Три Великих Мыса
Три Великих Мыса
Мыс Горн, мыс Доброй Надежды, мыс Луин
"Horn", "Cape", "cape Leeuwin"
«Встреча произошла близ Мыса, - я говорю, конечно, о мысе Доброй Надежды, которому открывший его португалец дал когда-то название "мыс Бурь". И потому ли, что о бурях не следует поминать в море, где они 6ывают так часто, а о своих "добрых надеждах" люди боятся говорить, - но мыс этот стал безьмянным, просто Мысом. Второй великий мыс почему-то редко, почти никогда не называют мысом. Моряки говорят "рейс вокруг Горна", "мы обогнули Горн", "нас отчаянно трепало за Горном" и так далее, но очень редко скажет моряк "мыс Горн" -- и не без основания, так как мыс Горн столько же остров, сколько мыс. А мыс Луин, третий в мире по силе штормов, обычно называют его полным именем - как бы в виде компенсации за отведенное ему второстепенное место. Таковы три мыса, которые бывают свидетелями страшных бурь.»
Джозеф Конрад "Зеркало морей"
Океаны Земли связаны друг с другом, образуя непрерывную водную оболочку — Мировой океан. Континенты и большие архипелаги разделяют Мировой океан на четыре большие части (океаны).
Есть всего четыре океана – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, но существует и пятый – Южный океан. Впервые на картах его стали обозначать в 1937 г., затем в 1953 г благополучно про него забыли и вот в 2000-м опять стали использовать это название.
Три мыс назвали великими, потому что у этих мысов встречаются воды Тихого, Атлантического, Индийского и Южного океанов и почти всегда сопровождаются сильными штормами,туманами и течением Западных ветров.
Традиционные морские пути, соединяющие Атлантику с Индийским,Тихим и Южным океанами, проложены мимо пользующихся мрачной славой мысов Доброй Надежды, Луина и Горна, причем самым грозным из них считается мыс Горн. Легенда о «Летучем Голландце» встречается в описании мыса Горн и мыса Доброй надежды.
Список возглавляет мыс Горн, его называют Эверестом моряков. Второе почетное место – у мыса Доброй Надежды и третий – юго-западный мыс Австралии мыс Leewin (он же Луин, он же Леувин, он же Лиувин).
Мыс Горн- Cape Horn (нидерл. Kaap Hoorn, исп. Cabo de Hornos)
— 55°58;48; ю. ш. 67°17;21; з. д.
Мыс-крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположенная на острове Горн. Мыс Горн расположен на острове Горн в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду. Овеянный легендами и навечно вписанный в историю судоходства, мыс Горн, одно из самых опасных и загадочных мест на земле.
Имя мысу дал капитан, который и открыл его. Капитан дал мысу название родного города Хоорн.
2
29 января 1616 года корабль «Эндрахт» во время плавания под командой голландского капитана Виллема Схаутена обогнул мыс, образованный двумя высокими горами.. В 1618 году Схаутен опубликовал в Амстердаме свой дневник наблюдений, который вскоре был переведен на другие языки В своем дневнике он написал «От этого места не было больше земли перед нами, и не оставалось никакого сомнения, что мы находимся в Тихом океане. Мы отпраздновали это важное открытие тройной порцией вина для команды». «Мыс этот был поименован нами – мной и Исааком Ле-Мером – как мыс Горн, в честь нашего родного города и в честь корабля, утраченного нами».
Однако, мыс Горн не является южнейшей точкой Южной Америки, ни как континента, ни как части света. Примерно в 100 км к юго-западу от мыса Горн расположена группа небольших островов Диего-Рамирес, которые и являются самой южной точкой части света. Самая же южная континентальная точка — мыс Фроуорд на полуострове Брансуик.
“Ревущие сороковые” “(Roaring forties”),“неистовые пятидесятые”-(Furious Fifties), “Визжащие шестидесятые”-(Shrieking Sixties)-.так называют эти географические широты, на которых мореплаватели постоянно сталкиваются с жестокими штормами, громадами волн, айсбергами, пронизывающим холодом. Ветры этих широт создают в Южном полушарии течение Западных Ветров, направляющееся с запада на восток приблизительно между 40 и 55° ю. ш.. Течение опоясывает земной шар, пересекая Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Течение на этих широтах не встречают сопротивления со стороны какой-либо суши, а волны достигают высоты 15 метров.
