Новеллы из моей юности. юрий юсупов-4. 6. 05. 20

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============

                ПРИЕЗД СЕСТРЫ ХАДИЧИ.
                =====================


               На следующий день,внезапно,в дверь нашей квартиры,постучали и когда я открыл,вошла в чёрной,каракулевой шубе с рыжим,лисьим воротником и рыжей,лисьей
шапке,вся заливаясь слезами,моя старшая сестра Хадича и словно не замечая нас,прошла в глубину нашей квартиры.
               Мы все плакали навзрыд!
Мама- Блюма Моисеевна Зофман-Садыкова надела папин подарок - платье-болотного цвета и одела чёрный,траурный платок. Утром,мы с мамой и сестрой Хадичой,-пошли к папе,в морг. Там было темно и очень холодно. Когда дали свет,мы увидели,что стоим
как-раз,возле нашего,дорогого папы. Он лежал,мёртвый,на лавке,словно живой и как-будто -спал.На других лавках,возле него ,лежали другие мёртвые люди разных возрастов. Мама,сестра Хадича и я - совершенно не боялись их. Мы смотрели на нашего папу- Рагиба Румовича Садыкова и никак не могли на него наглядеться. Казалось,что он вот-вот проснётся и мы всей семьёй,пойдём домой.
               Потом ,мы пошли домой.
В ванной,закрыв дверь,чтобы не видела наша мама и не рыдала снова,мы с сестрой Ха-
дичой,крепко обнялись и горько плакали,оплакивая папу,что он так внезапно умер.
Плакать ,мы старались тихо,чтобы наша мама не услышала и не увидела и не начала плакать тоже. Смерть папы -накрыла нас общим,чёрным горем!

