Расстрел антифашистов

                Климу Ворошилову
                Письмо я написал:
                - Товарищ Ворошилов
                Народный Комиссар!
                В Красную Армию
                Нынешний  год,
                В Красную Армию
                Брат мой идёт.

                Мой брат стреляет метко-
                Увидишь это сам,
                Когда стрелять прикажешь
                На фронте по врагам.

Это строки из стихотворения Льва Квитко. В сборнике стихов, изданных в 1948 году  Московским детским издательством, его представляют одним из лучших мастеров советской детской литературы. У меня  74 года лежит этот сборник на книжной полке. Я его храню, как дорогой подарок моей тёти ко дню рождения. В тот день мне исполнилось 4 года.

А когда  учился в первом классе,  захотел прочитать это стихотворение на школьном утреннике 9 мая 1952 года. Но классная учительница запретила мне выступать без объяснения причины. Я обиделся на неё, даже заплакал, а дома  рассказал родителям. Отец объяснил, что автор стихотворения оказался американским шпионом.

Прошло много лет прежде, чем я получил полную информацию о трагической судьбе моего любимого поэта детства. Лев Моисеевич Квитко был расстрелян в 1952 году и реабилитирован посмертно в 1955 году. По этому делу были репрессированы 13 человек. Все они члены Еврейского антифашистского комитета (ЕАК).

       70 лет назад был расстрелян актив Еврейского антифашистского комитета.

Создание в апреле 1942 года в СССР Еврейского антифашистского комитета осуществлено под руководством НКВД. Совинформбюро, как орган государственной и партийной власти, был назначен Сталиным организатором и идейным вдохновителем общественного объединения известных евреев страны.

Эта общественная организация была создана только с одной целью: вести пропаганду в еврейской среде по всему миру по оказанию финансовой помощи Красной армии.

7 апреля 1942 года ЕАК опубликовал первое воззвание «К евреям во всём мире», под которым стояли 47 подписей видных советских писателей, поэтов, актёров, врачей, военных. Среди них были поэты Л. Квитко и С. Маршак, писатель И. Эренбург, артисты С. Михоэлс, музыканты Д.Ойстрах и Э. Гилельс, Герои Советского Союза генерал-майор Я.Крейзер, капитан подводной лодки И.Фисанович и другие.

24 мая 1942 года в Москве ЕАК собрал митинг , имевшим большой эффект мирового значения. Михоэлс в своей страстной речи призвал «братьев-евреев во всём мире собрать деньги и закупить для Красной армии тысячу танков и пятьсот самолётов.

Советские евреи, несмотря на материальные трудности военного времени, собрали 3 млн.рублей. Но самые большие надежды возлагались на сбор средств за океаном: в США, Канаде, Мексике. Великобритания тоже откликнулась на призыв советских евреев.

В 1943 году С. Михоэлс и другие члены ЕАК предприняли семимесячное турне по США, Канаде, Мексике и Великобритании. В итоге  евреи в США собрали 16 миллионов долларов, в Канаде и Англии 15 миллионов, в Мексике и Палестине - 2 миллиона. Кроме того Красная армия получила тысячи санитарных машин, медицинское оборудование, тёплую одежду.

В университетском городке Принстон  посланцы советских евреев встретились с Альбертом Эйнштейном, в Голливуде с Чарли Чаплином, в Нью-Йорке с Лионом Фейхтвангером, Томасом Манном и Марком Шагалом. На стадионах Михоэлс собирал митинги, в которых участвовало до 50 тысяч человек. Многие из выступавших призывали президента Рузвельта к скорейшему открытию Второго фронта.

По возвращению в Москву Михоэлс докладывал властям: «Можем сказать, что через нас прошло не менее полумиллиона единомышленников, сумма пожертвований которых превысила 45 миллионов долларов, что содействует улучшению образа СССР в глазах широких кругов общественности США и других стран».

После триумфальной заграничной поездки лидеров ЕАК его деятельность находилась на подъёме. Многие евреи считали ЕАК единственным еврейским органом, способным их понять и помочь. На имя Михоэлса поступало тысячи писем и обращений с просьбами о помощи, с жалобами на возросшие проявления антисемитизма.

