Как снимать любительское кино 4 часть

Часть четвёртая

Снимаем своё кино

5 мин. – Выход на зарисовку-миниатюру

10 мин. – Мини фильм (или сериал)

15 мин. – Короткометражный фильм то, что нужно

20 мин. – Несколько растянутый сюжет, который нужно сделать так, чтобы не утомить зрителя

30 мин. – Это максимальный предел, который нужно избегать иначе зритель уснёт и будет знать, что от вас ожидать в дальнейшем

Выход на зарисовку-миниатюру

Длительность такого фильма не должна превышать 5 минут это, прежде всего маленькая зарисовка, набросок. Если штатива нет, то представьте, что ваша видеокамера тяжеленный кирпидон с которым вы обращаетесь осторожно, чтобы не дай Бог не зашибить себя.

В начале любого фильма снимается общий план на 10 секунд это как вступление, чтобы показать титульную картинку. Для чего? После съёмок на монтажном столе обычно выводят кадр из затемнения в светлый как «проявленный» кадр. Это начало вашего фильма, а в конце всё происходит, наоборот, к плавному затемнению как в художественных фильмах.

Дальше уже на 8 секунд для начальных титров будущего фильма – «Фильм Модеста Петровича». Следующий кадр тоже 8 секунд для названия фильма «Прогулка в осеннем парке».

Титры

Титры недолжны, быть залиты на весь экран это будет несколько раздражать. Если вы монтируете свой фильм, допустим в мониторе 17 дюймов (распространено) то отступите линейкой по 100 мм с каждой стороны и в этом поле (в середине) рисуйте свои названия. Зато на большом телевизоре они у вас не расплываться на весь экран, и вы не будете искать начальную букву и последнюю в строке.

А титры помельче внизу как объяснение что собственно происходит, пишите, не выскакивая дальше этого поля ну, во всяком случае, постарайтесь. Можно писать в два три ряда, но не слишком загораживайте происходящее на экране. В общем, в пределах нормы, но не злоупотребляйте. Лучше писать коротко и понятно чем расписывать то, что читать не будут или не успеют. Можно титрам дать возможность зайти на соседний кадр, если он всё ещё в теме предыдущего. И боже вас упаси за титрами ставить траурную чёрную рамку она съест картинку.

Далее титры должны иметь чёрную окантовку, чтобы чётко подчёркивать силуэт каждой написанной буквы иначе они расплывутся.

Начало съёмочного материала. И для чего нужен монтаж

YouTube1:07

Человек с бульвара Капуцинов, Сделай Монтаж
https://www.youtube.com/watch?v=ZEpaQeMtXn0

Фильм: как сделать монтаж

Далее каждый кадр по 4 секунды для динамичности сюжета. Кадры конечно будут статичными то есть неподвижными но это самое главное для того чтобы приучится держать камеру в горизонте и не заваливать чтобы ваше кино не получилось кривым да косым.

Допустим, вы решили поснимать плавающих в пруду уток для этого не надо слишком резко перемещать камеру, у вас же в руках тяжёлый кирпидон. Ведите её, медленно удерживая плывущую птицу, в картинке таким образом, чтобы позади неё было меньше места, а вот впереди был простор.

И запомните, длительность снимаемого кадра должна длиться до 10 сек. Для чего? Если вы умеете работать на монтажном столе, то вам важно оставить для фильма 4 секунды, а то, что позади и впереди вы отрезать. Почему? Потому при вкл. и выкл. камера дёргается и вот эти рывки нужно отсечь и получить ровный кадр. Это и называется монтажом.

Если ваша утка вздумала плыть больше 10 секунд, пусть плывёт, но уже не более 20 сек и тогда обрезка в чистом виде будет у вас 8 секунд, этого будет более чем достаточно. Если длительность картинки будет дольше, зритель уснёт и выключит ваше утомительное кино.

Сняли утку на один кадр - хватит, снимите реку с колыхающейся водой только не приближайте воду – у вас же нет штатива. Далее прибрежная травка, жучки на травинках, порхающие бабочки, уходящая вдаль река или общий план озера. И запомните, за весь фильм должно быть одно приближение или удаление и то, в крайнем случае, но лучше этим не злоупотреблять, а то весь фильм получится дёрганным. При чём когда вы делаете приближение на руках, то кадр увеличиваясь в размерах будет неровным рыскающим. Если это сделать на штативе то картинка получится более плавной и без дрожания кадра. Это же не бинокль когда вы с помощью его начинаете искать упавшую монету.

Дальше вы снимаете всё по своему усмотрению, но не забывайте держать камеру в горизонте. После того как вы включите камеру следует вдохнуть воздуха и задержать дыхание на 10 сек и выдыхать после выключения. Зато картинка у вас будет более ровной не зависящей от вашего дыхания. Когда вы дышите, ваше тело ходит ходуном, а это при съёмке заведомый брак. Чтобы этого не было пользуйтесь штативом. Бывает что зимой или на болотистом подвижном грунте штатив не держится можно снять свой кадр и на руках.

