Одиночество - дорога к просветлению

«Мы сформированы из наших мыслей. Мы становимся тем, о чем думаем…»
Буддистский афоризм

  …Он пишет при свече - в доме полутемно, длинные тени расползлись по углам, радио включено и женский голос, пробиваясь сквозь помехи, поет грустно, спокойно; за окном темные силуэты елей, четко выделяются на снегу, подсвечиваемые полной луной, а дальше, на грани неба и земли, проступают очертания горных безлесных вершин выстроившихся в ряд – это часовые тишины в долине небольшой речки Кавокты.
Там, на вершинах, наверное, дует ветер, луна равнодушно и прямо светит на каменные россыпи гребней ниже покрытых щетиной елей, то густой, то редкой, а посередине обозначилась заснеженная долина - замкнутая и безжизненная.
Среди елей, засыпанных на полтора метра снегом, только соболюшки проворно и мягко двигаясь, чертят пунктиры своих дорожек, спеша по делам неотложным и скорым…
Тайга досматривает зимние сны, а медведи, сохатые и олени- изюбри еще с осени ушли на южные склоны, где зимой светлее, теплее и снегу втрое меньше; за ними перекочевали в сосновые боры и "санитары леса" - серые разбойники волки…

  ...На берегу речки петляющей в долине, на южной стороне склона стоит дом, в котором живёт человек и с ним собака: на пятьдесят километров вокруг - ни души, а в домике тепло, чисто, на полках расставлены книги и журналы. Два стола. На обеденном зажжена свеча, и горит керосиновая лампа, в углу, справа у стены нары. За столом, разложив перед собой стопку чистой бумаги, опершись на полусогнутую руку, что-то сосредоточенно пишет человек лет тридцати, бородатый, с длинными тёмными волосами.

  ...Где-то далеко-далеко, за горами-лесами стоят города, на улицах светло и многолюдно, прохожие, больше молодые, не спешат, прогуливаются равнодушно обозревая встречных.
Около кинотеатров особенно светло и оживленно, воздух полон звуков: скрип тормозов, рокот моторов, шуршание шин по асфальту заглушают громкие разговоры ни о чем, грошовые новости и пьяный бред, а вместе и тихие, дрожащие голоса влюбленных, и раздраженно-скрипучие голоса супругов ругающихся из-за мелочей.
  Все это давно забыто этим человеком, который живёт в речной долине – он одинок и его устраивает тишина и одиночество - связь с миром не потеряна потому что он неотделим от природы и давно уже часть её.
Этот человек часть ее, он работают, грустит, молчит и думает не отрекаясь от чистоты и безмолвия за окном...
Он размышляет!
 
«Чтобы жить - надо жить, и чтобы стать философом в жизни, надо эту жизнь прожить, прочувствовать, закалить душу переживаниями и страданиями выпадающими на долю человека ищущего совершенства и смысла жизни, человека рано осознавшего собственное одиночество в гуще людей, одиночество среди врагов и друзей, и в довершение подозревающего бессмыслицу существования, чуть прикрытую суетой обыденной жизни.
  И мне кажется, что страдания формируют характер человека и у сильных, способствуют формированию личности, а слабых, страдания конечно ломают.
  По поводу страданий, интересно говорил Будда. Он учил избавляться от страдания осознанием призрачности реальности в которой мы живем и тем самым становится невозмутимым и даже счастливым.
  Мне кажется, что он недооценивал роль страдания в эволюции человечества. Фрейд, напротив утверждал, что человеческая культура является во многом продуктом преодоления этих страданий. А Плотин вовсе говорил, что: "Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро!"
Не надо бояться страданий – они отличают человека от животных и через страдания, личность обретает многомерность, приходит к понимания конечности жизни и потому, сытый эгоизм и довольство собой становятся неприемлемыми…

  ...Есть ещё один способ облегчить страдания – это ирония, а точнее самоирония.
  Ирония, как средство облегчения бытия, предлагалась многими философами, но, кажется, иронизировать для себя - пустая затея.
  То есть, когда ты иронизируешь, а окружающие воспринимают всерьез твои слова, это напоминает смех сквозь слезы, желание обмануть, замаскировать истинные чувства, покривляться для того, чтобы кто-то из окружающих проникся твоим чувством - трезво мыслящий человек, сознающий одиночество, не может этим заниматься, рискуя потерять самоуважение!

  Если человек откровенен сам с собой до конца, тогда он не унизится до заигрывания с чувством жалости или состраданием. Если он одинок постоянно, он не будет делать вид, что ищет общения, он будет нести одиночество мужественно и не станет играть роль весельчака и рубахи-парня днем, для того, чтобы ночью от тоски плакать в подушку.
  Сильный человек даже не возьмет на себя труд скрывать собственное одиночество, не будет малодушно устремляться на помощь ищущему знакомства, не станет поддакивать или кивать головой утвердительно, а равнодушно будет занят своими делами, не обращая внимания на лепет окружающих или в случае деловых разговоров отделываться односложными "Да" или "Нет".
  Есть ещё разновидность бесхарактерности - попытка изменить общественное или частное мнение о себе, разъясняя мотивы или причины дел и поступков, и этим стараясь доказать свою положительность.

  Из этого можно сделать один, но далеко идущий вывод: хороший человек - это или бесхарактерный, что встречается чаще, или хитрец, тщательно маскирующий эгоистические мотивы. Человек с сильной волей или, как говорят характерный, приносит окружающим страдания и обиды, попирая права ближнего на равноправие. Он своим существованием снимает вопрос о равенстве людей, доказывая абсурдность самой проблемы.
  Человек, живущий вне общества, может сочетать силу воли с сознанием добродетели. В обществе всегда были и будут сильные и слабые, потому что есть возможность противопоставления.

  Сила и слабость - категории относительные. Сила воли тоже относительна. Идеалом, к достижению которого стремится воля, проходя ступени развития, есть небытие, смерть, так как Абсолют воли находится за пределами существования тела.
  Воспитание воли начинается тогда, когда человек преодолевает свои телесные слабости: способность терпеть голод и холод, жару и жажду, - это одна из первых ступеней развития воли.
Следующая ступень труднее: осознание одиночества и воплощение в жизнь сделанных выводов. Третья ступень: воля стремится овладеть вершинами духа и на этом пути завершением, апофеозом, является самоуничтожение, то есть уничтожение тела - этого якоря, который прочно удерживает дух от полета в надзвёздные выси.
  В этом я согласен с Буддой!

  ...Попытка дать объективную оценку явлению или предмету это шаг вперед на пути развития человеческого разума. Объективность в оценке дает возможность видеть предмет или явление с нескольких сторон одновременно, подмечая и негативные и позитивные стороны происходящего…


                2000 – 2022 год. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте:www.russian-albion.comили на страницах журнала “Что есть Истина?»:www.russian-albion.com


Рецензии