Как снимать любительское кино 7 часть

Часть седьмая

А теперь как снимаю своё кино я или повторение пройденного

Прежде чем выехать (иногда на велосипеде) на природу заряжаю аккумуляторы, заранее притираю защитное стекло с обеих сторон, а так же саму линзу объектива. Затем кладу видеокамеру в новый п./пакет и пакет из-под хлебного батона как более крепкий на разрыв и в неприметную чёрную сумку на молниях. Аккумуляторы 2 шт. находятся в пластиковой баночке из-под рыбьего корма – тетра, там же протирочные тряпочки для защитного стекла от пыли и маленький аэрозольный флакон для протирания защитного стекла. Обязательно при подозрительных облаках зонт – для съёмки дождика, что тоже неплохо, если он будет, конечно, кратковременным.

Сумка с в/камерой, термос, бутеры – укладываются в велоштаны, 60 л.

Если еду на велосипеде то штатив 5 кг весом, привязывается спец резиновым шнуром с двумя крючками на концах к багажнику и я готов к выезду за город. Если предполагается, что буду передвигаться исключительно пешком, то еду на электричке, бывает, что к месту подъезжаю на той же электричке с велосипедом. Тоже неплохой вариант с подъездом, если до точки не менее 5 км. В лесу велосипед конечно обуза для чего прячу его в недоступном для чужаков месте, дальше пешком.

Если я приезжаю до станции X в 00:09 часов я тут же засекаю время до точки съёмки, чтобы знать, сколько мне потребуется времени на обратную дорогу, добавляя сверху половину времени – усталые ноги, возвращение к спрятанному велосипеду и другие факторы – спустило колесо. Всё это нужно учитывать, если не хотите опоздать к своей электричке, так ожидание другой может затянуться на определённое время.

Добравшись до места Х, вынимаю в/камеру их п/мешков и тут же делаю манипуляцию с Балансом Белого – кладу на траву лист белой бумаги и делаю коррекцию. Затем устанавливаю в/камеру на площадку штатива и, не теряя времени, делаю установку уровня в горизонт и вытягиваю ручку для поворота головы. Осмотревшись, делаю первый кадр, наведя объектив на конкретное место, допустим, уходящую за поворот лесную дорогу – 15 секунд для начального кадра естественно с обрезкой на монтажном столе дома. В итоге я получу 8 секунд чистой картинки. Кадр, выходя из затемнения в светлый кадр, даст начало моему фильму.

Стараюсь, не переставляя штатив снять с одного места 3-4 кадра по 10 сек (как помните из выше написанного, 3+3 сек на обрезку с обеих сторон кадра) разворачивая голову штатива в разные стороны. Приближением не пользуюсь, так как это только разрядит аккумулятор. Если хочется снять порхающего мотылька, то ставлю штатив среди травы и, уменьшая его высоту до последнего колена, откуда выискиваю визуально подходящего «зверя». Заметив крупного белого мотылька, навожу на него объектив и выжидаю до 10 сек. после чего начинаю осторожно помахивать веткой с листочками на её верхушке над съёмочной площадкой, заставляя его взлететь. Однажды мне повело – к моему «зверю» подлетел такой же «зверь» и сделал над ним два круговых облёта, после чего они закружились и улетели. Позже на монтажном столе я замедлил их порхание и на 50% и получил исключительный по красоте кадр. Бывает, что стоит поохотиться, но затягивать, если «зверь» не идёт не надо – расход аккумулятора никто не восполнит.

Если на пути встречается ручей на полметра, не упускаем возможности и снимаем его игривое течение на 5-6 кадров, если это речка до метра ширины, то снимаем и её и тоже 5-6 кадров чтобы не утомить будущего зрителя. Одновременно следя за обстановкой в лесу – в лесу вы можете находиться не одни. Раз за мной бдительно следил лось и я, заметив его, постарался его не напугав снять, но лесной великан, решив, что я хочу его шарахнуть из маленького гиперболоида, предупредительно захрапел и скрылся. Преследовать его я не рискнул, да и как, я же не лось ломиться по пересечёнке.

А вот белки могут вам попозировать это факт, только надо их всякий раз прикармливать, оставляя семечки и кедровые орешки, рисовую кашку на подвесных фанерках. Зверьки помнят, где были найдены лакомства и будут всё время держаться рядом. Там их и нужно караулить. Мелкие грызуны: белки, бурундуки отнимают много времени и на их съёмку можно отвести конкретный день. Специально они вас ждать не будут – их задача насытится, а ваша упорно сидеть в одной позе и ждать.

