Битва за Москву

Если ты и твоя семья здоровы, то самое большое, что тебя в эти дни беспокоит и занимает голову тревожными мыслями, - военные действия на Украине. Равнодушных к тому, что там происходит, среди былых граждан СССР, думаю, нет. И потому, что это не шуточки, не старый фильм про войну, который мы смотрим по телевизору, а настоящие кровь, боль и разрушения. И потому, что шарахнуть, упаси господи, может везде…

И ни о чём другом уже не думается и не пишется…

Поэтому просто разбираю архив своих газетных публикаций и вдруг натыкаюсь на собственные заметки о фильме «Битва за Москву» перед его выходом на экраны города. 1985 год. Журналистов тогда пригласили на предварительный просмотр. Ну-ка, ну-ка…

Перечитываю, и уже с первых строчек берёт оторопь: до чего же похоже на то, что происходит сейчас… Как перекликается с ситуацией в январе-феврале 2022 года!
Лживые заверения Гитлера о скромных территориальных претензиях Германии: «Отдайте нам только наше (немецкие Судеты в Чехословакии), и больше нам ничего не надо!» Целенаправленная дезориентация общественного мнения на ожидание войны Германии с Англией. Продажа Советскому Союзу весной 41-го немецких истребителей последних марок, в расчёте на то, что воспользоваться мы ими всё равно не успеем, зато бдительность нашу усыпят. План молниеносного, в течение трёх недель, захвата Москвы. Тревожные, настойчивые донесения советских разведчиков о возможном начале войны, вплоть до указания даты 22 июня. И боязнь со стороны советского правительства провокаций. И наша техническая неготовность к войне. Ещё хотя бы полгода!..

Казалось бы, чего ещё мы не знаем о той войне? О том, как она готовилась, начиналась. Но фильм Юрия Озерова сказал о ней новое слово. Не всем известными фактами, эпизодами, подробностями. Основанными на документах и воспоминаниях маршала Жукова, в роли которого уже не впервые выступил Михаил Ульянов.

Несколько раз упоминается в фильме наш город, Гродно. Это Западный особый округ. 22 июня. Спешно эвакуируется штаб армии. В суете и неразберихе штабных кабинетов прибывший из Москвы маршал Тимошенко разыскивает командующего авиацией генерала Копеца, и между ними происходит такой диалог.

Маршал:

- Необходимо срочно прикрыть сверху переправы и железобетонные укрепления под Гродно. Немедленно поднимайте в воздух свои эскадрильи!

Генерал:

- … Не могу!

- Как не можете?!!

В ответ встречный взрыв гнева:

- А так! Почему по распоряжению НКВД земляные работы были начаты одновременно на всех аэродромах? И почти 600 самолётов оказались скученными на двух площадках?!. После налёта немецкой авиации ни один из них не поднялся в воздух!..

Переменившееся лицо Тимошенко:

- Но хоть что-нибудь у тебя осталось?..

- Я же сказал: ничего!..

Генерал авиации неспешно направляется в свой кабинет и очень медленно, глядя на фотографию дочери, подносит к виску револьвер…

Стоп-кадр. Их много в фильме, особенно тогда, когда мы видим человека в последний раз. Генералу Копецу было тридцать два года. Лётчик-ас, участник горячих боёв в небе Испании. Он стал одной из первых жертв Отечественной войны.

***

Я не знала об этом раньше. Не знала, что Гродно могли бы прикрыть ещё десятки самолётов и немцы под городом могли быть приостановлены. Впервые тогда узнала из этого фильма, что застигнутый врасплох гарнизон Брестской крепости, успешно отбив пехотную вылазку гитлеровцев, уже ликовал: победа!.. Как вдруг из-под воды огибающего крепость Буга стали выползать немецкие танки…

И все 34 дня героической обороны Брестской крепости, когда фронт был уже далеко позади; и многодневная отчаянная защита Могилёва всего одной стрелковой дивизией; упорное, надолго остановившее немцев, сражение за Смоленск, когда город несколько раз переходил из рук в руки; мужественные попытки удержать и отстоять Киев – всё это тоже была битва за Москву.

Один момент в фильме особенно заставил задуматься. О бессмысленности войн. ...Танковое сражение. Огромное, сколько хватает глаз, поле боя. По нему навстречу друг другу движутся колонны, ряды танков. Вот они сходятся, и начинается непонятное: стройными рядами колонны пронизывают друг друга. Танки со звёздами и свастикой, не нарушая рядов, катятся один мимо одного, стреляют куда-то вдаль, из подбитых машин выскакивают бойцы и, прячась за бронёй, вливаются в мрачное, тягостное шествие машин. Минуту, другую длится на экране встречное движение танков. Крупный ближний план. Постепенно камера удаляется, панорама танковой дуэли расширяется, вот уже становится видна округлая линия горизонта, вдруг линия эта накреняется и поворачивается так, что кажется уже не горизонтом, а боковой поверхностью Земли – и уже не по полю, а по земному шару зловеще ползут друг сквозь друга танковые колонны.

И видим мы это словно из космоса, словно с другой планеты, потому что на этой нам уже нет места.

«Мне хочется, - говорил о своём фильме режиссёр, былой фронтовик Юрий Озеров, - чтобы наша работа звучала предупреждением, чтобы зрители, особенно молодые, узнали, как готовятся и начинаются мировые войны». Спустя 37 лет после этих слов мы сами стали свидетелями развязывания таких войн…

Специально для фильма Николай Добронравов и Александра Пахмутова написали песню о Москве, слова которой до сих пор злободневны:

Всё, что было с нами, вспомнят наши дети.

Всё, что потеряли, что для них спасли.

Только б ты осталась лучшим на планете,
 
самым справедливым городом земли…


Рецензии
Благодарю, Алекандр. Как вам удалось опубликовать отклик в одно слово? Думала, в "Прозе" это не проходит. Если сюрреализм - то, что происходит сейчас на Украине, да и в мире, - согласна.

Татьяна Никитина 7   24.05.2022 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.