лс170 Пушкин титулован гением при жизни

В программной статье "Пушкин» (1928 г)  Ю. Тынянов отметил "многократное и противоречивое осмысление его творчества со стороны современников и позднейших литературных поколений". К темам этого осмысливания и понимания Пушкина относится проблема «Пушкин – гений”.

Рейтблат А.И. в работе «КАК ПУШКИН ВЫШЕЛ В ГЕНИИ. ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГ. ОЧЕРКИ О КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ» (прил. к НЛО, 2001)  предложил предварительно определить понятие термина гений тогда и сейчас, а также понятие »литературная репутация», которая близко примыкает к «социальной репутации».

Фактом литературной истории России первой четверти 19 века явилось то, что «во второй половине 1820-х гг. Пушкин занял первенствующее положение в русской литературе, даже сформировался подлинный его культ». Пушкин быстро, еще будучи молодым, приобрел громкую славу. Однако до сих пор нигде, насколько нам известно, не отмечено, что еще при жизни многие современники называли его гением.

Типовые примеры этого титулования:

1) М. Муханова, прочитав "Кавказского пленника", пишет М.Е. Лобанову 9 ноября 1822 г. про Пушкина: "Это Гений величественный и дикий, как горы Кавказа, оригинальный в нашей литературе.»
(см.Натанов Н.[Эйдельман Н.Я.] Законами, но не кровью./Прометей.1975.Т.10. С.204)

2) А.И. Тургенев в письме (Н.М. Карамзину?) 1825 г. цитируя высказывание Пушкина в письме П.А. Вяземскому, утверждал, что это "признание Гения
(cм. Пушкин А.С. Письма. М.; Л. 1926. Т.1. С.437)

3) Е.С. Телепнева, приехав в 1827 г. в Москву и узнав, что Пушкина сейчас там нет, фиксирует в дневнике свои сожаления по этому поводу и пишет: ".,..видеть гения - есть счастье, свыше ниспосланное..."
(см. Савва В. Заметка о Пушкине из дневника Е.С. Телепневой 1827-28 гг.//Пушкин и его современники. СПб. 1907. Вып.5. с.122. Оленина А.А. Дневник. Воспоминания. СПб. 1999. С. 67,70)

4) Б.М. Федоров в 1828 г. записывает в дневнике: "Пушкин гений"'
(см. Из дневника Б.М. Федорова // Рус. библиофил. 1911. -5. С.33).

Пушкина еще в середине литературного пути стали печатно именовать гением.

Первый пример:  в 1827 г., обозревая ежегодную выставку в Академии художеств и описывая выставленный там портрет Пушкина, Фаддей Булгарин привел следующий анекдот:
"... друзья сего поэта советовали художнику украсить картину изображением гения поэзии. "Довольны ли вы портретом" - спросил художник. - "Довольны!" - "Итак, я исполнил уже ваше желание и изобразил гения!" - примолвил художник"
(см.Ф.Булгарин. Посещение Императорской Академии художеств//Северная пчела.1827)

 Другой пример: в том же году, печатая в альманахе ранние стихи Пушкина, Б.М. Федоров в заметке "От издателя" писал про то, что "в сих произведениях юного поэта виден зрелый дар гения"
(см. Памятник отечественных муз, изданный на 1827 год Борисом Федоровым. СПб. 1827. с.3).

Третий пример: рецензируя третью часть "Стихотворений" Пушкина в 1832 г. анонимный автор "Дамского журнала? (П.И. Шаликов") применял к Пушкину слово "гений"
(см. Дамский журнал. 1832. - 18. С. 95. "Северная пчела. 1832. – 81).

Еще один: Е.Ф. Розен писал 1832, что "А.С. Пушкин принадлежит к малому числу тех счастливцев гениев, коих первые подвиги знаменовались правом на триумф и вся литературная жизнь коих была и есть громкое, беспрерывное торжество"
(см.  Яновский Н. Новый словотолкователь <...> СПб. 1832)

Нюанс: тогда слово "гений" понимали иначе, чем сейчас:

(А) в  авторитетном словаре того времени: "Гений, лат. 1) Дух добрый или злой, который, по мнению древних, сопровождал человека от самого его рождения по смерть, имея об нем особливое попечение <...>. 2) Природное остроумие, высочайший дар природы, дающий разуму самую величайшую проницательность и деятельность; талант соображать идеи новым, великим и поражающим образом, от коего душа получает способность чувствовать и изображать живо силу различных предметов. У французов называется жени"'

