Сироты

Огромная благодарность моему замечательному соавтору Михаилу Сборщику
За оказанную помощь в выпуске этого материала.
http://stihi.ru/avtor/michelmon



   -- Тётенька, вы мою маму не видели? - дёрнул за юбку продавщицу мясом маленький постреленок лет восьми.
   -- Не то, чтобы не видела, я её даже не знаю. Сколько вас на рынке ходит, разве всех упомнишь.
   -- Она у вас мясо постоянно покупала.
   -- Ох, уж эти беспризорники, придумают себе красивую историю, а ты в неё должен поверить, - Макаровна, так все на рынке звали её, глянула исподлобья и что-то в её душе затеплилось. Уж больно жалко стало ей потеряшку. На вид он не был замухрышкой. Одет был простенько, от него веяло теплотой.
   Вдруг в толпе раздался крик: “Женщине плохо, женщине плохо”, - и сразу множество зевак кинулись глазеть. Мальчонка рванул в глубь толпы.
   -- Стой! Подожди, - крикнула в след Макаровна, будто понимала, что там случилось непредвиденное. Бросив свой товар, она побежала за ним. Зрелище было не из приятных, - молодая женщина лежала на асфальте, недалеко от скамьи, подогнув неестественно ноги, и с распростертыми руками. Рядом сумка с выпавшими продуктами, а над ней тот самый мальчонка.
   -- Мама, мамочка. Что с тобой? Вставай. Пойдём. Нам домой надо, там Алёнка с бабушкой ждёт, - он тянул её за руку. Но, женщина никак не реагировала на его слезы. Она не подавала признаков жизни. - Мама, мама, - слёзно умолял ребёнок. Мальчишка упал головой ей прямо на грудь и зарыдал.
   -- Расступитесь, - раздался громкий возглас полицейского. Макаровна успела схватить мальчишку и, прижав его к себе, начала успокаивать. Мальчик пытался вырваться, но она села на лавочку, и только ещё крепче прижала его к своей груди. Забыв о своём мясе.
   -- Не надо тебе туда смотреть.
   Вскоре раздался вой скорой помощи. Прибывшие врачи констатировали смерть. Все знают, как трудна эта процедура, особенно, когда есть, находившиеся рядом родственники....
   Тело накрыли белой простыней и погрузили в катафалк.
   -- Тётенька, куда мою маму увезли? - слезно выпытывал мальчонка.
   -- Что с ней? - поинтересовалась Макаровна у полицейского.
   -- Возможно, сердце, но это покажет вскрытие.
  -- Ребёнок! Как быть с ребёнком?
  -- Ребёнка мы заберём с собой до выяснения обстоятельства.
   Тут женщина вспомнила, что мальчик говорил об родственниках.
   -- Можно, я сама отведу его домой. Я знаю, где он живёт, - слетело у неё с языка. - Заодно и продукты занесу, - женщина показала на стоящую рядом сумку. Мужчины в форме полицейских посовещались между собой.
   -- Да пусть отведёт, нам меньше проблем. Макс, на всякий случай возьми её данные. Мало ли, что. А вообще не мешало бы вместе с ней сходить. Нам надо с родственниками поговорить.
   --Говорите адресок, мы его на машине доставим.
   -- Тётенька, не отдавайте меня. Давайте к мамке поедем, я могу продукты сам понести, - мальчик смотрел такими жалобными глазами.
   -- Не бойся, я тебя не брошу. Вы подождите, я сейчас попрошу соседку за товаром приглядеть. Валентина пригляди за моим мясом, я с мальчишкой.
   -- Макаровна, что там случилось?
   -- Всё, Валентина, вернусь, потом расскажу.
   Валентина была соседка по рынку, она торговала овощами.
   -- Можно, мне вилок капусты и одну морковку, - попросил, подошедший к палатке с овощами, мужчина. Что-то мода пошла, молодые чаще умирать стали.
   -- А, что там случилось? Полиция, скорая.
   -- Женщина умерла.
   -- Какой кошмар. Я-то, думаю, что у меня соседка суетиться. Теперь за её товаром приглядеть придётся.

