Как снимать любительское кино 6 часть
15 минут – короткометражный фильм
Чистим объектив
Мелкие летящие в разные стороны мельчайшие капли под силой лавирующего ветра залетают в объектив видеокамеры и для протирки требуется не одна специальная тряпочка – салфетка микрофибра, а целый набор. Просто протирать абы, чем только наносить мельчайшие волоски и ненужную грязь, от которых сложно избавится. Имеет смысл носить с собой специальную сумку на замке с молнией, для инструментов для ухода за оптикой. Сухая чистка: карандаш, груша, кисточка, салфетка. Влажная чистка: чистящий спрей и салфетки микрофибра. При необходимости салфетки можно стирать стиральным порошком. Мыло оставляет разводы.
Немаловажная деталь - защитное стекло для объектива. Но всякий раз перед съёмкой снимаем защитное стекло и чистим объектив спреем и тщательно протираем салфеткой. Хоть на объективе находится защитное стекло, мельчайшая пыль имеет свойство просачиваться в незначительные зазоры видеокамеры, а потом разносится внутри по всему содержимому.
Поэтому мало иметь защитное стекло нужно вашу видеокамеру помещать в полиэтиленовый мешок. И не таскать один и тот же для накопления в нём пыли. Хороши крепкие мешки у хлебных батонов для чего их следует промыть в стиральном порошке, удалив растительное масло. Такие мешки служат долго, чем обычные отрывные в рулонах. И поэтому при себе иметь необходимо два-три мешка на всякий случай. В мешках также хранить и чистящий инструмент или в пластиковых банках.
Хорошее подспорье при съёмке в дождь - зонт. И вообще что за поход без ненастья? Курорт!
Не затягивать съёмку при дожде, достаточно сделать 5-6 кадров, после чего спрятать камеру в мешок до ясной погоды или когда кончится дождь. Хорошо снять последние капли угасающего дождя и падающие капли с листьев со звуком падающей капли на монтажном столе. Звуки можно поискать в специальных подборках, сейчас это сделать несложно.
Роль высотомера
В вашем фильме может присутствовать приём прохождения одним человеком мимо скал для показа, какой же они реальной высоты. А то бывает, снимаешь фильм, а скалы кажутся или маленькими или чрезвычайно большими. И в этом случае ваш товарищ исполняет роль естественного высотомера.
Внимание, мотор – «Начали!»
Можно придерживаться какой-то своей команды, чтобы ваш напарник-актёр знал её наизусть и не путал с какой-то другой.
Допустим команда «Пошёл!», после окончания съёмки команда «Стоп!» на ваш выбор но, не меняя их при этом.
Как естественно войти в картинку
Это очень важная вещь — прежде чем дать актёру войти в кадр пусть он отойдёт на 10 метров назад и когда последует команда "Пошёл" начнёт считать про себя 8 секунд и только после этого начать движение для непринуждённого вхождения в картинку с одинаковой скоростью. И как только он начинает движение к месту картинки включается видеокамера чтобы успеть схватить его и вести по сюжету мимо скалы вплоть до выхода из картинки.
Если этого не сделать то ваш актёр через одну секунду (стремительно) появится в картинке, а вам на монтажном столе не останется ничего кроме ваших мифических "трёх секунд" на обрезку которых у вас не будет. Появление ниоткуда и неожиданно это заведомый брак кадра. Потому что будет заметно как ваш актёр будет набирать скорость выходя из-за пустой односекундной ширмы, а в кадр он должен войти с уже набранной скоростью. В фильме это будет уже динамика кадра, а не затянутость как в школьных спектаклях.
Итак, вы дали ему восьмисекундную фору, прежде чем ваш друг войдёт в картинку. После команды «Пошёл!» он начинает считать про себя до 8-и секунд. Вы уже включили камеру и ждёте его вхождения в картинку. Он входит, и вы начинается съёмка его прохождения. И не надо думать, что это всё баловство и оттого как вы сделаете свой материал, будет решаться судьба вашего любительского фильма. Или вы потом сами не захотите позора за снятое дерьмо или этот фильм будет вашей гордостью, что вы что-то умеете.
