Кончина бубушки. Год 1963

  Бабушку я видел один единственный раз, в год ее смерти – в 1963 г. Кажется, незадолго до ее кончины, мама получила телеграмму из села, что бабушка очень плохо себя чувствует. Родители спешно собрались, взяли меня и поехали в село Толпино. Сначала ночь ехали на поезде до Курска, затем компостировали билеты (бронировали места) на поезд Воронеж – Киев и уже ехали до нужной станции Коренево. Поселок Коренево – районный центр Курской области. На станции нас встретил мамин брат Валентин  и повез нас на телеге, запряженной лошадью, по ухабистой, сырой и грязной дороге в село...
   Бабушка лежала на кровати в углу дома и постоянно кашляла, у нее была хроническая астма. Связанных воспоминаний об этой поездке у меня нет - не помню. В памяти – лишь фрагменты, которые вызвали глубокие эмоции и поэтому сохранились до сего времени.
    Помню, ночью я спал на печи вместе с двоюродными сестрой и братом Лидой и Витей.
   В доме включили свет, стали ходить и разговаривать. Позже мы поняли – бабушка умерла. Младшая сестра мамы - тетя Надя - рассказывала, что бабушка ночью спросила который час, попросила попить, и это были ее последние слова.
   Потом я отодвигаю занавеску, которыми была закрыта верхняя часть печи (для лежания)  и вижу - в центре комнаты на полу лежит мертвая и голая бабушка. И ее тело кто-то протирал мокрым полотенцем. Очевидно, это был обряд «обмывания».
   Потом бабушку одели в чистую одежду. На второй день она лежала в доме, всюду были свечи и иконы, света не было. Пришли подруги, родственники, в дом были приглашены старухи-читалки, которые очень долго церковным и заунывным скороговором читали заупокойные молитвы.
   Отец мне позже рассказывал, что я сел подле читалки и просидел не нелохнувшись все время пока она читала. Да действительно я ничего подобно в свой мальчиковой жизни я не слышал и мне было очень интересно.
   Людей и родственников было много, кто-то жил в доме дедушки, кто-то у близких родственников в селе.
   Бабушку положили в неприятный, обитый черной тканью, гроб. Над умершей плакали специально для этого приглашенные «плакальщицы». Никогда более в жизни мне не приходилось наблюдать ничего подобного. Женщины в черном раскачивали головой из стороны в сторону и с прискорбными лицами не то говорили, не то пели, надрывными голосами с причитанием: «На кого же ты нас оставила! Как же мы будем без тебя! Встань, встань – посмотри же ты на нас!» Их завывание было жутким, добиралось до самых далеких уголков души и даже взрослые мужчины пускали слезу.
   В день похорон (на третий день), было начало марта  - 5 марта, гроб с бабушкой поставили на дворе возле дома и воротами. Это было прощание перед скорым погребением. Собрались все родственники: дедушка Петр, моя мама и все ее сестры, и единственный брат моей мамы дядя Валя. Мы - дети (я, Надя, Виктор) стояли рядом у гроба, я не помню своих тогдашних чувств мне тогда было почти четыре года. Были жители села Толпино и родственники (родная сестра деда Петра) народу было много. Был холодный мартовский день, весенние дороги были слякотные, гроб повезли на телеги, запряженные лошадью.
   Бабушку похоронили на сельском кладбище, которое находилось на краю деревни в посадках лиственных деревьев, поставили деревянный крест без таблички.
   И с годами могила «потерялась», увы


Рецензии