   Полицейская машина подъехала к воротам аккуратно обложенного белым кирпичом частного дома. Со двора залаяла собака. Калитка открылась, и оттуда показалась седовласая старушка. Увидев бабушку, мальчишка выбежал из машины. Макаровна не успела его удержать.
   -- Баба, баба.
   -- Вовка, ты откуда? Почему один, где мамка? А это, что за люди?
   -- Здравствуйте, - старушка подняла голову и
посмотрела на полицейского.
   -- Мне бы с вами поговорить. Без посторонних.
   -- Вовка, беги в дом. Посмотри, чтоб Алёнка не плакала.
    Вовка, хоть и был маленький по годам, но понимал, что ему сейчас нужно удалится. Он попрощался с Макаровной, забрал сумку с продуктами и побежал в дом.

   Так в жизни бывает. Похоронив дочку, Мария осталась одна с детьми. Отцы у детей были разные. Да, и где они? Женщина знала, что одной ей с двумя детьми будет тяжело, но всё-таки отдавать их в детский дом она не собиралась. Главное, чтобы опека разрешила оставить детей. Ирке всего-то тридцатник исполнился. С мужчинами ей не везло, меняла их как перчатки. Вроде не пила, но, видно, мужики попадались - пьяницы. Первый, Вовкин отец, тот подлец, как таких земля носит. Избивал жену до потери сознания. Сколько раз полицию соседи вызывали. Да только кому нужно в семейные передряги вмешиваться. Говорят, утром помирятся, что обычно и происходило. А один раз даже сказали.
   -- Он же её не убил, так, чего вы нас вызвали?
   Вот так два года промаялась. Ирке такая жизнь надоела, и она ушла от мужа к матери. Вскоре подала на развод. Но алименты сыну они ни разу не видели. Потом дочка встретила Александра, вроде, хороший, работящий, души в дочери не чаял. Но в их небольшом городке больших денег не заработать. Когда родилась дочка, денег, что зять зарабатывал, стало катастрофически не хватать, и мужчина уехал на заработки, но до сих пор ни слуху, ни духу. Ирка всё ждала, заработает денег вернётся. Купят своё жилье, будут жить отдельно от мамы. На один материнский капитал жильё не купишь. Но не дождалась. Дочке Аленке всего три года. Что я Александру скажу, если вернётся. Говорила себе женщина, прижимая внучку.

   Макаровна очень переживала за Вовку. Она подружилась с Марией, и теперь помогала заботится об сиротах, балуя их вкусняшками с рынка. Иногда получалось отрезать кусок мяса на те же котлеты или дать косточку на суп. Пока Мария бегала собирала документы на опекунство, женщина успевала приглядывала за детьми.
   -- Что бы мы Наталья без тебя делали?
   -- Я-то что? Мне не трудно. Пусть детки растут здоровыми.
   В этом году Вовке идти в школу. Хорошо государство обещало по десять тысяч, всё какая - никакая помощь. Пенсию по потери кормильца, женщина не трогала, считала, дети подрастут, деньги им пригодятся.
   -- Ты, Мария, правильно делаешь, - говорила новая подруга. - Не переживай, я помогу, если что. От внуков у меня есть кое-какая одежонка. Надо будет принести.
   -- Спасибо тебе, родная. Не думала, что после смерти дочери мне будет так легко с внуками. Да и соседи оказались люди сердобольные. Они и раньше помогали, а теперь ещё больше помощь заметна.

     Первого сентября Вовку, отправили с Макаровной в первый класс.
    -- Мария, я побегу на работу, а то начальник злится начинает.
   -- Беги, Наталья. Конечно, я уж дальше сама.
    Стоявшая рядом Алёнка, возьми, да и возрази.
   -- Бабуля, никакая она не Натаса. Макавна она.
   Макавна на детском языке означало Макаровна.
   -- Конечно, моя ты хорошая, - и Наталья убежала, сказав напоследок. - После работы, может быть, заскочу.

