Фрактал Евангелия
И если кто-то попросит меня кратко пересказать содержание этой толстой книги, а я перескажу какую-то побочную сюжетную линию – это будет неуважительно по отношению и к автору, и к задающему вопрос.
Так и с Библией. Мы постоянно на основании ее проповедуем, и надо понимать, какая сюжетная линия в ней главная, какие персонажи основные и в чем ее главная весть. Но о ужас: можно проповедовать по Библии так, что ты будешь обходить эту главную весть, задевая Автора и обделяя слушателей.
Если в двух словах, то главный сюжет Библии в том, что у Бога есть Сын, у Этого Сына есть невеста, у невесты случились проблемы, и Божий Сын спасает невесту единственным возможным способом, в результате чего удивительным образом прославляется Бог.
Уникальность Библии в том, что эта главная весть отображается много раз во всех казалось бы второстепенных весточках и сюжетных веточках, в частных историях отдельных библейских героев – Авраама, Руфи, Иеремии, Петра, Филимона…
В природе есть материальные объекты, части которых устроены так же, как целое, это называется «фрактал». Это, например, капуста брокколи и романеско, наши трахея и бронхи, снежинки, молнии, морозные узоры на оконных стеклах, кристаллы.
Смотришь на бронхи и видишь трубочку, которая разветвляется на более мелкие трубочки, смотришь на эти отдельные трубочки – они снова ветвятся, повторяя общую структуру, и т.д. То же и со снежинкой и с остальными фракталами. В частном повторяется общее, в детали видно целое.
В последние годы меня все больше поражает то, что основной сюжет Библии и главная ее весть – а это Евангелие – многократно повторяется, отображается, отзывается во всех библейских историях меньшего порядка. И оказывается, что судьбы народов и людей – эхо и отголосок судьбы Христа и церкви. Я называю это «фрактал Евангелия».
И можно рассказывать о жизни каждого из этих библейских героев так, что через это будет видна и главная весть Библии тоже, а можно проповедовать так, что главной вести в твоем рассказе не будет. Эта ошибка называется в современных учебниках по гомилетике «морализм» – когда мы берем из библейских историй нравственные уроки, но теряем Христа. Теряя Христа, искажаем Евангелие. Искажая Евангелие, перестаем понимать и практиковать благодать.
«Благодать спасительная», «благодать научающая», «слово благодати»... Я столкнулся с тем, что люди, которые много лет являются членами церкви, ответственные за отдельные виды служения, у которых дети, регалии, опыт, с непониманием говорят: «А что значит жить по благодати? Благодать ведь нужна только для того, чтобы стать верующими, разве нет?»
Думаю, это из-за того, что с кафедры недостаточно проповедуется Евангелие членам церкви. Есть такое мнение, что Евангелие – это то, что надо только для входа в церковь. Павел так не думал: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1Кор.15:1-2).
Покажу несколько примеров того, как Евангелие можно и нужно использовать при проповедовании по разным темам, как его возвращать на кафедры и в семьи. Мне хочется написать книгу о Евангелии и благодати, я когда-то и начал над ней работать, если дойду до продолжения и завершения, то там приведу больше практических ситуаций применения Евангелия, назову зоны слепоты к Евангелию в нашей практике, попробую проанализировать симптомы и последствия утраты Евангелия, сейчас же ограничусь четырьми примерами.
