Петербург искажённый

Рассказ о ненаписанных рассказах. И не жалею, что не написал их. Переиздаю здесь.

Бывает, что во сне можно увидеть вроде бы знакомые места совсем другими. И петербургские привычные районы я нередко видел искажёнными. При этом одни искажения мне не нравятся, а другие – сам бы создать не прочь. Например, в искажённом Петербурге нет Московских ворот (а станция метро переименована в «Черниговскую»), Спаса-на-Крови и шемякинских сфинксов напротив Крестов. Станций метро намного больше, например, на первой линии их 22, и «Проспект Ветеранов» - не конечная, есть ещё три станции на мелком заложении. Почему-то «Гражданский проспект» на той же линии я видел «горизонтальным лифтом», даже фрагмент из черновика могу процитировать:

«Я уже почти уснул, когда по вагонам свет замигал. Значит, поезд подходит к станции. Автоматический голос объявил: «Гражданский проспект». Следующая станция «Девяткино», железнодорожная станция «Девяткино» …», но я не услышал привычного продолжения: «… выход на правую сторону».

Я вскочил, двери вагона и автоматические двери «горизонтального лифта» открылись одновременно, и я вышел, направляясь к эскалаторам. Поднявшись, я понял, что нужно торопиться, и хорошо ещё, что 111-й дом, в котором находился театр «За Муринским ручьём», располагался совсем рядом. Я прошёл в театр, предъявил билет и занял своё место в зале».

Из других снов, более поздних, я помню, что Невский район на западе, по левому берегу капитально перепланирован, в особенности – где Стеклянный городок. Проложена новая магистраль, названная Рабочим проспектом. Через Неву в районе Невской заставы есть разводной Большой Смоленский мост.

Всё это – как раз такое, что приветствую. Хотя бы потому, что в момент сна по адресу «Гражданский проспект, 111», был не театр, а ненавистный мне «Ретро-клуб Пионер», как раз тот самый, который «21+» и который имел и второй дом – на проспекте Испытателей, выступая в 2013 году против труда и противопоставляя ему клубную жизнь.

Уничтожение таких клубов и передача их помещений театрам и библиотекам – те самые «искажения», которые улучшат оригинал. Как и Большой Смоленский мост или «Метро 2033», и вовсе не по Глуховскому

И может быть, вернусь ко всему этому, но уже с другими названиями. И то, рискуя быть осмеянным.

Когда набрасывал планы рассказа, вспомнил виденные год назад фотографии со страницы VK одного «научного копирайтера», там показано где-то за рубежом в 1990 и в 2010 годах одно и о же место, и на второй фотографии – масса небоскрёбов. Комментарий был таким: «вот что бывает, когда не воруют». То есть тот самый стереотип, который не чужд многим, но неприемлем для меня: примеры – «у них», антипримеры – «у нас». Я вспоминаю и другое, как раз кто-то из «них» утверждал, что небоскрёбы не могут существовать без трущоб. Или хотя бы Маяковского – «Небоскрёб в разрезе».

Да если и «у нас» - мне не нравится застройка в 25 этажей в Мурино или Парголово. Безжизненная какая-то. А ведь когда-то я воспринимал застройку Комендантского или западной части Ленинского проспекта как гнетущую. Теперь вижу – не может быть никакого сравнения. Да ещё и ядовито-яркие цвета домов!

Так что искажений без снов достаточно. Хотя некоторые те, что из снов, всё же заслуживают внимания.

Например, существует проект второй кольцевой дороги (КАД-2). Мне она снилась несколько раз. Заодно с разросшимся городом. И нередко я видел в этих снах отсылки к диснеевско-русской поделке «Последний богатырь» (2017). Видимо искажения могут давать и помеси между собой. Например, я видел во сне высотные дома точно на юг от Купчино, называвшиеся ЖК «Белогорье», построенные в зимнем стиле и выше ЖК «Александр Невский» на въезде в Рыбацкое. В моих снах в Посёлок (имеется в виду «Поселковая железнодорожная ветка» в Вырице) можно добраться не только поездом, но и городским автобусом с тремя зонами оплаты и превзошедшего по длине маршрута даже 211-й!