Вхождение в картинку
Это непросто взять и войти в картинку главное выдержать ритм прохождения по тропе. Если темп в кадрах будет разный, это введёт в замешательство вашего зрителя. Представьте картинку, отмеченную на тропе по сторонам лежащими неприметными веточками – границами вашей картинки. Ваш товарищ, считая 8 секунд, отходит от границы и ждёт команды. После команды «Пошёл!» он вдруг срывается с места и пробегает мимо камеры и… «Стоп!» это брак.
Важно не играть на публику и не нестись галопом как конь, а отработать несколько прохождений без включённой камеры. Прежде чем продолжать съёмку и не нервировать оператора своими фокусами. Во-первых, идёт расход аккумулятора, во-вторых световой день дорог.
Итак, вы вошли в картинку – прохождение у вас может занять до 8 секунд. За это время вы непросто так проходите вам интересно всё, что встречается у вас на пути, лежащий на тропе сучок, который вы нехотя отбрасываете ногой в сторону, ветка которую вы отводите в сторону. Но не надо при этом повторяться, а то в фильме зритель увидит машущего и пинающего всё и вся туриста. Каждое вхождение в картинку это своя маленькая история со своей фантазией.
Подражание – как бы вы это сняли сами
На моём примере как я снял небольшой сюжет в моём рОмане "Экспедиционеры" можно построить свою картинку.
«Особенно здесь привлекательна скала Крутая с её поднимающимися вверх блочными плитами в вертикальном наклонном желобе до 8-и метров. Посмотрев на такую вертикальную стенку, Володя отказался лезть наверх.
— Да чего тут лезть, я сам тут несколько раз лазил, — соврал я.
Володя скептически посмотрел на меня и сказал.
— Ну, смотри гадский Тарантина, лезу в последний раз.
И подождал пока я настрою камеру.
Далее Володя лезет по наклонному желобу скалы к растущей на краю обрыва берёзе — съёмка снизу. Кадр затяжной десять секунд, двадцать… Меняется ракурс. Володя лезет мимо берёзы выросшей из щели между плит. Далее Володе остаётся протянуть руку до верхнего края скалы что он и делает. Съёмка сверху на скале, Володя хватается вытянутой рукой за край скалы и вылезает на камеру. Оба кадра «рука, протянутая вверх» и «рука, хватающаяся за край скалы» совмещаются в синхронный двойной кадр без перебивки в середине другим кадром. После чего я прошу Володю повторить всё заново.
Мне что-то не нравится. Володя смотрит со скалы в пропасть и отказывается. Но опер такая сволочь, что ему любой ценой нужен нужный кадр. Но если актёр не хочет, хрен с ним будем снимать следующее по плану, а снятое как-нибудь уж втиснем в кино. А между тем опер злится что его не послушали... И это следующее не заставило себя ждать, компенсировав «жуткую злость» опера на упёртого гада-актёра!
А бог оказывается есть!
Скала Крутая с северной части имеет почти отвесную стену, а с другой наклон 25 градусов, что можно скатиться как с ледяной горки. Я попросил товарища меня подождать наверху, а сам спустился вниз, где установив штатив по горизонту, подал команду спускаться со скалы.
Мой напарник не захотевший сделать то, что я просил вначале, запнувшись, стал пикировать со скалы как подбитый бомбардировщик и, будучи опытным актёром, сыграл роль «подбитого» пилота до конца. Честно пролежав «оглушённым» 30 секунд пока я не переместился на новое место со штативом. Всё получилось настолько убедительно, что мои друзья, посмотрев эту сцену, только пожалели «пилота», а меня назвали варваром. По их представлению я должен был бежать оказывать помощь, а я вместо этого спокойно стоял у камеры и снимал происходящее. Ну и чем бы я ему помог за 10 секунд съёмки? Если бы Володя повторил дубль на скале, то я бы не снял его полёт. И это уже как счастливое для меня провидение, хотя всё могло быть гораздо хуже».