• Проповедь по библейским историям. Здесь я приведу цитату из книги Тима Келлера «Центровая церковь»: «В конечном счете при чтении Библии следует задавать лишь два вопроса. Идет ли речь обо мне? Или здесь сказано об Иисусе? Иначе говоря, говорит ли Библия в целом о том, что я должен делать, или о том, что сделал Он? Подумайте над рассказом о Давиде и Голиафе. Если читать его как нравоучительную историю, тогда она действительно обо мне. Это поучение о том, что я должен собрать всю веру и смелость, чтобы сражаться с исполинами в моей жизни. Но если признать, что Библия прежде всего говорит о Господе и Его спасении, и читать о Давиде и Голиафе в таком свете, то эта история несет нам весть освобождения! Ведь суть в том, что израильтяне не могли сами выступить против великана. Нужен был герой, чтобы сражаться вместо них, – воин, готовый встретить смертельную опасность, чтобы защитить свой народ. И Бог послал не могучую, а слабую замену – мальчишку, слишком юного, чтобы носить доспехи. Но Бог использовал немощь избранного освободителя, чтобы уничтожить самоуверенного, глумящегося Голиафа. В своей слабости Давид вышел победителем, а его победа вменилась всему народу. То же было и с Иисусом. Через Его страдания, Его слабость и смерть, грех был побежден. Яркая, захватывающая история о Давиде и Голиафе показывает, что значит утверждать, что мы умерли с Христом (Рим.6:1-4), а Бог воскресил нас и посадил на небесах с Иисусом (Еф.2:5,6). Иисус – главный герой, настоящий герой, Он не просто рисковал жизнью, а отдал ее за нас. И теперь Его победа стала нашей, и все, что Он совершил, вменено нам».
• Проповедь по библейским заповедям. Возьмем самый «законнический» текст в Ветхом Завете – десять заповедей. А ведь он начинается с проповеди Евангелия! Остановитесь и попробуйте сами найти в начале декалога учение о благодати. Минута пошла. Сверим наши ответы: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх.20:2) – вот с чего Бог начинает разговор. Почему «вывел»? Потому что захотел, потому что обещал, но никак не потому, что вы молодцы. Сами евреи говорят, что в Египте они опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных. Так это ведь язык искупления, парадигма благодати! Выход из Египта – прямой прообраз нашего спасения. И только после этого знакомства и вступления идут десять заповедей. Т.е. сначала ты пойми что-то про благодать и искупление и потом сможешь поступать по заповедям. И так во всем Писании: если осмотреться в контексте, не сможешь не увидеть евангельское основание, подложку благодати.
• Воспитание детей. Представим себе практическую ситуацию: ребенок сделал ошибку или согрешил. Мы можем отругать его, повторить ему в десятый раз, как надо себя вести, рассказать, что мы-то в детстве не такими были, и соседский Вася вон не так себя ведет. А можем сказать: «Ты грешник, ты неправильно себя ведешь и не можешь правильно себя вести, потому что у тебя испорченное сердце. И я тоже не могу вести себя правильно без Иисуса. И не смогу сделать так, чтобы ты смог вести себя правильно. И нам надо вдвоем с тобой подойти сейчас к Иисусу и попросить у Него благодати для тебя и твоего сердца, чтобы Он изменил тебя внутри, чтобы Он научил тебя, чтобы Он вдохновил тебя». Об этом книга Теда Триппа «Как быть пастырем своему ребенку», прочитайте ее, если у вас есть дети.
• Интимные отношения. (Намеренно привожу очень разные примеры для того, чтобы доказать: фрактал Евангелия действительно охватывает все части и Священного Писания, и жизни детей Божьих). В Песни Песней он и она ведут себя так, как несвойственно вести себя мужчине и женщине. Ему хочется нажать на педаль газа и форсировать переход к интимной близости, а он жмет на тормоз и продолжительно разговаривает с ней, смотрит ей в глаза, отправляется с ней на прогулку. Ей же хочется больше поговорить с ним по душам, и ее педаль в интимных отношениях – это тормоз, но она жмет на газ: говорит, что ее сад открыт для него и он может заходить. А в конце книги видно, как это поведение окупается сторицей для обоих. Вы еще не заметили? Это ведь тоже поведение на основании принципов благодати: не хватать, что тебе хочется, и не требовать этого, а в первую очередь отдавать.
Может быть, продолжу разговор в других записях или (а вдруг) на страницах книги.
05.05.2022
Свидетельство о публикации №222050501324