоятельствах прототип проявляется максимально полно. В действительности новая ситуация почти всегда является затруднительной, поэтому в новой социальной ситуации особенное значение приобретает степень социального интереса.

Воспитание как дома, так и в школе представляет собой попытку вырастить личность и помочь ей развиваться в нужном направлении. ... Если мы не будем воспитывать детей с учётом идеалов общества, то они с большой вероятностью столкнутся с трудностями во взрослой жизни и не найдут своё место в ней. ...учитель должен располагать неким обобщённым идеалом. Этот идеал должен всегда быть уместным и помогать человеку приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Правительство не может уделить внимание каждому родителю или отдельно взятой семье, но оно должно следить за школами именно в интересах всего общества. С психологической точки зрения главная цель образования - социальная адаптация. Школе легче управлять уровнем социализации каждого ребёнка, чем семье, потому что она находится гораздо ближе к требованиям общества и меньше зависит от критического настроя детей. Она не балует детей и в целом отличается более беспристрастным отношением к ним. ...Лишь родители, сами прошедшие социальную адаптацию и понимающие, что она представляет собой главную цель формирования личности, способны гарантировать успех семейного воспитания. Если родители отдают себе отчёт в том, что требует от них общество, то их дети получат правильное воспитание и будут готовы к школе, а школа, в свою очередь, правильно подготовит их к будущей жизни. Таково идеальное развитие ребёнка и дома, и в школе. Школа играет роль связующего звена между семьёй и государством.

Современная школа должна не критиковать и наказывать, а воспитывать, образовывать и развивать социальные интересы ребёнка. Современная школа не имеет права применять принцип подавления и какую бы то ни было цензуру. Её главная задача - постараться понять и решить личные проблемы ребёнка. С другой стороны, родители и дети так тесно связаны в семье, что первым порой бывает сложно воспитывать вторых ради общественного блага, и поэтому родители делают ставку на собственное благо, что ведёт к формированию тенденции, которая позже навредит жизни таких детей: став по-старше, они обнаружат себя перед лицом больших сложностей. Они уже столкнулись с ними в школе, и в будущем проблемы лишь усугубятся. Чтобы исправить ситуацию, необходимо воспитывать и самих родителей. Зачастую это непросто. Во многих случаях мы обнаруживаем, что они не очень заинтересованы в идеалах целой страны.

Если мы видим, что ребёнок полностью сформирован как личность и социально адаптирован, самое лучшее, что мы можем сделать, - это не подавлять его. Такие дети должы идти дальше своим путём, потому что, следуя собственному чувству превосходства, они в состоянии достичь своей цели на полезной стороне жизни. Именно потому, что их чувство превосходства способно принести ощутимую пользу обществу, оно не перерастёт в комплекс превосходства. С другой стороны, и чувство превосходства, и чувство неполноценности оборачиваются только бесполезными результатами в случае проблемных детей, невротиков, преступников и им подобных индивидуумов. У таких людей комплекс превосходства формируется в качестве компенсации их комплекса неполноценности. Как нам уже известно, чувство неполноценности присуще каждому человеку, но оно перерастает в комплекс, лишь когда приводит человека на бесполезную сторону жизни, полностью лишая его силы духа.

Прототип подобен незрелому плоду. Вообразим, что в нём заводится червяк: чем дольше плод развивается и растёт, тем больше становится червяк. То же самое происходит с проблемным прототипом.

Вызывает проблему не сама органическая неполноценность, а социальная неприспособленность, которая за ней следует. Помогите человеку достичь социальной адаптации - и органическая неполноценность превратится из тяжёлой ноши в нечто полезное.

Для всех проблемных детей являются общими определённые черты. Такие дети не подготовлены к проблемам жизни; они очень амбициозны; они хотят устанавливать личные правила, не учитывая интересы общества. Кроме того, они часто ссорятся и враждуют с остальными. Обычно они трусливы, потому что их не интересуют насущные сложности. ...детство не подготовило их к трудностям реальной жизни. Вдобавок к обязательным качествам таких детей относятся осторожность и постоянная мнительность. Они до последнего откладывают решение проблем, с которыми столкнулись, или же останавливаются на полпути, пока проблемы ещё не появились, отвлекаются и крайне редко завершают начатое.

Школа... именно в её стенах становится понятно, подготовлен ли ребёнок к жизни в обществе и решению проблем. Неправильный образ жизни зачастую невозможно выявить в семье, но он обязательно проявляется в школе. И избалованные дети, и дети с нарушениями органов всегда хотят "исключить" трудности из своей жизни, потому что значительное чувство неполноценности лишает сил бороться с ними. Тем не менее мы можем контролировать трудности в школе и таким образом постепенно приучить детей решать возникающие проблемы. Если это станет одним из современных образовательных стандартов, тогда школа будет местом, где мы действительно воспитываем детей, а не просто даём им указания.

...следует обратить внимание на тип нелюбимых детей. Ребёнок, которого не любят, обычно некрасив и жалок внешне, совершает множество оплошностей и совершенно не подготовлен к социальной жизни. Возможно, из трёх рассмотренных типов детей он сталкивается с самыми серьёзными проблемами в школе.