(Б) определение ПЛ. Новикова (1818 ) в спец. работе на данную тему: ".,..я назову гением в человеке высшего рода врожденную способность и непреодолимую склонность к чему-либо высокому и благородному"
(см. Новиков П.А. О гении, о главных его свойствах, о средствах, им употребляемых, и о влиянии его на современников и потомство // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М. 1974. Т.1. С.351-352)

(В) характеристика А.Ф. Мерзлякова (1812 см. О гении, об изучении поэта, о высоком и прекрасном // Там же. С. 107): "Гений есть как бы некое вдохновение частое, но временное, ибо выше природы человеческой было бы его беспрерывное постоянство и ровность. Он творит. Человек с гением возвышается и упадает попеременно, по мере того как его живит или оставляет вдохновение"

(Г) подобное словоупотребление Продолжало сохраняться и в обыденной жизни; например, А.А. Оленина записала в дневнике в 1828 г.: "Но гений мой внушил мне другое" Так сейчас говорят о таланте… = говорили не о человеке гении, а  о гении такого-то человека

Но уже во второй половине XVIII в.  гением стали звать и носителя этого качества: в 1823 г. И.П. Войцехович, определяя гений как "природное соединение всех умственных способностей высочайшей степени с необыкновенной силой деятельности", тут же, характеризуя Моцарта и Корреджо, восклицает: "Вот гении!»; И.И. Дмитриев в 1816 г. писал о Державине, что "он был гений"; В.К. Кюхельбекер в 1820 г. именовал гением В.А. Жуковского; Н.И. Гнедич в 1821 г. говорил о том, что "слава <...> повторяет имена только тех гениев <...> которые сквозь тьму веков возвышаются, как гордые главы Кавказа", М.А. Дмитриев в 1824 г. писал, что "Ломоносов, как гений, не подражал никому рабски", Ф.В. Булгарин утверждал в 1826 г. что П.А. Катенин "почитался в полку гением"; и сам Пушкин замечал в письме П.А. Вяземскому от 5 июля 1824 г. что "Лемонте есть гений 19-го столетия", а в ст. 1825 г. "О поэзии классической и романтической" писал о том, что "легче превзойти гениев в забвенье всех приличий, нежели в поэтическом достоинстве".
 
Ситуация: в эти годы сложилось соответствующее сочетание необходимых предпосылок и обстоятельств:
1 - во-первых, тогда сформировался определенный контекст: в обществе существовала сильная потребность в литераторе  - выразителе нации, начинающем собой новую, встающую в ряд с европейскими литератур  и Пушкин смог предложить читателям тексты, отвечающие на этот запрос, а также  смог задействовать различные механизмы в рамках литературы как социального института, обеспечивающие формирование у него высокой литературной репутации
2- в этот момент престиж литературы уже был исключительно высок и яркий литератор становился в ряд первосвященников или пророков нации
3 - особо ощутимым было всеобщее ожидание поэта, который выразит дух народа, или, говоря современным языком, поможет ему обрести свою идентичность
4 – наисущественнейшее обстоятельство = в России было мало литераторов и потенциальных кандидатов на эту роль можно было пересчитать по пальцам: Батюшков, Жуковский, Вяземский, Александр Пушкин (Карамзин выступал в печати в 1820-х только как историк). Но позиции конкурсантов на титул Наше Всё = Гений были таковы:  Вяземский не выпускал книг, довольствуясь журнальными публикациями; Батюшков после "Опытов в стихах и прозе»  (1817) книг уже не издавал, а потом заболел и после 1820 г. не появлялся и в журналах; Жуковский выступал теперь преимущественно как переводчик. Оставался Пушкин.

Пушкин точно угадал эти ожидания публики и ответил на них!

Уже выполнением в "Руслане и Людмиле» "общественного заказа"  он гениально разрешил поставленную еще в конце XVIII в. и актуализированную во вт. пол. 1810-х гг. задачу создания "русской поэмы" ("русской эпопеи") =
(см. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. М. 1955; Кошелев В.А. Первая книга Пушкина. Томск, 1997)

Войдя в число литераторов первого ряда после публикации этой книги, Пушкин быстро переходит на лидирующие позиции.

