В. Васнецов. Баян

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу

    Так начинается гениальная поэма «Слово о полку Игореве» в превосходном переводе на современный русский язык поэтом Николаем Заболоцким. Оригинал поэмы был, к сожалению, утрачен. Он сгорел во время известного пожара 1812 г. Большая потеря первого литературного памятника, с которого по сути началась наша отечественная литература. Но, к счастью, «Слово» осталось в списках, то есть в копиях. Вот её-то и перевёл нам на общедоступный сегодня язык выше упомянутый поэт. Благодарные читатели должны сказать ему спасибо.
 
   Поэма начинается с похвального слова народному сказителю Баяну. Мы видим его справа на картине. Старец с длинной черной бородой и всклокоченными седыми волосами на голове с яростным чувством отдаётся повествованию о воинских походах князя Игоря. Художник изобразил Баяна в лаптях и тунике, подчеркнув тем самым его тесную связь с народом. Он одет в белоснежные одежды с языческими узорами. В руках он держит большие гусли

    Баян в своей песне взывает к древнерусским богам с просьбой защитить родную землю от несправедливости, прекратить распри и междоусобицы.

    На холме сидят мужественные воины, участники походов, внимающие в священном оцепенении словам сказителя. Таким его увидел художник и нам показал.
В центре полукруга воинов стоят чаши с черпаками, рядом в землю воткнуто длинное копьё остриём вверх. За пригорком виднеются головы других воинов.

     По преданию Баян был слеп. Как и другой сказитель, с которого началась вся мировая литература. Гомер, который, как известно, тоже был незрячим.   Но память необыкновенная  и большое воображение позволили ему преодолеть природный недуг и создать начало начал всей литературы.  Две поэмы «Илиада» и «Одиссея».  Он был древним греком и жил страшно сказать когда. В 8-9 веках до рождения Христа.

    Баян – это такой народный, бродячий сказитель, исполняющий свои собственный песни. Такие сказители были и в Западной Европе в средневековье. Их называли по-разному: скальд, бард, менестрель, трубадур, миннезингер. Всё одно.

 А Баян жил приблизительно в 12 веке нашей эры на Руси.  И о нём  тоже очень мало что известно. И до такой степени так мало, что естественно возникает вопрос, существовал ли  сказитель Баян вообще. А вот имя автор «Слова» неизвестено вообще, да и вряд ли будет теперь  известено.

    К тому же  Баян  вероятнее всего такой собирательный нарицательный образ. Версий много, а это значит, что неверны они все.
 
    Но это уже и не важно. Важно то, что «Слово» было,  есть и будет.  Оно повествует нам о том, какими были наши пращуры. И как с самого начала Россия в бореньях силы обретая,  стала тем, кем являет себя сегодня.
 
     Помянул имя Бояна и сам Пушкин в его первой юношеской поэме «Руслан и Людмила»

   Дела  давно минувших дней.
Предание старины глубокой.

   Идет брачный пир. Князь Красно Солнышко женит своего сына Руслана на прекрасной Людмиле. Веселье, звон посуды и шум многочисленных гостей. И вдруг:
 
  "Звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

    Это было время существования пока единого государства. Но не долго ему осталось быть  единым. В 1185 году  Россия уже  переживает период феодальной раздробленности. Была Киевская Русь. Существовала почти три столетия. И был последний князь Ярослав Мудрый. А после него Русь рассыпалась. Видимо Ярослав был всё-таки не совсем мудрым, поскольку не сумел предвидеть то, что произошло с его государством после него.

  Государства уже не было. Князья, а все они были родственниками, Рюриковичи, разошлись. Распри и драки во всем некогда едином семействе.  И половцы – это были ещё не самые страшные и свирепые враги России. Грядёт 1237 год – Батыево нашествие. И иго на два с половиной века.
   
   А всё почему?  Государство имело раздробленную и ослабленную структуру. Слабое государство.  Именно по этой причине войско Игоря не смогло дать достойный отпор половцам. Пройдет ещё немало времени, пока русские князья наконец поймут, что их сила в единстве. Тяжкое бремя воссоздать государство уже с новым центром притяжения исторически выпадет Москве. А во времена князя Игоря Москва не была даже и городом по тем временам. Так, мелкое поселение.

                *****

    Стала известна эта история с неудачным  походом полка князя Игоря только благодаря автору поэму. Чем закончился этот поход, мы можем увидеть на другой картине Васнецова «После побоища князя Игоря Святославича  с половцами». Печальный конец.  А если бы не автор «Слова», то затерялся бы этот поход в потёмках средневековья. И никто сегодня  его  не знал бы. Знали бы о нём лишь некоторые дотошные историки.  И не сочинил бы Бородин известную оперу  «Князь Игорь». И не увидели бы мы  чудные половецкие пляски. И не было бы этой картины Васнецова  тоже.

    Сказитель Баян играет на гуслях.  А в центре среди могучих богатырей восседает сам князь Игорь .Он облачён в богатые одежды.  Автор представляет его так:

И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая.

      И вот с какими словами обращается князь Игорь  к своим боевым соратникам перед походом:

    Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней,
Да посмотрим синего мы Дону!

     Он ещё не знает, какой бедой закончится его поход. По правую руку от него мы видим мальчика.  Вдохновленный эмоциональными сказаниями Баяна, он тоже готов ринуться в смертельный бой за родную землю. Да это вряд ли. Вряд ли ему дадут поучаствовать  в злой сече. Ребёнок он ещё. Война – не детское дело. Хотя по традиции тех времён брали князья  с собой на битвы старшего из сыновей.
 