Фильм про лес ценен тем, что состоит из множества деталей и их надо уметь увидеть с одной точки, чтобы не ходить с точки на точку ради одного кадра. С самого начала пишем себе сценарий, что вы хотите снять для своего фильма. Какой он будет – радостный или мрачный? Или вначале радостный, а потом с некоторой долей мрачности – это чёрные страшные колоды и далее с выходом в радость, чем собственно и нужно заканчивать фильм.

1. Ручей, речка.

2. Чёрные страшные колоды.

3. Мотыльки, лесные цветы.

4. Дикий, жуткий лес с толикой таинственности в тёмных углах.

5. Скалы как узнаваемый атрибут уральского леса со скалами останцами.

6. Лес, выход в сельскую местность.

Если с вами друзья, то для друзей следует отвести 30% всего времени съёмок, а остальное на лес. Вообще бытовуха – перекус, говорильня на биваке, это 5% для фильма, остальное так же природа. Перекус – чай из термоса бутеры, 2 мин с разговорами и на этом всё. Если затянуть, то кому нужны жующие незнакомые люди? И главное избегать в эфире мата и предупредить всех об этом ещё на «берегу», а кто с этим не согласен, пусть ищет себе другую компанию. Застолье с выпивкой надо сразу отсечь или свести к минимуму. Ну, устроились, посидели, но не отводить для этого главенствующую роль попойки.

Главное при комментировании «то, что вижу о том и говорю» не нужно с этим затягивать и превращать сюжет фильма в говорильню ни о чём. Если хочется что-то пояснить, то делать это нужно коротко и ясно и по месту, если вы не экскурсовод по памятным местам с богатой историей.

Ваша задача снять фильм о местечковой природе. Постарайтесь всё выжать из своего штатива, чтобы вас не попрекнули, что в фильме нет новомодного коптера с полётами над местом ваших съёмок. Всё зависит от места съёмок. Я легко обхожусь без коптера и он мне не нужен – не такие уж наши места диковинные. Конечно, он может добавить некоторый вкус для фильма, но опять же это всего 10%. В общем, нужно уметь снимать тем, что есть и что самое необходимое при съёмках. Постоянные полёты коптера из фильма в фильм утомляют. Классика это всё же штатив, которым и надо научиться, пользоваться грамотно и с умом.

Снимать в лесу себя задача непростая. Съёмка начинается с объяснения, что собственно хочет показать автор своему зрителю. Несколько фраз чтобы сохранить динамику. Автор уходит вперёд по тропе - камера снимает его уходящим. Автор, мысленно отсчитывая секунды, останавливается и быстро бежит к в/камере, если она не оснащена ДУ чтобы успеть выключить. И так далее, съёмка проходящих ног слева направо. В полный рост, чтобы показать куст рябины с сочными красными кистями, или довольно-таки симпатичный камень или корягу. На все эти хождения уходит время, автор устал и в поту. Пора присесть, умыться и перекусить.

Автор находит подходящее место или заранее известное для перекуса. Штатив ставится напротив толстенного павшего дерева, автор идёт за камерой – проходит в картинку и, развернувшись, говорит на камеру, что после лесной прогулки следует перекусить. Он подходит к дереву, снимает рюкзак и, усевшись, достаёт бутылку с чистой водой и умывается. Затем выкладывает термос и пакет с бутерами. Трата на перекус в среднем составляет до 15 мин. и пока он ест то, отвлекаясь, делает съёмку себя любимого с трёх-четырёх ракурсов, для чего оставляет для монтажа до 2-х минут времени. Автор между приёмом пищи может немного рассказать, куда он пойдёт дальше и что он намеревается там увидеть и снять.

Ещё до расхода обоих аккумуляторов автор смотрит на часы, прикидывая как бы ему не опоздать на электричку. Сигнал будильника его оповестит на контрольный выход обратно. Обычно чтобы подстраховаться я ставлю три будильника с разрывом в 30 минут до возвращения. И главное не гнать, как это обычно случается, когда в группе много участников похода и мало кто следит за контрольным временем. Одному намного проще.

И так оба аккумулятора выдали то, что имели, а вы постарались выполнить поставленную задачу. И в итоге снятый полуторачасовой материал после соответствующей работы на монтажном столе превратится в 20 минут чистового кино. Но это ещё не всё. После наложения титров и фоновой музыки ещё пару раз смотрим собранный материал и оставляем «мариноваться» на три дня, чтобы вновь посмотреть уже не замыленным глазом. Найденные последние «тараканы» удаляются, местами фильм укорачивается, поправляются титры, а музыка может быть заменена. Ведь на абы как на дурачка фильм не выдать. Я понимаю, что этим могут грешить новички коим и сам раньше был, но со временем приходит понятие, что работа спустя рукава это заведомый брак, всего фильма и нам это не нужно.

Вот собственно и всё.


Рецензии