Вот для примера  несколько типичных высказываний критиков 1820-х гг после появления поэмы РиЛ:
1) А.Ф. Воейков в 1820 г.: Пушкин - поэт, "занимающий почетное место между первоклассными отечественными нашими писателями" (см. А.Ф. Разбор поэмы "Руслан и Людмила", сочин. Александра Пушкина // Пушкин в прижизн.критике. С. 59)
2) П.А. Плетнев в 1822 г.: "Пушкин, одарен будучи истинным и оригинальным талантом, идет наравне с другими превосходными поэтами нашего времени" (см. Плетнев П.А. "Кавказский пленник". Повесть. Соч. А. Пушкина // Там же. с. 124)
3) А.А. Бестужев в 1823 г.: Пушкин с Жуковским и Батюшковым "составляет наш поэтический триумвират" (см. Бестужев А.А. Взгляд на старую и новую словесность в России // Там же. с. 143).

Южные поэмы упрочили славу Пушкина - "Кавказский пленник» (1822) и "Бахчисарайский фонтан"(1824)  надолго стали самыми популярными его произведениями. Так А.Д. Галахов зафиксировал:

«Пушкин, которого так любила публика, презирая анафемы староверов - чем особенно ей нравился? Не "Борисом Годуновым", не "Каменным гостем", не "Моцартом и Сальери", но "Кавказским пленником", "Бахчисарайским фонтаном", "Братьями-разбойниками"
(см. Сто-один [Галахов А.Д. Е.А. Баратынский //Отечественные записки. 1844.-12. С. 84)

Переломным стал 1824 год. Провинциал А.В. Склабовский еще мог в этом году ставить в один ряд Жуковского, Батюшкова и Пушкина (см. А. С[клабовский]. О пользе и цели поэзии // Украинский журнал. 1824. - 17. с. 240), но в столице В.Н. Олин уже утверждал, что "Пушкина, по справедливости, можно назвать первым русским поэтом нашего времени"
(см. Олин В.Н. Критический взгляд на "Бахчисарайский фонтан", соч. А. Пушкина // Пушкин в прижизненной критике. с.198)

Сам Жуковский пишет Пушкину 12 ноября 1824 г.:
 "По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе? (см. В.А. Жуковский - критик. 1985. с.223)

1825 год. В.Г. Маслович утверждал:  "г. Пушкин (вначале творец "Руслана и Людмилы", потом "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана») прельщающим талантом своим сильный сделал переворот в российской поэзии и, проложа совершенно новый, гладкий путь чрез терние языка нашего, увлек за собою всех молодых поборников российского стихотворства..."
(см. Маслович В. Предисловие // Маслович В. Басни. Харьков, 1825. С.10 по: Лосиевский И.Я. Русская лира Украины. Харьков, 1993)

Н.И. Греч печатно заявил, что Пушкин "победил всех своих современников"
(см. Греч Н.А. Письма на Кавказ. I // Пушкин в прижизненной критике. с. 241), Н.А. Полевой отвечал ему: «О Пушкине в "сравнении с Жуковским можно повторить старинную пословицу: он не второй, а другой"
(см. Полевой Н.А. Обозрение русской литературы в 1824 году // Там же. с. 243).
Но Греч, полемизируя с Полевым в том же году, ответил: "Жуковский не первый поэт нашего века. Выше, гораздо выше его Пушкин"
(см. Греч Н.А.] Письма на Кавказ. 2)

1827 год. Вяземский. писал как об очевидной вещи о том, что "Александр Пушкин и здесь (в альманахе "Северные цветы". - А.Р.), как и в самой поэзии нашей, господствует" (Вяземский П.А. Об альманахах 1827 года).

1828 год . И.П. Бороздина в стихотворении 1828 г. "К А.С. Пушкину", помещенном в ж-ле "Славянин", ставит Пушкина во главе не только современников, но и вообще всех русских поэтов всех времен

 1829 год. Англичанин Томас Рэйкс замечает в своих путевых записках о Пушкине: "Его слава установлена и не имеет соперников, никто не пытается оспаривать лавры на его челе»
(см. Глинка С. Англичанин о Пушкине зимою 1829-1830 гг.//Пушкин и его современники. Л. 1927. Вып. 31/32. с.105).