Кадры не должны повторять одну и ту же картинку если это не ракурсы.

Не думай о секундах свысока

И ещё нужно считать отснятые секунды. Чтобы получить 15 кадров по 4 секунды за минуту снимите одну минуту по 10 секунд. Таким образом с обрезкой, можно просчитать сколько вы сняли потенциальных кадров и что в итоге можете получить.

4 секунды – кадр, за который зритель успеет всё рассмотреть и не утомится

5 секунд – кадр чуть затянутый, но ещё в норме

6 секунд – кадр начинающий утомлять если это не специальный музыкальный релакс

Больше это уже сонное время.

Но есть перемещающийся кадр когда снимается группа людей на полянке он может длится до 10 секунд в чистом виде не затягивая картинку. И не стоит увлекаться затяжными разговорами в кадре - на это может уйти до минуты ну чуть побольше. Просто снять постановочный диалог.

"- Ну что тут вас?
- Да вот стрингер застрял.
- А ну-ка давай я посмотрю."

В общем примерно так. Но знайте любой поход имеет право на свои три-четыре постановки и тот кто этому противится и считает что это наигранно не прав в корне. Оператор не сможет отследить всё что может случится в походе, а маленький разговор или перепалка только добавит колорит для вашего фильма. Можно записать мнение о происходящем то есть взять интервью на 1- 2 минуты... но перед этим прогнать то о чём скажет ваш герой иначе он съест на повторах заряд вашего аккумулятора.

И нужно предупредить всех что фильм который вы снимаете дело серьёзное и не требует издевательства над оператором. Будь то специальное покашливание или смешки с рожицами. И не надо вашим героям спрашивать у вас после окончания съёмки эпизода.

- Ну что, всё снял?

Это будет брак который никто не оценит но это придётся вырезать. Это всё равно что некачественно приклеить заплату на порванную лодку. Плохо заклеили - пошли на дно так и с фильмом.

Прежде чем снять вашего героя нужно спросить хочет ли он сниматься но не делать этого из под тишка это будет не этично и не порядочно. Если ваш герой проявляет нервозность не снимайте его вообще обходите стороной. Это его выбор пусть даже неосознанный.

- Давай быстрее я не могу, мне надоело - это самое худшее что может случится вовремя съёмки об этом надо предупредить героя. А в общем сняться для фильма на одну минутку это не такое страшное дело, зато вы вы будете в кино чем бы вы облизывались и завидовали тем кто снялся и где вас нет...

Панорама - может длиться в пределах 9-16 секунд. Для этого нужно принять стойку и вхолостую попробовать повернутся за 9 секунд небыстро и не слишком медленно. Словом потренироваться не включая камеру несколько раз как это делают лётчики с самолётиками когда показывают свои виражи в полёте.

9 секунд для панорамы это короткий кадр, больше - пролёт самолёта, птицы, машины, бег спортсмена до 16 секунд главное переборщить и не затянуть картинку.

Правильная панорама это не рывок и пошла, сниматься картинка – вначале это задержка на 6 сек и только потом начинается разворот и происходит отсчёт панорамирования 9 секунд или 16-и. Но в конце снова задержка на 6 секунд. Для чего?

В обрезанном виде кадр будет следующим. 3 сек, 9 сек, 3 сек. Прежде чем произойдёт разворот камеры зрителю нужно дать возможность посмотреть на неподвижную картинку от чего собственно отталкиваться? Далее происходит панорамирование, и остановка на 3 секунды, чтобы зритель понял, что кадр кончился. Если не будет вначале и в конце кадра трёх секунд, то, будет непонятно с какого перепуга оператор вдруг начал вести съёмку или резко оборвал.

Плавающая панорама

Панорама может быть вначале горизонтальной с последующим плавным поднятием или опусканием. А может с поднятием посмотреть как там дела с верхушками елей. Допустим перед вами большая скала. Вы включая камеру делаете начальный задерживающий кадр 6 секунд потом начинаете движение по скальным полками, скалистым рёбрам, выступам по цветному узору гранита. После завершаете съёмку задержкой на впечатлительном кадре: цветочек, красивый камешек или общей картинкой - 6 секунд. Дома на монтажном столе вы отрежете начальные и концевые секунды оставив уже известную схему 3+9+3

И ещё для панорамы требуется, чтобы съёмка велась слева направо, и именно с правой стороны (от правой руки), а не наоборот. Потому что если кто-то вдруг направился назад, и вы начинаете его отслеживать камерой, то на прогоне получится, что группа шла направо то есть вперёд, а то вдруг развернулась и отправилась обратно, типа поход кончился и все пошли домой. А в следующем кадре группа снова идёт направо вперёд что уже будет не логично. Лучше уж придерживайтесь чего-то одного, чтобы не запутать зрителя.