Климат в районе мыса называют худшим на земле. Погода там почти всегда ветреная и пасмурная. Дожди льют весь год. Температура здесь никогда не падает ниже -3, однако и более +14 столбики термометров тут практически не показывают. Лучше всего о климате у мыса сказано в произведении «Великий час океанов» французского писателя Жоржа Блона: «Обогнуть мыс Горн с запада на восток менее сложно, чем в обратном направлении, потому что всегда, особенно зимой, дуют попутные ветры, но они гонят нас пинками в зад и дубинками по шее, поливая к тому же тоннами ледяной воды. Яростные «пятидесятые» мыса Горн столь же непримиримы, как и «ревущие сороковые». Несколько часов сумрачного дня со свинцовыми тучами, скрывающими горизонт, а потом бесконечная ночь, когда столбик термометра падает до пятнадцати-двадцати градусов ниже нуля. В этом мрачном хаосе скользят громадные айсберги, оторвавшиеся от антарктических льдов».
Есть множество легенд о мысе Горн. Самая известная — о Летучем голландце. Ее главный герой - шкипер торгового голландского корабля-парусника Ван дер Декен. Он долгое время не мог обогнуть мыс из-за ужасной погоды. Обозленный мореплаватель заявил, что обогнет мыс, даже если ему придется плыть до второго пришествия. С неба раздался голос: «Да будет так — плыви». Легенда гласит, что шкипер до сих пор пытается обогнуть мыс Горн. Иногда капитаны кораблей встречали его. Ужасный голландец даже поднимается не палубу встречных судов для передачи писем домой.
О другой легенде пишет Франсиско Колоане. «Мыс Горн» :
«Западное побережье Огненной Земли дробится на многочисленные острова, меж которых змеятся таинственные каналы, теряющиеся в конце мира у Могилы дьявола. Матросы всех континентов клянутся, что в миле от этого трагического мыса – свидетеля бесконечного поединка крупнейших океанов мира, сходящихся у мыса Горн, под водой стоит на якоре сам дьявол, скованный тоннами цепей. В самые бурные и ужасные ночи он, исторгая страшные стоны, неистово тянет стальные звенья, заставляя их скрежетать по морскому дну, а воды, как призрачные тени, устремляются в небеса, прежде чем обрушиться вниз к этой пропасти».
В 1937 году в Сен-Мало , Франция , 35 морских капитанов старых парусных судов, прошедших маршрутом мыса Горн , сформировала Международное братство капитанов мыса Горн (Amicale Internationale des Capitaines au Long Cours Cap Horniers) и избрали свой первый комитет и назначили президентом капитана Луиса. Аллер. Цель братства состояла в том, чтобы вспомнить те опасные, но незабываемые путешествия между Европой и тихоокеанскими портами вокруг страшного мыса и продвигать и укреплять узы товарищества, которые ощущали все капитаны, офицеры, матросы, проплывшие через мыс Горн на парусниках между портами Европы и Тихого океана. Вскоре после этого в новое братство начали вступать моряки со всей Франции, а в следующем году и бельгийские моряки. С годами братство стало интернациональным, моряки из 16 стран запросили разрешение на создание собственных секций, но сохраняя при этом « дух Сен-Мало » . В 1950 году общество стало международным. Однако в 2003 году ассоциация перестала существовать, по причине смерти. большинства ее участников.
17 ноября 1987 года несколько моряков чилийского флота и торгового флота , которые пересекли меридиан мыса Горн, вдохновленные « духом Сен-Мало », учредили в Вальпараисо Cofradta de los capitanes del cabo de Hornos- (Братство Капитанов Мыса Горн). Члены братства в 1992 году установили на острове Горн памятник Мысу. Это гигантская композиция в образе летящего альбатроса. как память морякам, погибшим при попытках обогнуть мыс Горн. Образ альбатроса отражает поверье, что в эту птицу превращается душа погибшего моряка.