На весь этот сюжет у вас должно уйти всего чистого времени 60 секунд, а готовится снимать, вы можете тридцать минут. Правда, из сюжета пришлось всё же удалить неубедительную сцепку «встречающихся рук» из двух синхронных кадров. Потому что первый кадр был быстрым второй медленным, а это брак. Хоть мы снимали фильм для себя, а не в мировой прокат, мы уже перешли грань начального любительства, и хотелось сделать что-то серьёзное без лапши.
Чтобы ни случилось с актёром…
Если ваш актёр здорово навернулся во время включённой камеры не надо заканчивать съёмку. Для этого нужно оценить обстановку нужна ли ему помощь? Лучше добить картинку до конца, а потом прийти на помощь, потому что преждевременная остановка угробит все ценные кадры. Снимайте до разумного конца, если конечно он не тонет в болоте. Хотя тоже интересный сюжет утонет или нет?.. Утонул, значит, притворялся, вылез, значит, точно без нечистой силы не обошлось, на костёр яго, в общем всё как в Средневековье.
В одном фильме можно снять несколько эпизодов из отдельных историй с перетеканием в единый сюжет. Разговоры в фильме должны быть тет-а-тет без оглядки на посторонних, когда опер сознательно вошёл в картинку поддержать товарища и засветится в фильме. Кадр с появившимся автором фильма называется – камео. Ведь режиссёр тоже человек и ему тоже хочется засветится в своём кино.
Съёмка с селфи-палкой
Съёмка с селфи-палкой это не камео, а натуральное хамство по отношению к зрителю. Мало того что большинство селфистов не умеют снимать так они ещё из фильма в фильм чуть ли не с головой залезают в объектив камеры разевая рот с нечищеными зубищами. А кредо режиссёра и оператора в одном лице как можно меньше появляться в картинке отдав всё рабочее время предмету сюжета. И хорошо если селфист это сразу поймёт, а не станет штамповать заведомое дерьмо на своём монтажном конвейере.
Вытянутая рука селфиста в среднем 60 см добавим 1.5 м полку, и получается примерно два метра. Этого вполне достаточно и себя показать и главное картинку в масштабном объёме. Но при этом рука не должна дрожать, так как дрож передаётся по палке на камеру, и ваше кино может быть запоротым. Так что лучше штатива ничего не придумали. Не захотите снимать со штатива, считайте, что будете всю жизнь гнать чернуху, на которую не клюнет даже тощая рыба.
Можно конечно сочетать коптер — селфи — штатив, но в умеренном количестве с перебором в сторону штатива как к классическому инструменту съёмок.
20-30 – Несколько растянутый сюжет, который нужно сделать так, чтобы не утомить зрителя
Насыщение длинного фильма разными деталями. Если это сплав по реке то он недолжен сводится к постоянной гребле и скучным видом берегов, надо ещё и травку потоптать.
Работа с актёром в данном случает с товарищем который выполняет роль путеводителя перед камерой.
— Синхронность движения
Есть интересный приём как синхронность движения когда осуществляется переход из одного кадра в другой без помощи программного перехода.
— Столик для лёгкого перекуса
Снимается с 2-3 ракурсов, чтобы показать некую динамику завтрака перед дальнейшим походом. Разговор меж собой. Причём на камеру участники не обращают внимание на камеру это уже наработано. Нет никаких помахиваний руками и приветов родным и близким, всё это глупо и лишнее.
— Оператора и его видеокамеры за кадром нет
Нужно сразу договориться, что оператора и его видеокамеры за кадром нет — они прозрачное стекло. Никогда не надо обращаться к оператору и приглашать его к разговору. Произносимый голосовой звук опера намного выше, чем у его оппонента и это не полезно для фильма. Конечно, на монтажном столе можно делать всё, но зачем себе усложнять эту работу?
— Интервью
Если видео оператор и интервьюер в одном лице спрашивает вас о ваших впечатлениях, о походе нивкоем случае не нужно отвечать: «нормально», «всё отлично», «хорошо провели время». Нужно поделиться своими впечатлениями, что было интересно увидеть, что вы встретили на своём пути, что-то рассказать об участниках группы и их обязанностях. Допустим, Валера у нас был за повара, а Лена была санинструктором. Просто и лаконично, что-то другое добавят ваши друзья, но так чтобы это не было повторением сказанного. Но ко всякому общению нужно готовится. И да это постановочное кино, как и всё остальное в этом фильме, а иначе ничего не получится.