В образованном слое формируется настоящий культ Пушкина.
(см. Щеголев П. Обожатели Пушкина // Московский пушкинист. М. 1930)

Некоторые свидетельства о подлинной славе и литературной репутации Пушкина до 30-х:
(1) анонимный автор некролога Пушкину (Н. Полевой) в "Живописном обозрении" за 1837 год вспоминал о пребывании Пушкина в Москве в 1826 г.: "Надобно было видеть участие и внимание всех при появлении его в обществе! Когда в первый раз Пушкин был в театре, публика глядела не на сцену, а на своего любимца-поэта»

(2) агент графа де Витт  А.А. Бошняк признавался брату: " поэзия входившего тогда в славу Пушкина ему вовсе не нравится, но что он принужден восхвалять его, так как кругом его расточаются похвалы явившемуся поэту»
(см. Свидетельство племянника А.А. Бошняка цит. по: Эйдельман Н. Пушкин и декабристы. М. 1970)
 
(3) М. Муханова в 1837 г. писала: "Я еще живо помню эпоху фанатизма, когда Пушкин был настоящим идолом нашей непостоянной публики. Она восхищалась его поэмами <...>
 
(4) стихи Пушкина (особенно еще не напечатанные или вообще не предназначенные для печати) в рукописях расходились по стране

(5) И.А. Гончаров описывал, как в 1832 г. Пушкин посетил Московский университет, где он тогда учился: "Когда он вошел <...>, для меня точно солнце озарило всю аудиторию; я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга <...> Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование»
(см. Гончаров И.А. Собр.соч. М.1980. Т.7. С.241)

(6) В.А. Соллогуб вспоминал, как в 1831 г. оказался в театре одновременно с Пушкиным: "Это Пушкин", - шепнул мне отец. Я весь обомлел... Трудно себе вообразить, что это был за энтузиазм, за обожание толпы к величайшему нашему писателю, это имя волшебное являлось чем-то лучезарным в воображении всех русских, в особенности же в воображении очень молодых людей"
(см. Соллогуб В.А. Повести. Воспоминания. Л. 1988).

Произведения Пушкина проникают даже в те слои, которые были далеки от литературы. Н.А. Мельгунов в 1827 г. в письме М.П. Погодину из Малороссии с удивлением отмечал, что "здесь вовсе не в диковинку слышать стишки Пушкина из уст девушек даже в кругу купеческом». В.Г. Белинский свидетельствовал, что пушкинские "поэмы читались всею грамотною Россиею; они ходили в тетрадках, переписывались девушками, охотницами до стишков, учениками на школьных скамейках, украдкою от учителя, сидельцами за прилавками магазинов и лавок. И это делалось не только в столицах, но даже и в уездных захолустьях"

Книги Пушкина хорошо расходились, а по поводу одной из них Вяземский счел необходимым написать специальную статью ("О "Бахчисарайском фонтане" в нелитературном отношении"), в которой сообщал, что за рукопись этой поэмы издатель заплатил 3000 руб. т.е. за эти стихи "заплачено столько, сколько еще ни за какие русские стихи заплачено не было"

Если Вяземский в первой половине XIX в. не выпускал книг, Дельвиг издал только 1, Языков и Катенин - по 3, Боратынский - 6, то у Пушкина при жизни вышло 26 книг!

Гением  Пушкнн был  и в маркетинге:
1) Со скандалом войдя в литературу (скандальны были и поэма "Руслан и Людмила", и бытовое его поведение), Пушкин прекрасно отдавал себе отчет в полезности этого для собственного успеха. Незадолго до выхода "Руслана" на упреки отца и матери в предосудительности поведения он ответил:
"Без шума никто не выходил из толпы".
2) В октябре 1822 г. он запрашивал брата: "Скажи мне, милый мой, шумит ли мой Пленник? A-t-il produit du scandale, пишет мне Orlof, voila I'essentieh ("Произвел ли он скандал, - вот что существенно",
3) В феврале 1824 г. он писал А.А. Бестужеву: "Радуюсь, что мой Фонтан шумит".
4) А.А. Оленина описала в своем дневнике как Пушкин в 1826 г. "вернулся из десятилетней ссылки: все - мужчины и женщины - спешили оказать ему знаки внимания, которыми отмечают гениев. Одни делали это, следуя моде, другие - чтобы заполучить прелестные стихи и, благодаря этому, придать себе весу, третьи, наконец, - из действительного уважения к гению, но большинство - из-за благоволения к нему императора Николая, который был его цензором"


Рецензии