   Так бы всё продолжалось, если бы в один прекрасный день не вернулся Иркин муж. Мария уже стала забывать о его существовании. Вовка уже заканчивал третий класс.
   Вечером в окно постучали, Мария его даже не сразу узнала.
   -- Володька, кто это к нам пожаловал? Смотри, мужчина какой-то? Заблудился что ли. Сейчас узнаю, что ему надо? И только, открыв калитку, и увидев Александра воочию, женщина заголосила.
   -- Мать честная, ты, что ли Санёк? Явился, не запылился.
   -- Я, мать, что не признала. Где Ирка? Я за ней и за дочкой приехал. Что пустите? - Мария нехотя запустила зятя в дом. Аленка, увидев незнакомого мужчину спряталась за бабушкину спину. Конечно, она была младенцем, когда Александр уехал. А вот Вовка его хорошо запомнил. И то, что он бросил мамку его сейчас злило.
   -- Здравствуй дочка, - мужчина хотел было подойти к ней, но девочка разревелась и спряталась за брата. Тогда Вовка, как взрослый мужчина ответил.
   -- Не видишь, она тебя боится.
   -- Где мамка, поди в загул ушла, к новому хахарю. Вас на бабку кинула. Я думал, она меня правда любит.
   -- Не смей плохо о мамке. Ты сам-то, где был?
   -- Вовка, Вовка. Остынь, возьми сестру, иди в комнату. Я с ним поговорю.
    Вовке, как всегда, пришлось послушаться.
   -- Пойдём, - сказал он пятилетней Алёнке. - Не бойся, он тебя не тронет.

     -- Не вовремя ты появился, ох не вовремя, - женщина тоже была зла на Александра, за то, что так долго отсутствовал. - Дочери тяжело было одной с двумя детьми. Ирка тебя любила, верно, ждала. Два года уже, как похоронили. Сердце.
   -- Вы меня извините, мать. Я об этом не знал.
   -- А дочка, ты же видишь, она тебя не помнит. Ты чего к ребёнку явился с пустыми руками.
   -- Зря вы так. Я не с пустыми руками, - и он достал из кармана банковскую карту. - Здесь всё, что я заработал за всё время. Вот этими самыми ручками. И мужчина заголил руки по локоть. Мы с Иркой хотели своё жилье купить. Так, я думаю, здесь не только на квартиру хватит. Не зря я четыре года на дядю батрачил.
   -- Это где такие деньжищи платят?
   -- Ой, мама, вам лучше этого не знать. Значит, не дождалась меня Ирка. Жаль, конечно, но я имею права на дочь. Она мне всё-таки родная, не чужая. Вот, перед тем как прийти, я снял денег немного. Это дочери на одежду. Я в этом совсем не разбираюсь, - и он кинул на стол приличную сумму денег. - Вернусь за дочерью, как квартиру куплю.
    Марии, вроде бы, радоваться за Алёну, отец вернулся. С ним девочке будет хорошо. Но в душе она понимала. Что есть ещё внук. И она решилась спросить.
   -- А как же Вовка?
   -- А что, Вовка? Он мне никто. Я на него и прав-то не имею.
   -- Пойми, детей нельзя разлучать. Ты же, когда дочь замуж брал, знал, что она с ребёнком.
   -- Не надо, мать, слёзы лить. У вас хватит сил Вовку вырастить, - с этими словами он встал, и собрался уходить.
   -- Зять, я была о тебе лучшего мнения.

    После ухода Александра, Мария испугалась за детишек. С утра женщина проводила Вовку в школу, одела внучку и собралась на рынок. Вспомнив о деньгах, она спрятала их подальше, мало ли что случится, пока её не будет дома.
   Ещё издалека Валентина заметила бегущую Марию.
   -- Смотри, Макаровна.
   -- Что-то случилось у твоей подруги, она не идёт, а бежит.
   -- Вот сейчас придёт, мы у неё и узнаем. Что случилось, Мария? Смотри, как запыхалась, сядь, отдышись, на тебе лица нет.
   -- Даже не знаю с чего начать.
   -- Да, говори уж. Что случилось?
   -- Вчера вечером Алёнкин папаша вернулся. Чтоб ему неладно было.
   -- Так это же хорошо. Может деткам повезёт, у них отец появится. Мужская рука иногда детям нужна.
   -- Да, ты ж его подлеца не знаешь. Я тоже думала, что Александр вернулся, мне легче будет. Но зять сказал, что Алёнку заберёт, а Вовка ему не нужен совсем. А ещё у него полно денег Он отвалил крупную сумму Алёнке на одежду. Сам ушёл, сказав квартиру приобретёт и вернётся за дочкой. Уж не знаю, как мне быть.
   -- Ты пока успокойся, иди домой, а я вечерком заскочу.