— Неприметные сумки для видеокамер
Как уже было написано выше, видеокамеру нужно носить с собой в неприметных сумках без всяких логотипов: «Soni», «Panasonic» и тд. То есть не привлекать внимание, потенциальных ворюг будь то это электричка, где вы можете задремать или трамвай. И как бы вам не хотелось «бляснуть» перед народом лучше этого избегать.
— Перебивка кадров
Между кадрами с актёром полезно делать перебивки с видом природы после чего в картинке снова появляется актёр. Чтобы не превращать в монотонность весь фильм но иногда это не получается в силу длительного прохождения по нитке маршрута без остановки на снятие нейтрального кадра. Или оператор слишком увлёкся прогоном актёра по жопеням.
— Экскременты животных
Они говорят, о том кто здесь обитает, потому что следы на мхах и траве не различимы, и снимать их надо обязательно. Кому это неприятно могут прикрыть глаза. Вот и мы обнаружили во время нашего ПВД дерьмо местной медведицы Трюфелины, значит, она где-то здесь или только проходила мимо.
Ещё один приём в видеосъёмке взгляд на другой объект следующий кадр — большой валун. Чтобы предупредить крупного зверя при проходе по лесу лучше всего бубнить бла, бла, бла, мол, идут люди и нужно сматываться. Прохождение напарника мимо нагромождений скал и валунов обязательное подчёркивание соотношения высоты скал и человека. Опытный оператор уже видит, всю цепочку картинок которая и ляжет на монтажный стол и продвигает свою линию дальше. Актёр может только догадываться, что от него хочет опер и следует его указаниям. Всё как в большом кино.
Обсуждение маршрута тоже интересное событие для фильма и важно показать, что люди непросто идут по лесу, а ещё и ориентируются в правильном направлении.
Мы набрели на огромные валуны и решили показать их объём и высоту. Мой товарищ Володя даже специально «заблудился» в них. На стенках валунов я заметил зацепившуюся шерсть Трюфелины, она видимо здесь чешет спинку и бока, отмечая свою территорию, а тут мы ходим…
Ну, вот мы и добрались до синхронности движения когда сделанное движение переходит в следующий кадр. В данном случае актёр перелазит через упавшее дерево в два приёма. Все эти приёмы делают фильм оригинальнее.
— Обед не обходится без чёрного юмора
Важно показать обед что едим, что пьём , а то находятся умники, обзывающие туристов алкашами которые за этим делом только и ходят в походы. Иногда не обходится и без русского мата, но важно сказать, так чтобы мат оказался уместным в цензуре но без злоупотребления оного — ёпт твою... И на обед отвести не более 2 мин и не растягивать застолье, если не о чем поговорить.
Тема коряжистой лесной речки неотъемлемая часть любого фильма. Проходной диалог, не обращаясь конкретно к оператору тоже деталь к фильму для оживления картинки. Это не постановочный эпизод, потому что Володя знает, что я не пропущу это мимо камеры до выхода его из картинки.
— Тема заброшки
Пропускать заброшенные сады не стоит, это повод посмотреть, что там есть интересного. Колодец — когда идёшь в густой траве смотри в оба что под ногами, кстати, там бывает очень много гадюк. Они греются на солнце, выползая на ступени домов и другие возвышенности, а то и устраивают свои побегушки в траве.
После уныния заброшки нужно поднять настроение для оптимистического окончания фильма весёлой музыкой — и как кульминация следует озвученная дополнительными звуками фотогалерея — закадровые разговоры, бибикалки, собаки, птички…
Синхронности движения бывает мало но это и к лучшему не нужно переполнять и без того перегруженный материал. Есть фильмы, в которых синхронность просто необходима.
.
Фото: Скала Мамонт на реке Исеть
Свидетельство о публикации №222050500509