Окуджава. Роман

Очень давно, когда Булат Окуджава был ещё жив, попался мне на глаза анонс его романа «Путешествие дилетантов». Средина девятнадцатого века, какой-то князь, какая-то заполошенная Александрина. Свечи, чахотка, кареты... "Х-м, при случае надо почитать..." - и забыла. И не очень-то и горевала - поэт и проза... Хватит мне Жеваги. Не всем же сочетать - не Пушкин, чай, не Лермонтов.
А тут у сестры вдруг объявилась книга. "О! Возьму? Читала? Как?"
-Нет, - отвечает, - пока недосуг. Возьми, скажешь - стоит ли.
Вечером перед сном открыла. Две страницы - нет, усыпил.
Следующий день - то же самое. Какая-то дуэль, возврат в прошлое, родословная, похоже, главного героя. Какой-то он... И не Печорин, и не Онегин, но та же кость - скучно, свободы дайте, талантов уйма, ни один не развит, женщины - успех колоссальный, но как-то всё адюльтеры.
И царь - типа всё время поперёк дороги. И даже женщин отбирает - вот вынь и положи именно мятлевскую очередную пассию. И по-отечески недоволен свободным духом князя. "Я об вас пекусь и знаю лучше вас, что моим подданным надо". (И в царской семье этому не прекословят, но потихоньку в ней подрастает наследник-освободитель).
А потом пошла (и уже не сворачивая) любовная линия - Лавиния, из польских кровей, а мать - тот же царь, только в юбке: "Я лучше тебя знаю, кто тебе нужен".
И бунт, и постоянные побеги даже уже и от мужа - к нему, единственному, разжалованному, израненному, гонимому.

В общем, резюме (дневниковая запись): очень понравился роман про свободолюбие и любовь. Немного «Евгения Онегина», немного «Анны Карениной» - молодая дворянка влюблена чуть не с детства в неординарного смутьяна, кого царь никак не может прибрать к рукам (герой – князь Мятлев, якобы друг и секундант Лермонтова). Весь роман - стремление любящих друг к другу и козни родни, близких, царя и его слуг, чтобы их разлучить. Причина одна – подавить волю к личной свободе.
Помощь друзей, посторонних, вовлечённых в эти дела. Предательство и рвение завистников.
Сюжет, композиция – прекрасно. И очень сегодня кстати - отношение власти и подданных. Написан в семидесятые прошлого века.
Реальные прототипы – Сергей Трубецкой и Лавиния Жидоровская.
Много чего бы можно процитировать (рассуждения о ведении дневниковых записей, например), но остановлюсь на высказывании «Всегда счастливее тот, кто должен расставаться, – сказала Мария, – нежели тот, кто вынужден». (Или принУжден).
Вообще, по-моему, это не только про расставание: должествование истекает из собственных установок, принуждение (вынуждение) – из посторонних. Счастлив тот, кто действует не по принуждению и не вынуждено.


Рецензии