Музыка

Будете ли вы заполнять музыкой фон или нет дело ваше, но знайте, ютуб не любит чужую музыку. Если вы вздумаете монетизировать свой канал с чужой неразрешённой музыкой, то он вас отправит без предупреждения в бан. Без возврата. Или купите музыку, в этом случае ничего вам не будет угрожать. Можно сделать свой канал и туда заливать ваше кино. Бывает, что и там подлый ютуб-робот вырывает целый фрагмент с музыкой и фоном, для этого сохраняйте черновую съёмку и готовый фильм в коммандере, то есть кладовке. Иногда робот допускает музыку частично, но владелец музыки может в любой момент поменять условия, о которых вы не сможете узнать, разве что обнаружите, что ваше кино опять порвали вырвав целый музыкальный кусок. Можно жаловаться, но это опасно робот этого не понимает и вам никто не ответит, а будете настаивать, будет только хуже – бан! И запомните это американский сайт ему наплевать на Россию! Сейчас там всё ужесточили. Ну вы понимаете...санкции то сё.

Можно залить кино в ДЗЕН без монетизации, если вам это не нужно. Музыка там проходит любая. Лично у меня там проблем нет. Чтобы заработать какие-то деньги вам надо снять что-то интересное идущее нарасхват. Но надо очень постараться лайки и комменты тоже играют в этом немаловажную роль, продвигают канал. Музыка в фонотеке ютуб и в ДЗЕН электронная, бездушная на ваш запрос чтобы залили красивую музыку вам ответят мы над этим работаем и далее лучше не спорить не вы там барин.

Музыка сопровождения со скрипичными инструментами добавляет грозности к теме. Бурлящая река набирает силу и показывает, что надо сматывать удочки с оглядкой назад. Не всякая музыка подойдёт к теме этого фильма, вначале собирается большая фонотека, а после отбирается все, что кажется лучшим. Но бывает итак, что в готовом фильме всё же чувствуется что-то не так, какая-то недосказанность. Вывод один нужно менять музыку и убирать лишние звуки или добавлять. Для кого-то это потеря просмотров до обнуления, а для меня только качество. Тут надо крепко поработать. В основном это увлечение бесплатное, без какой либо выгоды для себя и это надо учитывать.

— Четыре уровня наложения звука

Звук музыки, наложенный поверх эпизода несколько гнетущий, настораживающий с четырьмя уровнями, когда одновременно наслаивается несколько дорожек. А так же звуков из отдельных кусков композиций создавая почти неузнаваемую первоначальную инструменталку. Но система ютуб без труда раскладывает авторские наложения разных композиций на отдельные части и может доказать что же я использовал на самом деле.

Смена музыкальных жанров оживляет фильм, приближая его к тяге — пересмотреть ещё раз.

Последнее, не обманывайте титрами ожидания зрителя. Допустим, «О, рядом всю ночь ходил медведь на шести ногах, о, еле ноги унесли, завтра ещё пойдём!». Это может и развивает канал, но на вас будут смотреть как на клоуна. Будут у вас миллионы просмотров, но в глазах знакомых, друзей и близких вы так и останетесь дурачком. Берегите свою репутацию.

Начальная заставка должна быть чуть скромнее без крутящихся буковок в полёте и без чрезмерной наигранности, ну как заставка "20 ВЕК ФОКС" или "Мосфильм". Но если вы уж захотели мультика то ваша задача показать за вашей супер-пупер заставкой или лебом действительно интересное кино. Но если вы покажете дерьмовенький материал то появление вашего мультика послужит сигналом что нужно срочно переключаться иначе вас накроет теми же помоями.

Учитесь снимать кино без застоя. Например есть такой канал "Дед с Урала" - если отследить все его ролики по годам то заметно что оператор продолжает гнуть свою линию (бла,бла,бла... на полтора часа) без изменений и это скучно. Есть самый распространенный сюжет среди владельцев лодок - едет чукча в лодке и сам собой разговаривает на протяжении сорока минут. Что он там "свистит", о чём, знает только чукча. Ни снятой природы, ни прогулки по прибрежным скалам. Чукча плывёт в лодке, потом сладко кушает - вот и весь сюжет. Этого надо избегать - это штампы. Затасканные кадры.

Или начинают рассказывать как пошили фартук на байдарку растянув свой рассказ с пересказом на целых 10-15 минут хотя можно уложится на 5 минут и это уже пойдёт на ура если вы гонитесь за просмотрами. Я не против этого потому что приятно что вас всё-таки смотрят и может быть это кому-то интересно.

В конце фильма ставьте год выпуска - 2022 г. мелкими титрами.

Читая с самого начала вы ничего как новичок ничего не пропустите,
это я вам как турист туристу сообщаю.


Рецензии