Суровые бури не пощадили даже памятник: массивную скульптуру снесло ветром в 2014 году. К настоящему моменту она восстановлена, и гостей мыса встречает внушительный ромбовидный монумент с прорезью в форме силуэта альбатроса – извечного символа моряков, потерявших души в морских водах. На нем высечены строки поэтессы Сары Виэл: «Я — Альбатрос, поджидающий вас на краю земли. Во мне таятся души погибших матросов со всех концов света, прошедших мыс Горн. Они не умерли в разъяренном прибое, а летят на моих крыльях к вечности — туда, где рождаются ветры Антарктики».
В 2010 году в память о жертвах коварного мыса российский мореплаватель Федор Конюхов установил здесь православный крест.
Голландские моряки, которые когда-то плавали вокруг мыса Горн, основали «Vereniging van Nederlandse Kaap-Hoornvaarders»-(Ассоциацию голландских моряков мыса Горн), и город Хорн стал его резиденцией. В 1985 году «Vereniging van Nederlandse Kaap-Hoornvaarders» (Ассоциация голландских моряков мыса Горн) стала фондом, целью которого является сохранение памяти об океанском плавании, о том, которое обогнуло мыс Горн, как кульминации истории парусного искусства.
На острове Горн расположены работающий от солнечных батарей маяк, известный как «Маяк на конце света
К 1930-м годам в мире оставалось около 15 больших парусников, иногда проходивших этим маршрутом. Последняя гонка вокруг мыса Горн, в которой приняли участие 13 парусников с грузом пшеницы из Австралии, состоялась буквально перед войной в 1939 году. Последний же коммерческий рейс вокруг мыса совершил знаменитый барк «Памир» с грузом все той же пшеницы, это произошло в 1949 году – за 8 лет до того, как «Памир» опрокинулся и затонул во время страшной бури. Учебные парусники и сейчас проходят проливом Дрейка, огибая мыс Горн. В наши дни мыса Горн избегают почти все корабли, кроме некоторых танкеров и гигантских судов, размеры которых не позволяют пройти по Панамскому каналу или Магелланову проливу. Круизные суда проходящие пролив Дрейка пользуются спросом у туристов. Туристам, обогнувшим мыс Горн выдается специальный сертификат.
Мыс Доброй Надежды, (англ. Cape of Good Hope)
Первое название- "Мыс Бурь"(порт.Кабо-дас-Торментас).
Мыс Доброй Надежды является одним из величайших мысов южной части Атлантического океана. Здесь встречаются два океана: теплый Индийский и холодный Атлантический. Мыс давно имеет особое значение для моряков, многие из которых называют его просто «The Cape».
Мыс Доброй Надежды — это психологически важная отметка, мореплаватель движется больше в восточном направлении, чем в южном. Мыс Доброй Надежды не очень гостеприимное место для кораблей проходящих этот район. Туманы, айсберги, прибрежные скалы, частые шторма - все это делает навигацию необычайно сложной и опасной.
Мыс Доброй Надежды не является самой южной точкой Африки, так как самая южная точка континента — мыс Игольный, который располагается восточнее в 155 км от мыса Доброй Надежды. Но береговая линия Африканского континента непосредственно здесь впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана в сторону Индийского.
Район мыса Доброй Надежды ( мыса Игольный) известен волнами-убийцами, которые были причинами гибели судов.. Обычно волны-убийцы возникают во время шторма. Суда, огибающие мыс, встречают огромные волны, которые образуются в результате столкновения быстрого течения Агульяс и встречных западных ветров и течения Западных Ветров. Течение Агульяс является частью направленного на запад Южно-Экваториального течения. Движение воды замедляется, а волны начинают громоздиться друг на друга, образуя гигантские валы. Именно там порою возникают т. н. «три сестры» — следующие одна за другой три гигантские волны, поднявшись на которые, переламываются под собственным весом крупные балкеры и танкеры.