   Первое, что сделал Александр, это снял угол. Надо же где-то жить, пока он подыскивает жилье. Он знал, что у тёщи оставаться нельзя. Та, как всегда, начнёт пилить его за Вовку. Да как она не поймет, Вовка даже на нем не записан, кто ему разрешит взять мальчика. Это надо отца искать, чтобы он отказ на него писал. Но, где же его найти. Это она, родная бабушка, а он совсем ему чужой человек. Конечно, можно и родительских прав лишить. Сейчас, главное купить жилье, прописаться там. Ну и, конечно, его благоустроить. Сделать детскую во всей красе. Лишь бы денег на всё хватило. А потом и дочку можно перевезти. За этими заботами он подумал, что деньги имеют свойство кончаться, и потом надо будет на что-то жить. И уже искать работу в городе. Так как на шее ребёнок. Он не ожидал, что вот так получится. Если бы Ирка была жива, ещё бы на вахту поехал. Платят хорошо. Но он на всё готов пойти ради дочери. И уже, наверное, придётся смирится с тем, что Вовку никуда не деть. Придётся немного побегать. Но тёще об этом пока лучше не знать.

   Вечером Наталья, как и обещала заявилась к Марии.
   -- Вовка, как
успехи в учебе?
   -- Спасибо, тётя Наташа. Всё хорошо, двоек нет.
   -- Ну, двоек нет, это уже успех. Можно сказать достижение. Ты тут побудь с Алёнушкой, мы с бабулей выйдем, поболтаем.
   -- Опять мне с сестрой водится, - но Вовка в сестре души не чаял. Даже сам обидеть боялся, а уж чтоб кто-то, не бывать этому.
   -- Ну, на то ты и мужик, чтобы бабушке помогать.
   -- Хорошо, так и быть, посижу.

    Женщины вышли во двор. Мария не хотела, чтобы дети слышали.
    -- Вот вчера заявился, ближе к ночи. Аленку напугал. Говорит с деньгами, да такими, что на квартиру хватит.
   -- Может, правда, заработал.
   -- Ой, Наталья, я даже и не знаю. Он, когда с дочкой познакомился, был гол, как сокол. За четыре года оперился? Да быть того не может. Идём к Фёдору, расскажем? - Фёдор — это местный участковый, или, как его зовут в округе - страж порядка. Только мне детей не с кем оставить.
   -- Здрасти, приплыли. Ну, я что-нибудь придумаю. В понедельник у меня выходной, попробую заняться твоими делами.
   -- Спасибо тебе, Наталья, за помощь. Пойдём, хоть чаю попьём что ли.
   -- Ну, что ж, пойдём. Заодно Аленке гостинцы отдам.

      Зайдя в дом, Мария поспешила сразу на кухню ставить чайник.
   -- А ну, Вовка убирай со стола, мы с Натальей чай будем пить. А где Алёнка? - поинтересовалась женщина.
   -- Бабуля, ты только не ругайся.
   -- Что тут у вас произошло? - Вовка показал на скатерку в прихожей. Сестра вырезала на ней фрукты и уже несла Наталье.
   -- Макаровна, это тебе. За то время, как они знали Наталью, Алёнка стала лучше разговаривать, и уже выговаривала её отчество. Мария не выдержала и расплылась в улыбке.
   -- Ешь, коль угощают, - тут и Наталья засмеялась.
   -- Маша, какие у тебя внуки хорошие. Их нельзя разлучать. Мы этого не позволим ни в коем случае.