...нередко встречаются дети, которых окружающие считают не иначе как гениями, то есть исключительно одарённые. Поскольку они превосходят остальных в некоторых областях, они рано или поздно начинают считать себя особенными во всём. Они ранимы, амбициозны и обычно не пользуются любовью ровесников. Без сомнения, дети способны моментально распознать, насколько адаптирован социально их ровесник. Одарёнными детьми восхищаются, но их обычно не любят. Многим из этих детей удаётся успешно закончить школу, но в социальные отношения они вступают без чёткого плана жизни. Когда они сталкиваются с тремя главными проблемами: жизнью в обществе, работой, любовью и браком, возникают трудности.

Иногда хорошо адаптированный ребёнок, столкнувшийся с новыми ситуациями в школе, может показаться неадаптированным. Ребёнок, привыкший к доброму отношению, попадает в очень враждебную обстановку. В большинстве подобных случаев ребёнок не рассказывает о своих сложностях дома, потому что стыдится этого, и молча несёт тяжёлую ношу. Такие дети нередко останавливаются на полпути, потому что полностью утратили бодрость духа и надежду. У таких детей нет возможности выплеснуть свою энергию. Они одиноки или чувствуют себя обособленными от всего мира. Они обычно попадают в больницу для душевнобольных, так как теряют даже те слабые социальные навыки, которыми когда-то обладали. Они говорят особым образом, сторонятся людей и всегда враждебно настроены по отношению к миру. Если мы хотим помочь этим людям, в первую очередь нужно найти способ восстановить их бодрость духа. Это крайне тяжёлый, но всё же излечимый случай.

Всех детей следует воспитывать самостоятельными, и добиться этого можно, только разъяснив им, в чём заключаются недостатки их существующего образа жизни.

Заключение

Психика не определяется наследственностью. Её развитие целиком и полностью определяется социальными факторами. С одной стороны, требования организма должны быть удовлетворены, с другой - должны быть выполнены требования человеческого общества. Именно в таком контексте развивается психика, и в этих условиях она растёт. Между способностями и возможностями восприятия, памяти, чувствами, мыслями, чертами характера и эмоциями существует неразрывная связь: с одной стороны они подчинены правилам коллективной жизни, а с другой стороны - находятся под влиянием стремления  индивидуума к власти над другими и к самоутверждению. Эти две силы вырабатывают психику индивидуума, и картина их взаимодействия в каждом конкретном случае специфична, индивидуальна и уникальна.

Цель самоутверждения, видоизменённая социальным чувством (в зависимости от степени его развития), формирует специфические черты характера. Подобные черты ни в коей мере нельзя считать наследственными: они развиваются таким образом, чтобы уложиться в картину психологического развития личности и повести кратчайшим путём к цели, которая всегда, хоть и с разной степенью осознанности, существует у каждого.

Честолюбие и тщеславие в той или иной степени присущи любому человеческому существу в зависимости от его индивидуального метода борьбы за власть над другими. В том, как они выражаются, мы можем ясно различить борьбу индивидуума за самоутверждение и наблюдать, как она ведётся в конкретном случае. Преувеличенные амбиции и тщеславие мешают упорядоченному развитию личности: рост социального чувства либо заторможен, либо невозможен вообще. Из-за раздражающего действия этих двух черт не только замедляется эволюция социального чувства, но властолюбивый индивидуум идёт навстречу собственной гибели. Этот закон психологического развития представляется нам непреложным. Он является важнейшим ориентиром для любого человеческого существа, которое желает определять свою судьбу сознательно и открыто, а не отдавать себя на растерзание тёмным и таинственным психологическим силам.

Главный принцип индивидуальной психологии звучит так: "КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ДОСТИЧЬ ВСЕГО". Люди, принявшие данный подход, могут воспитать очень умных детей, которые не станут слишком тщеславными или излишне амбициозными. Они будут понимать, что своими достижениями они обязаны воспитанию и удаче и, если продолжат хорошо учиться, смогут достичь всего, чего только могут достичь люди. Впрочем, другие дети, которым не посчастливилось испытать столь положительное влияние и не удалось получить должного воспитания, тоже могут добиться успехов, если учитель объяснит им данный принцип.

Лишь уделяя внимание психологической жизни конкретного индивидуума, мы осознаём, насколько важна её социальная составляющая. Индивидуальное становится индивидуальным лишь в социальном контексте. Исследование социальных проблем напрямую вырастает из нашего исследования проблем воспитания. Школа и детский сад - социальные институты в миниатюре, и мы можем изучать в них проблемы плохой социальной адаптации в упрощённой форме. Ребёнку придётся следовать законам общества, он должен приносить пользу маленькому обществу детского сада, и он не сможет быть полезным ему, пока не станет более заинтересованным в остальных, чем в себе. В школе ситуация повторяется.

Все проблемы в жизни являются по своей сути социальными. Все наши способности являются социальными и должны быть направлены на благо человечества. Социальный вопрос предполагает наше поведение по отношению к другим людям, наше отношение к человечеству и его будущему, сохранение и спасение человеческого рода. Человеческая жизнь так коротка и ограниченна, что мы сможем чего-то добиться, только объединившись.

Социальная адаптация - это обратная сторона проблемы неполноценности. Поскольку отдельный человек неполноценен и слаб, люди объединяются в общество. Таким образом, социальный интерес и социальное взаимодействие являются подлинным спасением человека.

Понимание природы человека необходимо любому, и изучение этой науки - самая важная область деятельности человеческого ума.


Рецензии