Легенда ущелья Чечкыш

   Проживал некогда на берегах Катуни сильный  народ. Добрые и честные люди далеко несли славу о своем сеоке. О надежном крове, об обилии пищи, о множестве детей и о спокойной старости в аилах пели кайчи, народные сказители. Крепкий род долгие годы процветал и приходил на помощь другим племенам. 

   Но пришли трудные времена и с ними явились завоеватели, несметными полчищами нахлынувшими в долину реки. Грабили и убивали, изводили народ. Не оставляли никого в живых: ни малого ребенка, ни старого человека. Забирали нажитое трудом, а что не могли забрать сжигали и ломали. Цель поставили – вычеркнуть из жизни и из памяти упоминание о могучем сеоке. 

   Стойко сопротивлялись завоевателям. Пришло время последней битвы, мало воинов осталось и у одних, и у других. Отступили пришлые люди в ущелье, чтобы не было возможности обойти их со стороны. Призвали черного шамана на помощь. Запел песнь старый ведун, вознесся душой в подземный мир Эрлика и испросил на сторону захватчиков злых духов – шулмусов. Пришли, встали на сторону темного войска, приготовились к смертной битве.

   Не могут справиться воины некогда славного народа, силы на исходе. Попросили белых камов о помощи. Поднялись те с дымом ритуальных костров на небеса к Ульгеню, попросили поддержки для нужного дела. Поднялись на сторону народа добрые духи. Разгорелась битва с новой силой, искры от мечей летят, ночью светло как днем. Три дня бились и три ночи.

   Павших в свой мир духи забирают. Темные силы под землю уходят, а воинов ведущих правую битву добрые духи в скалы превращают, чтобы не прорвался сквозь заслон враг. В некоторых местах столь плотно камни друг к другу расположены, как в бою воины: плечом к плечу. В последней схватке пали, на поле оставшиеся в живых, и наступила тишина, никого не осталось. Только горы расступились в стороны и образовалась широкая долина.

   Осознали духи, что извели мужчин двух сильных народов. Задобрились, повинились и разошлись каждый к своему богу.

   Женщины и девушки рода, проводившие своих мужей и женихов на битву, долго ждали возвращения мужчин. Семь лун всходило на небо, но не получили никаких известий. Собрались вместе, вооружились последним оружием и направились вверх по ущелью на помощь к своим мужьям и женихам.

   Идут по тропе, а скалы то приближаются, словно обнять хотят, то расступаются, давая обзор. Поднялись до самого начала ущелья, но не встретили воинов рода. Поняли, кто прижимался и тепло отдавал им. Свершили молитву во славу избавления от захватчика и в честь поминовения павшим. Горько плакали, пролился ручей и побежал вниз. Ульгень превратил верных женщин и девушек в речушку, чтобы никогда не расставались с любимыми мужчинами. Докатились воды до камня большого, водопадом прыгнула вниз вода, возвещая громко о свершившейся победе.

   Бежит струя, чистая как слеза. В иных местах скалы близко подступают к руслу, словно оберегая от невзгод. Ущелье назвали Чечкыш – тонюсенькое, узенькое. А широкая долина выше водопада местом силы называют. А как же иначе? Ведь здесь злые и добрые духи примирились, энергия богатая среди скал от земли исходит. Второе название носит – ущелье духов. Даже грот остался от тех времен, пещерой шамана зовут.

   Дети племени возродили некогда сильный род. Живет сеок жизнью гор, в песнями кайчи рассказывая о временах минувших. Всякий человек, что пройдет долину, силы прибавляет. А молодые люди здесь пару себе находят.


Рецензии