Но в северном направлении КАД-2 привело к появлению зла. Я видел разорванные трамвайные рельсы, странные улицы, застроенные в стиле как на Большой Охте. Видел какие-то скалы. Шуваловский проспект - одна магистраль, полностью достроен. Автобус 211 в этих снах ходит до «Красавицы» (отдалённый микрорайон Зеленогорска), но там есть полуобгоревший лес с неприятными воротами из деревьев.

Мне даже Кощей на севере разросшегося города явился, будто он каких-то плотников заставляет работать и корёжить всё. Помню, что я проучил его: он, хоть и бессмертный, но и бессмертным бывает больно. Вот по моему зову и явились палки-людолупы из детских воспоминаний-игр. Частью придумал, частью почерпнул. Две палки, которые лупят людей-обидчиков. Как наши «двое из сумы», немецкая «дубинка, из мешка» или в тюркских сказках «бей, дубинка». Палки, они, конечно, поменьше, чем дубинки, но отколотили Кощея так, что он уполз, кряхтя и охая, и оставил плотников в покое.

Хотел это всё наяву обработать, даже черновики набросал. Но потом передумал.

Сказочные сюжеты на такие страшные темы применительно к петербургским местам записывал и раньше, в 2015 году. Например, у меня есть пометка «вскочила ведьма на треногу». Это – про получивший огласку в СМИ случай с Тамарой Самсоновой, «ведьмой с пилою на метле», сумасшедшей бабкой, которая в буквальном смысле распиливала свои жертвы. Против пометки стояло указание на подлинное место действия – улица Димитрова.

Ещё был сюжет «Тухлый Мельник». Тоже из детства, по памяти, когда играли в различные сюжеты с братом, не хуже, чем Лёва и Оська. А в 1980-е годы показывали много сказочных фильмов производства социалистических стран, и там мельников, колдунов, а иногда и мельников-колдунов можно было встретить свободно. Действие по черновикам разворачивалось в одном из лесных массивов восточной (правобережной) части Невского района. Думал начать с гоголевских мотивов – птичий нос, баран и медведь. А затем, когда я их всех затыкаю, появляется пень, с горящими глазами и ртом, бегающий на корнях и дерущийся длинным носом. И он охранял заколдованную мельницу, где и строил свои козни Тухлый Мельник, рисованный в виде крепкого злобного старика с длинной бородой.

Здесь я как в воду глядел: именно тогда студия «Мельница» с Мельничной улицы на левом берегу перебралась в «Весёлый посёлок» на правом. А она и была в планах прототипом той самой мельницы, которую пень охранял, размахивая двухметровым носом. А разве её «креативный коллектив» нельзя назвать коллективным «Тухлым Мельником»? Они всё переиначивают, корёжат сюжеты и образы, перемалывая всё под массовую антикультуру для детей. В черновике у меня была фраза, которую я намеревался использовать: «Там им и «Три богатыря» нарисовали, с ихними-то рожами!» (то есть кого-то из этих, «креативных»). В самом деле, «богатыри» от «Мельницы» - смешение преступных «братков» и массово-антикультурных «болванчиков». Воспользовались персонажами былин ради коммерческого успеха. Или «Серый Волк» с пометкой «Богатыри рекомендуют». Рекомендуют они подобно «рекомендаторам» современной массовой рекламы: как объяснить, что у «тухлых мельников» Василиса своим поведением копирует диснеевских принцесс, а Иван воображает себя персонажем американских комиксов?!

Всё это я думал включить в один сборник. И пересмотрел по одной причине: негатива антикультуры и без меня достаточно. Популярность на этом создавать не стоит. Лучше пусть будет такой рассказ о несостоявшихся рассказах.


Рецензии