    Тут есть одна интересная деталь. Для княжича художнику позировал его собственный сын.

                *****
      А что мы знаем об этом походе. Да почти ничего. Дела слишком уж далёких дней.
 
      Если коротко, то последовательность событий была следующей. Игорь не захотел объединяться с другими князьям. Славы ему захотелось. И не хотел он с нею делиться ни с кем. Один со своей дружиной пошёл на половцев.

      И потерпел жестокое поражение.  И вот как нам повествует о том поэтическим слогом неизвестный автор.

Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несётся, поле покрывая,
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря, с криками и с воем
Валит враг, но полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем —
Шит к щиту — и степь загородил.

 И была битва великая и сеча жестокая.
 
      Уж с утра до вечера и снова —
С вечера до самого утра
Бьётся войско князя удалого,
И растёт кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мёртвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошёл великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.

Бились день, рубились день, другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина,
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.

   Но сам князь Игорь уцелел. Он был пленен.  А княжна все ждёт и ждёт его. Стоит она  на крепостной стене и с тоскою в сердце и в голосе  взывает к солнцу, к ветру донести её плач до милого супруга.   Памятный, трогающий душу «Плачь Ярославны».
 
     И муж тоже тоскует. И это несмотря на то. что хан половецкий Кончак обращается с ним как с себе равным. Даёт ему понять, что он вовсе не в плену, а гость его дорогой.   Предлагает ему половецких красавиц любую на выбор и прельщает половецкими плясками. А у Игоря одна мысль в голове и одна жажда свободы в душе: «О дайте, дайте мне свободу. Я свой позор сумею искупить...».
Интересно, что этот речитатив сочинил сам автор оперы композитор Бородин.

  Сам был виноват князь. Зачем пошёл один на врага. И автор «Слова…» упрекает его во всей неразумности и пагубной амбициозности его поступка.

                *****

    Картина была показана в 1910 году. А замысел создать картину с этим сюжетом появился у художника  впервые лет за тридцать до этого. И потом долго-долго  зрел в его душе. И наконец вылился в то, что мы видим на картине.
 
   Художник, как и любой человек не существует вне своего времени, вне неосязаемой и невидимой материи исторической ауры. Неосязаемой, но именно она создаёт всё восприятие мира. Чувства, мысли, сознание и всё восприятие текущих исторических событий существует во всей своей оригинальности только на срезе своего времени. Вот поэтому нам так не просто даже мысленно перенестись в отдаленное время. Главная ошибка состоит в том , что мы пытаемся судить далёкие времена из нашего времени. С высоты нашего времени в абсолютной уверенности, что только мы и правы.
 
      Вот также эта картина вся как есть обусловлена своим временем.  Но не всем это понятно. А художник соотносил время похода Князя Игоря с тем временем, которое он переживал. И не только он, но и вся Россия. А это было время войны на Балканах. Император Александр II объявил войну Османской империи из-за её нежелания предоставить свободу балканским славянам.
 
    Война была жестокой, упорной, кровопролитной. Сводки с полей сражений держали в напряжении всю страну. Вы помните, даже Вронский после печального конца Анны Карениной, отправился на войну на Балканах. Смерти искать отправился.   Мог ли художник не проникнуться настроением своего времени. А художник выражает свои чувства и мысли только тем, чем он владеет лучше всего. Кистью и красками. Вот свой настрой и дух патриотизма он и выразил в этой картине.

   Холм. На нем русские витязи. А позади – луга, река, леса, бескрайние просторы. Бесконечное небо, тоже передаёт тревогу и настрой, которыми проникнуто всё живописное полотно. И вся земля позади, которую надо защищать и отстаивать. И жизней не жалеть.

       А вот и начало 20-го века уже была русско-японская война, проигранная Россией. А тут ощущение приближения и другой ещё  большей войны, которую вряд ли удастся избежать. Всё на картине кричит о приближающейся опасности.  Что-то похожее мы переживаем и сегодня, когда следим за тем, что происходят на полях сражений на Украине. И там борьба идет по сути дела за Россию. И опять против фашизма, который возродился в недрах вроде бы братского народа.
 
                *****
               
   Как было сказано, полотно было закончено и представлено на обозрение и суд зрителя в 1910 г.  А друзья художники приняли последнюю масштабную работу художника неоднозначно. Без единодушия.  Особенно  в среде творческой интеллигенции. А эта творческая интеллигенция чаще всего не согласна ни с чем. Такая она. Каждому хочется быть оригинальным в оценке. По-русски, выпендрица.
 
     К примеру, Нестеров подверг её серьезной критике и даже  посчитал  закатом творчества Васнецова. Не знаю. Сегодня картина совсем не кажется закатом. Наоборот, особенно теперь у нас сильно повысился интерес к нашей истории. Все хотят знать  истоки нашей истории. Откуда есть пошла русская земля? Откуда мы и каково наше место в мировой истории? И куда мы идём?
 
   А прошлое Родины надо уважать, каким бы оно ни было. Об этом ещё Пушкин говорил.  Суть картины — в любви к Родине, уважении к далёким предкам, их ратным делам, к исторической памяти.

                *****

    Сегодня картина находится в Русском музее Петербурга.
Размер картины 303 х 408 см. Большая картина. 


Рецензии
Великолепная, актуальная работа, уважаемый Геннадий!!! Спасибо большое!!!

Игорь Тычинин   08.12.2022 19:58     Заявить о нарушении
Да, не плохо бы вспомнить, кто такой был Баян. А то ведь некоторые думают, что это только инструмент музыкальный, типа гармошки. Спасибо.

Геннадий Мартынов   11.12.2022 12:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.