Такая деятельность антифашистов выходила за рамки, предписанные им властью. Руководителей стали обвинять в том, что они присвоили себе право выступать от имени всего еврейства СССР, а это политически вредная деятельность.

 Война закончилась крахом фашизма и надобность в услугах антифашистского комитета, тем более еврейского, отпала. Комиссия, состоявшая из работников аппарата ЦК ВКПБ и госбезопасности, обвинила ЕАК в том, что он превратился в «комиссариат по еврейским делам». Вскоре Михаил Суслов, зав. Отделом ЦК предложил прекратить деятельность ЕАК.
Финансовые пожертвования от американских евреев к тому времени иссякли, Михоэлсы, Лозовские, Феферы, Штерны и другие стали только обузой. И детский поэт Лев Квитко тоже.

Первой жертвой стал Народный артист СССР Соломон Михоэлс. Его сбил грузовик рядом с дачей главы МГБ Белоруссии, куда его пригласили на ужин. Против 13 других членов Еврейского антифашистского Комитета 8 мая 1952 года вынесли приговор, а 12 августа расстреляли, как «врагов народа и американских шпионов».

22 ноября 1955 года приговор был отменён, из-за  отсутствия состава преступления.
Стихи детского поэта Льва Квитко снова разрешили читать маленьким деткам.

- Анна-Ванна, наш отряд хочет видеть поросят!
  Мы их не обидим: поглядим и выйдем!

  Уходите со двора, лучше не просите!
  Поросят купать пора. После приходите.

Это стихотворение под названием "Анна-Ванна бригадир" знали наизусть множество советских детишек, хотя Лев Квитко написал его не на русском языке, а на еврейском языке "идиш". Благодаря Михалкову Сергею Владимировичу еврейский поэт стал понятен русским читателям.

Спустя годы Михалков сказал, что ничего не знал о том, что Квитко был расстрелян.
Однажды за границей его спросили, "где Лев Квитко? Правда ли, что он расстрелян?"
"Нет, это ложь. Квитко жив-здоров, мы живём с ним в одном доме, часто видимся, мы соседи и друзья".

Ещё один "сосед" и "друг" расстрелянного "американского шпиона" - известный писатель СССР Борис Полевой, посетив в 1955 году известного писателя США Говарда Фаста-Лауреата Сталинской премии за 1953 год, утверждал, что видел Квитко буквально вчера и тот просил передать привет.

Ложь оправдана благими целями? 50 лет назад Солженицын призвал советских творческих интеллигнтов "Жить не по лжи". Хранители "традиционных ценностей" назвали его клеветником и литературным власовцем, а власти лишили гражданства и выслали из страны.



               
               


Рецензии
Спасибо за рассказ, печальный, но правдивый. Стихи про Анну-Ванну знала, о судьбе поэта и патриота - нет. К сожалению, даже удивиться не получается, так как история, в общем-то, типичная - использовали и устранили( .

Оксана Куправа   06.08.2023 16:06     Заявить о нарушении
Оксана, спасибо за рецензию. История нашей страны от Ивана-грозного до наших дней удивить может только тех, кто лишён мозговых извилин. Жизнь человека, его достоинство и правосудие не являются ни государственной ни общественной ни религиозной заботой. Сакральность власти признаётся безоговорочно и не подлежит никакому обсуждению.

Леонид Наумович   06.08.2023 21:10   Заявить о нарушении
К сожалению. Видимо менталитет у нас такой, чем хуже, тем больше любить царя. Из Советских вождей кого больше всех почитают? Сталина, который репрессировал, расстреливал, целые народы ссылал в вагонах-скотовозках. А над тем же Брежневым, при котором относительно благополучно было, смеются... И патриотизм наш почему-то исчисляется не любовью к своей стране, а нелюбовью к другим, вот сейчас, чем громче пугаешь запад, тем больший патриот, а попробуй на какую-нибудь из выдуманных небылиц возразить, так сразу -ты Родину не любишь.

Оксана Куправа   06.08.2023 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.