   Ничего не подозревая, из того, что затеяла тёща, Александр искал жильё. Надо было найти не просто квартиру, а такую, чтобы она была просторной. Пусть она будет на вторичном рынке. Конечно, желательно, чтобы комнат было больше. Так как дети разнополые, то им нужны отдельные комнаты. Подбирая жильё Александр, познакомился с риэлтором, самому ему было бы трудно. Да, и сейчас столько обманывают. А больше денег он пока не заработал. Конечно, каждому будет интересно, где платят огромные деньги. Что за четыре года хватит на трёшку. Сначала у Александра не получилось найти себе хорошую работу. Зарабатывал разными заработками. Иногда хотелось бросить всё и уехать домой. Но без денег возвращаться не хотелось. И через какое-то время ему повезло по-крупному. Он устроился старателем в артель. И вот получив деньги возвратился домой.

    Риэлтором оказалась молодая женщина, на вид не старше его Ирки. Женщина была общительной и приветливой. Александру это очень понравилось. И жильё нашли очень быстро. Правда район далеко от Марии, но всё-таки. И деньги ещё остались на благоустройство. Мебель купить, ремонт небольшой затеять. С того момента, как Александр вернулся с работы, прошло чуть больше двух недель. Наступил июнь месяц, в школе начались долгожданные каникулы. Вовка перешёл в четвёртый класс. В опеке уже который год давали путёвку в лагерь. Но Вовке эти поездки не нравились. Дома всё-таки лучше. Без матери было очень плохо. Но дети уже привыкли.

    Однажды вечером на посиделки с заскочила Макаровна.
   -- Давно, ребятки, я у вас не была. Как вы поживаете?
   -- Как поживаем? Наталья, каждый день боюсь, что вот нагрянет зятек.
   -- Давно его не было?
   -- Как ушёл, так больше не появлялся. Не нужна ему дочка, откупился скорее всего деньгами.
   -- Нет, Маша, такие мужики на деньги жадные. Зачем ему откупаться, мог бы не появится совсем. И никто бы не знал, где он, и что с ним. Тебе же, как-то на детей опеку дали. Не искали они отцов.
  -- Даже не знаю, кто там, чем занимался? Я комиссию прошла, что здорова. И могу содержать детей. Ой, Наташка, что это я раньше не додумалась. Я же из здоровой, могу стать вполне больной. Буду лежать при смерти. И врачи подтвердят, что у меня не всё хорошо со здоровьем. У меня есть к кому обратится, справку взять. Так что ему некуда будет деться, придётся обоих детей взять. А если надо будет, то и в больницу придётся лечь.

   -- Здорово, ты, Мария, это всё придумала. Главное, чтобы дети не проболтались. Вовка-то будет молчать. А вот Алёнка, за ней же глаз да глаз нужен. Да ещё и обед готовить надо.

     -- Маша, глянь, идёт какой-то мужчина, не твой ли зять, - Мария подкралась к окну.
   -- Ой, вот уж не ждала.
   -- Тогда, мигом в кровать. Если что, я пришла за тобой ухаживать. И детям покушать сварить.
    Только Мария успела лечь в постель, в окно постучали. Макаровна высунула голову.
   -- Вы к кому, молодой человек? Что-то я вас не припомню.
   -- Я к дочери.
   -- Я вас первый раз вижу, как я могу знать, что вы к дочери?
   -- Позовите тогда Марию Ивановну.
   -- Лучше сам заходи. Давай, давай я тут засиделась. Мне домой надо, я уже неделю здесь, помогаю по хозяйству. Иванова слегла со спиной. Врачи были, сказали не вставать. А у меня работа. Так что, дружок, извини. Теперь тебе придётся за детками смотреть. Я сегодня сварила супчик, всех накормила. Теперь, ты корми.
   -- Да, я приехал дочку забрать. Я уже жильё приобрёл. Вовка не маленький, сможет за бабушкой приглядеть.
   -- Вовка ещё маленький, кушать себе приготовить не сможет. И бабушке лекарства давать надо. Врач будет ходить к ней, уколы ставить. Ну, ты ведь мужик, а не тряпка. Потерпи неделю - две. Как раз к тебе Алёнка привыкнет.
    Александр почесал затылок. Делать нечего, придётся остаться.
   -- Я буду приходить, проведывать, вечером после работы, - тут Мария застонала, как будто от боли.
   -- А, как мне её в уборную, я ведь мужчина.
   -- Ну, что-нибудь придумаем. Чуть не забыла, меня все Макаровной кличут. Или тётка Наташа. Я утром забегу проверю, как она, помогу немного, и на работу. Мне больше нельзя отдыхать. Иначе я совсем зарплаты лишусь.
   Тут Александр хотел предложить ей денег, за то, что посидит с тёщей.
   -- Нет! Вы что? Решили меня за деньги купить. Это у вас не получится. Ну, всё. Вовка, Алёнка, мне домой пора. Алёна, слушайся папу, - Аленка обняла женщину, прижалась к ней.
   -- Какой он ей папа, где он был? Ну, Вовка, ты ещё мал, взрослых судить. Человек с деньгами приехал, работал. Старался, чтобы у вас всё было.
   -- Не у нас. Я ему точно не нужен.
   -- Ребята, надо потерпеть, пока бабушка болеет.
    Алёнка, мала ещё, чуть было всё не провалила.