В 1488 году мыс Доброй Надежды был открыт португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем и назван мыс Кабо-дас-Торментас ("Мыс бурь"), ибо в этом месте постоянно свирепствовали жестокие штормы. Это было первоначальным». Диаш стал первым европейцем, который обогнул Африку с юга. Так был открыт путь в Индийский океан.
Король Португалии Жуан II переименовал мыс, дав новое название «Мыс Доброй Надежды», надеясь на то, что теперь откроется морской путь в Индию. В 1497 году Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды, проложил морской путь до индийского побережья. Таким образом, «Добрая Надежда» короля Жуана оправдалась, и за мысом на века закрепилось его знаменитое имя.
Мыс Доброй Надежды — очень значимая точка на морском пути из Европы в Азию, и поэтому его часто называли и называют просто мысом по-нидерландски Kaap, на английском-“Cape”.
Поэтому и название города Кейптауна (Cape Town), основанного в 1652 году. Во многих языках город и мыс называются короче — просто словом «Cape».
Этот мыс “Cape” дал название «Capesize» крупнотоннажным судам.
Суда типа Capesize имеют дедвейт свыше 150000 тонн, поэтому основное количество судов данного размера составляют супертанкеры типа *VLCC и *ULCC*,. Свое название они получили из-за своих больших размеров, которые не позволяют проходить через Суэцкий каналы и вынуждают огибать мыс Доброй Надежды.
* от 160000 до 319999 тонн - очень большой танкер (Very Large Crude Carrier - VLCC); *от 320000 до 549999 тонн - ультра большой танкер (Ultra Large Crude Carrier - ULCC).
Мыс Доброй Надежды. был местом где появился самый первый в мире почтовый ящик. Во время плавания в 1500 году эскадра Диаса попала в очень сильный шторм. Тогда спасти удалось всего лишь одному кораблю. Диас понимал, что мыс, куда их выбросило, не может быть местом их жизни и что ему с командой придется плыть дальше. Но в то же время он понимал и то, каким опасным является предстоящее путешествие. И тогда было принято оригинальное решение – все, что произошло с эскадрой, записали на бумаге, взяли обычный башмак, сложили туда рукопись и повесили на дерево. Диас надеялся, что вскоре этот башмак найдут и прочитают записки. Так и получилось. Меньше чем через год португальские моряки обнаружили на дереве башмак, который, по сути, и был самым первым почтовым ящиком в мире. В память о случившейся трагедии мореплаватель Жуан де Нова воздвиг часовню, около которой выросло новое поселение. Башмак еще долго служил контейнером для писем, оставляемых моряками с проплывающих судов и населением. Спустя годы там был установлен памятник одному из первых почтовых ящиков.
У мыса Доброй Надежды далеко на севере есть тезка, который объединил в себе обе части названия. Столица Гренландии до 1979 года носила название Готхоб (Godth;b), что по-датски означает «Добрая надежда», а затем стала называться по-гренландски Нук (Nuuk) — «Мыс».
Многие слышали легенду о «Летучем Голландце». Сама легенда гласит, что корабль "Летучий Голландец" со своим капитаном, чье имя так и осталось загадкой, так как существует две версии Филипп Ван дер Деккен, а по другой Ван Страате перевозил в 1700 году на своем борту пару возлюбленных из Ост- Индии . Но капитан возжелал чужую возлюбленную и убил ее спутника. От этого бедная девушка, что бы не достаться капитану бросилась за борт. Злой капитан не смотря на мольбы команды дождаться, когда буря успокоится и потом обогнуть мыс "Доброй Надежды", решил не пережидать. И дал клятву, что ни одна живая душа не сойдет с корабля, пока не пройдут этот мыс. Так и остался Летучий Голландец вечно огибающий мыс. На сегодня существует огромное количество версий этой легенды. И что раз в 10 лет капитан сходит на берег, что бы найти девушку, которая его полюбит и снимет проклятие.
Мыс Луин (Леувин, Лиувин; англ. Leeuwin)
Мыс Луин (Леувин, Лиувин; англ. Leeuwin) — это крайняя юго-западная точка Австралии, мыс Луин, второй, после мыса Доброй Надежды, из трех самых грозных мысов. . зловещий мыс Луин, второй, после мыса Доброй Надежды, из трех самых грозных мысов.