                ПРИЕЗД РОДСТВЕННИКОВ.
                ======================

             Потом в этот печальный,для нас,вечер,приезжать к нам родственники.
Приехал дедушкин воспитанник- Шакир-бабай,папины двоюродные сёстры,а наши тёти:
Карима Мусина,Фирдаус Валеева с мужем- дядей Айратом Валеевым,дядя Ахняф,который,попозже,уехал в Куйбышев,приехал дядя Фарит,которого долго не пускала к нам,в Салават,его жена-тётя Люба ( Любовь Афанасьевна Кожаева-Садыкова).Из маминых родственников - приехали только: дядя Рафа ( Рефоел) со-своим старшим сыном Владиком. Они приехали из Челябинска.
             Когда все родственники: папины- татары и мамины- евреи собрались у нас,в нашей квартире,- папу- Рагиба Румовича Садыкова привезли из морга,домой,в гробу.Папа- Рагиб Румович Садыков лежал в гробу,в своём сером,в полоску,продольную,чёрную,-костюме,с чёрным,широким,шёлковым галстуком.
            Когда-то,я смотрел художественный фильм- ЖУРНАЛИСТ,где главного героя
играл актёр- Юрий Васильев,у него точно такой,был галстук. Однажды,в нашем магазине- ГАЛАНТЕРЕЯ,я купил этот галстук для себя,чтобы,хоть чем-нибудь,быть похожим на главного героя фильма- ЖУРНАЛИСТ,которого играл актёр- Юрий Васильев,но оказалось,я...купил этот галстук для папы,чтобы проводить его в нём,в
последний путь на кладбище,хотя совсем этого не знал.
            Папа лежал в красном гробу,оббитом вокруг- чёрными фестонами. Уши его
становились всё синее,а лицо и руки - стали жёлтые,как восковые.Временами,мне казалось,что он ...дышит и я - очень внимательно смотрел на него,пытаясь уловить
его дыхательные движения,вглядывался и всматривался на его грудь. Временами,мне мнилось и казалось,что папа -живой,но он впал в летаргический сон,и что было для меня ужасно,что он может проснуться в гробу,в холодной могиле,после того,когда его закопают.
           Мы пригласили муллу и двух бабушек-соседок: муллиху и Фаттаховшу. Они все читали по нашему папе - ЯСИН и ЯНАЗУ (погребальные молитвы из КОРАНА.
Папа уже начинал совсем желтеть,а уши его-стали фиолетово-синие,только после этого,я понял,что папа -мёртвый,в действительности.
           Я и сестра Хадича,с огромным возмущением,-выгнали из нашей квартиры- троих дедов-мусульман,которые взялись мыть нашего папу.Они смеялись,разговаривали на башкирском языке,не выказывали уважения ни к нашему папе,ни к его мёртвому телу. Поэтому,мы с сестрой Хадичой,-грубо их выгнали. Они ушли,бросив обмывание папы,а папу- домыли:сама сестра Хадича- верх тела папы,а низ тела папы,домыл муж
маминой сотрудницы из ревмосанатория,и подруги- Фаины Галлямовны,дядя Гена Мамлеев.Стали приходить люди,чтобы проститься с папой- Рагибом Румовичем Садыковым.Пришли мамины сотрудницы из детского,салаватского ревмосанатория,затем пришли папины сотрудники из горисполкома,пришли многие продавщицы из магазинов,которых папа защищал и поддерживал при жизни,потом пришли наши стоматологи-зубники: Лидия Стефановна Волкова,Виктор Иванович Хорьяков,Лариса Ильинична Ионова и мой дорогой спаситель от прогнатии,- Теймураз Амиранович Гагнидзе. Все плакали и вспоминали папу.
            К вечеру,стали приходить наши соседи: пришла Роговша ( Клавдия Васильевна Рогова),потом- баба Шура (Александра Терентьевна Тупицына),мы её заглазно называли - Тряпицыной,а не Тупицыной.
           Сам муж Роговши,- Василий Ильич Рогов не пришёл,он был врагом нашему папе и нашей семье.Ненавидел папу и всю нашу семью и муж Мукарямы Гафаровой,- Зуфар Гафаров,поэтому и он тоже не пришёл. Не пришли: дядя Лёша Ивлев,дед Овечкин,безрукий дед,отец Геши Доронина и т.д. Все они являлись нашими врагами.
          Все,которые приходили,плакали и жалели папу,прощались с ним.
Наша входная дверь,то и дело: то открывалась,то закрывалась.
Вдруг,наша дверь открылась и...неожиданно...вошла наша чёрная врагиня - Мукаряма
Мигдатовна Гафарова с сыном Гайсой. Они смотрели на папу и тихо плакали.
Гайсар,как на почётном карауле,стоял у гроба нашего папы и молча плакал.
          Я взглянул на Гайсу и...вдруг,с огромной ясностью,понял,что Гайсар долго не проживёт,скоро умрёт. Как-будто,какие-то космические,небесные силы мне
телепатически сообщили,что Гайсар Гафаров,который был младше меня,но он уже не жилец больше на земле. С ним,обязательно случится что-то страшное.
          И у папиного гроба,стоящий,как на почётном карауле - Гайсар Гафаров почему-то напомнил мне тот далёкий,летний вечер: я,сестра Хадича,мама и папа- отдыхали на балконе. Гайсар был тогда ещё маленький,лет 13. Он взял в руки огромную,серую жабу и подбросил её вверх,но она,каким-то манером,угодила мне за шиворот моей рубашки. Сестра Хадича схватила эту жабу за две задние лапки,извлекла у меня из моей рубашки,эту жабу,спустилась во двор,подошла к Гайсе
и жабой стукнула Гайсу по лицу,несколько раз,а потом,насильно открывала ему рот и всовывала ему в рот жабу. И это быор на глазах- Мукарямы и Зуфара - Гафаровых.
Они стояли на своём балконе,смотрели на то,что делает моя сестра Хадича с их сыном-Гайсой и молчали. Только внимательно смотрели.
          Гайса просил у сестры Хадичи прощения,извинялся и говорил,что и не думал закидывать мне за шиворот рубашки эту жабу. Просто он кинул жабу вверх и хотел посмотреть,как она падает вниз.
          А теперь...Гайсар стоял у папиного гроба,скорбно опустив голову,а я- вопреки здравому смыслу и здравой логике,уже знал,что он не жилец на этом свете,что он умрёт,что его ждёт смерть,хотя он только недавно пришёл из армии,где служил в Германии,но силы неведомые,меня уверяли: Гайса скоро богибнет.
Постояв несколько минут у папиного гроба,Мукаряма Гафарова и Гайса,-также тихо,как пришли,- ушли.

                ( Продолжение следует).


Рецензии