О зерне и вечности
Сегодня день повиновения усопших. Церковь с глубокой древности совершала поминовение усопших, в первую очередь на Божественной литургии. О значении повиновения усопших есть почти у всех святых отцов, даже о молитве об умерших есть упоминание в книге Маккавейской. Там говорится о молитве за скончавшихся в грехе воинах и о жертве за их грех, серебро на которую собрал Иуда. Хорошо, когда люди тянутся сейчас в храм, чтобы помолиться об усопших. Но надо помнить, то одно дело молиться о живых грешниках с надеждой на х покаяние, с другой об усопших. "Ибо для отшедших без веры споспешествуемой любовью, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию... " - пишет блаженный Августин. Богу все же важен выбор самого человека, а молитвы имеют силы, но не могут изменить выбор человека. Поэтому важно, что люди, хотя и грешные и несовершенные, имели веру в Таинства, прибегали к ним. И надо убеждать словом и делом своих близких по возможности жить церковной жизни, не смысле любования внешними красотами или замечательным пением, или прекрасными проповедями, а в смысле участия в Таинствах Церкви, пусть даже в самом неказистом храме, с самым нерадивым священником с красным носом, но нужны не столь речи и торжества, а установленные таинства. Участие в которых делает возможным и поминовение человека и дает надежду на благую участь. Сколько не представляй себе вечность, все равно твой ум не вместит. Сколько людей едва умеющих перекреститься восхищается словами Святейшего Патриарха, но все равно не спешат в храм, потому что это для них странный музей. Задумайтесь об этом! Надо сделать маленький шажок, небольшой труд, а как сможет это отозваться для тебя в этой непонятной, непостижимой и, кажется, холодной вечности. Не замечай жадного хама-священника, грубиянок свешниц. Ты пришел в гости к Богу, который хочет принять тебя к себе и по возможности в будущем дать прописку, которую не отнимут ни милиционер, ни соседи, ни родственники. Вернее сейчас даже за небольшие труды может тебе бесплатно выделить в собственность небольшую жилплощадь, но вечную.
Мама мне рассказывала, как мой дед со своим братом обсуждали вечность. Дед не пытался ее осознать, а брата этот вопрос мучил. Оба кончили гимназию, изучали Закон Божий, пели в церковном хоре, причащались, конечно. Но пришла революция, внешняя гибель церкви, поворот общественного сознания. И все церковное оказалось для них второстепенным. Сложности жизни, войны увели их от этого совсем. От церковной жизни. Но в них оставался огонёк, зажженный в раннем детстве, когда они причащались Святы[ Тайн. Так же и мой отец вспоминал уже в старости после инсульта, как ему в детстве "хороший человек давал такое ... сладкое". Все ушло, даже сознание, а память о Причастии осталась. И в нашем народе, несмотря на годы атеизма, оставалось некое зернышко, которое проросло, искра, которая возгорелась, и связь с Богом не была потеряна. и мы можем молиться о наших предках, об их участи в вечности. Но гораздо труднее чтобы нынешнее поколение было ближе к Церкви. Сам строй настоящей жизни отводит человека от Церкви
© Copyright:
Павел Троицкий, 2022
Свидетельство о публикации №222050400076
Рецензии