Мыс Лювин/Leeuwin - место где встречаются два океана – Индийский и Южный. Всего лишь 33 градуса южной широты, но океаны уже суровые – до ревущих сороковых всего 7 градусов. Большинство других стран считают, что Южный океан существует только к югу от 60° южной широты.
Мыс Луин имеет большое количество рифов, скал и крошечных островов Аброльос, некоторые из которых простираются более чем на 5 миль от берега, что делает его особенно опасным. По крайней мере, 23 корабля потерпели здесь крушение.
Многие кораблекрушения произошли на предательском рифе у мыса Леувин. К кораблекрушениям в пределах видимости этого места относятся SS Pericles, железно-винтовой пароход, который затонул после столкновения с неизведанной скалой в ясный спокойный день в 1910 году.
У мыса встречаются холодное Западно-Австралийское течение с теплым течением Леувина. Течение Леувина - это теплое океанское течение, которое течет на юг у западного побережья Австралии. Он огибает мыс Левин и входит в воды к югу от Австралии, где его влияние простирается до Тасмании. Западно-Австралийское течение) - это холодное поверхностное течение Южного океана и Южной части Индийского океана протекает у западных берегов Австралии с юга на север, представляет собой северную ветвь течения Западных Ветров. В зимние месяцы у мыса Левин бушуют сильные штормы. По сравнению с остальной частью Австралии, у мыса-Леувин наблюдается исключительно высокую скорость ветра, уровень влажности и количество облачных дней
В марте на 35 градусе ю.ш. моряками корабля "Лёвин". был открыт мыс на юго-западной оконечности Австралии, названный мыс Лёвин (Луин современных карт). При этом был открыт не только мыс, но и участок берега к северу и югу от него и установлено, что чуть южнее этого мыса берег поворачивает к юго-востоку. Имя капитана назвавшего мыс не сохранила история. Известно лишь то, что отплыл он из Европы в апреле 1621 года, а в марте 1622 открыл юго-восточную оконечность Австралии, получившую имя мыс Лёвин или мыс Луин
Мыс Луин - был назван Мэтью Флиндерсом в честь первого известного корабля, посетившего этот район. Голландское судно Leeuwin ("Львица") нанесло на карту некоторые близлежащие береговые линии в 1622 году. К сожалению, бортовой журнал Leeuwin был потерян, поэтому очень мало известно о путешествии. Например, неизвестно, кто был капитаном корабля.
Впоследствии голландцы некоторое время называли юго-западный угол Австралии "t Landt van de Leeuwin" ("Земля Леувина"), а англичане сократили его до "Земли Леувина". Это название до сих пор сохранилось в названии мыса Леуин, самой юго-западной точки австралийского материка.
Таковы три мыса,вблизи которых за 400 лет погибло более 20-ти тысяч моряков, потерпели крушение более тысячи судов и кораблей.
«Если в стеклах каюты
Зеленая тьма,
И брызги взлетают
До труб,
И встают поминутно
То нос, то корма,
А слуга, разливающий
Суп,
Неожиданно валится
В куб,
Если мальчик с утра
Не одет, не умыт
И мешком на полу
Его нянька лежит,
А у мамы от боли
Трещит голова
И никто не смеется,
Не пьет и не ест,-
Вот тогда вам понятно,
Что значат слова:
Сорок норд,
Пятьдесят вест!»
Редьярд Киплинг
***
В безмятежность врывается буря.
Скомкан неба простой разговор.
И лавина сорвалась бесшумно –
Шопот звёзд потревожил её.
Сорван полога мир - рёв вулкана
И разодрана полость земли.
Вдаль волна устремилась полого
И настигнула негу ночи.
Сила ветра, воды исступленье
И врывается в рубку вода.
Экипажу бороться.
Нет чуда.
Это просто кружится земля.
Ревущие сороковые
Гремящие пятидесятые
Неистовые шестидесятые
Широты рвутся в небеса!
. Владимир Черняев 3
Свидетельство о публикации №222050500458