   Эту ночь пришлось Александру ночевать у Марии. Дочка весь вечер старалась быть ближе к бабушке и брату. Отца сторонилась. Утром Александр проснулся ни свет, ни заря. Во что бы то ни стало надо налаживать отношения с дочерью. Дождавшись пока откроются магазины, он отправился за игрушками. Думал, что это, как раз поможет выстроить отношения. Пока его не было Мария второпях написала записку для Натальи и велела Вовке отнести её.  В ней говорилось, чтобы Макаровна сходила в поликлинику, к участковому доктору и всё ей изложила в двух словах. Участковым работала её давняя знакомая. Мария знала, что та женщина безотказная. Выберет время, зайдет к ней. А там обязательно поставит ей какой-нибудь витамин для профилактики. Уж ради этого она потерпит уколы.

    Вернулся Александр с продуктами и подарками. Велосипед двухколёсный, планшет, ну и, конечно, кукла ходячая. Такой у Алёнки никогда не было. Она ходила и поворачивала голову, говоря: “мама”. Девочка сначала обрадовалась игрушкам, но вскоре осеклась, она никак не могла привыкнуть, что это её папка. А Вовка сразу принял Александра в штыки. Мария лежала вставала, только в туалет шла прихрамывая. Когда Александр куда-нибудь уходил, тогда уж она могла расслабиться ненадолго.

     Александр ушёл, сказав, что скоро придёт. Обед готов, Вовка сестру сможет покормить. Вернулся он не один, а с другом Михаилом на машине.
      -- Ребята, кто желает выехать на природу к реке? Можно будет порыбачить, - Алёнка посмотрела на брата. Ей очень хотелось на природу. С Марией они нигде не бывают. Но, когда Вовка согласился, она вдруг спросила, а как же бабушка.
   -- А что бабушка, ничего с ней не случится. Врач уже была,
укол поставили. Мы к вечеру вернёмся. Там, может, Макаровна придёт. Александр давно догадался, что Мария его обманывает. Но, решил, пока не говорить об этом. Хочется старушке поболеть - пусть болеет. Ему сейчас с Вовкой отношения надо наладить. Понял он, что без него Алёнка не пойдёт с ним. Потом надо будет в школу другую перевести. А к бабушке будем в гости ездить.
   Поездка на природу удалась. Вовка сам не ожидал, что его так завлечет рыбалка. Он следил за удочкой и если клевало, то он аккуратно снимал рыбу с крючка. Аленка тут же забирала рыбу и относила в ведёрко.
   -- На уху рыбы сегодня наловили, так что, по домам.
    Но никто не хотел уезжать.
   -- Вовка, Алёнка, мы сюда обязательно ещё вернёмся, - в этот день дома всё ладилось. Дочка, впервые назвала его папой, и помогала в домашних делах. Запах свежей ухи раздавался по всей квартире. Мария думала, что сейчас её угостят вкуснятиной, принесут еду на подносе. Но Александр вдруг спросил:
   -- Мама, а вы что, кушать не будете. Давайте уже вставайте, я всё знаю. Хватит уже валятся. В вашем возрасте двигаться больше надо. А за Вовку можете не переживать, я его не брошу. Вернее, мы его не бросим. Ваша помощь нам пригодится.





       Марина Мальцева,
   гКрасноярск,05.05.2022г.


Рецензии