Шпионы и диверсанты в блокадном Ленинграде

"Немецкие разведчики, чтобы попасть в Ленинград, нередко перебрасываются за сотни километров от нас, а затем окружными путями пытаются проникнуть в город… немцы тщательно обучают своих агентов уменью ориентироваться в незнакомой обстановке, снабжают их фиктивными документами для свободного передвижения по нашим тылам", — руководитель ленинградских чекистов комиссар госбезопасности 3-го ранга Петр Кубаткин.


Уже 8 сентября 1941  немецкие войска захватили город Шлиссельбург, тем самым замкнув Ленинград в кольцо совместно с финскими войсками. После различных стратегических решений была поставлена задача город штурмом не брать, а держать его в осаде, производя обстрелы, бомбардировки. В дальнейшем были приняты решения разрушать город изнутри посредством различных диверсий на промышленных предприятиях, производить панику среди населения, призывать к сдаче города и всячески дискредитировать советскую власть. В основном немецкое разведывательное подразделение "Абвер" для этих задач отбирало лиц, которые добровольно перешли на немецкую сторону или же были против советской власти. Ещё до полного окружения города вражеские диверсанты прибыли в город вместе с колоннами беженцев с территорий, где велись боевые действия. Ценились люди различных профессий- инженеры, слесари, продавцы, парикмахеры, историки для дальнейшей работы с населением после взятия города. Под Гатчиной располагалась одна из "разведшкол" для дачи указаний шпионам. Они проходили инструктаж и забрасывались в город с разными заданиями. Нередко их сбрасывали с парашютом в пригороды города, находящиеся на территории заблокированного города в военной полевой форме с поддельными документами или же в городской гражданской одежде. Заданиями являлись и фотографирование разрушений, заводов, штабов обороны, и работа с неблагополучными слоями населения - проститутки, воровские компании, алкоголики для склонения их ожидать немецкую армию в городе и агитировать горожан сдать город.
Среди заданий были произведение диверсий на предприятиях,
распространение панических настроений и ложных слухов, выполнение террористических диверсий на предприятиях.

 Отдельные лица, недовольные властью и отчаявшиеся в безвыходном положении в городе,имеющие коллаборационистские настроения, подсвечивали  цели и объекты города немецким лётчикам и артиллеристам сигнальными ракетами в тёмное время суток. Для поимки ракетчиков послали весь комсомольский состав молодёжи райононов. Сотрудники МПВО тчательно наблюдали со своих постов на крышах и улиц города, откуда были запущены сигналы. Поймать их было сложно. Пускались сигналы из бомбоубежищ, чердаков крыш, тёмных переулков.

Однажды немцы заслали через южные кордоны в город мальчика  больным сыпным тифом для развития эпидемии в городе. Но наши сотрудники НКВД совместно с медиками поняли замысел противника.
Сотрудники НКВД вылавливали диверсантов и ракетчиков, предотвращали агитации, особенно в дни скопления народа на улицах, предотвращали распространение слухов. Им удалось выявить около 200 агентурных немецких сетей на территории блокадного города.


Рецензии