Инстинкт и рефлекс
Опыт Ж. Фабра с роющей осой, показал, что инстинкт продолжения рода этой осы состоял из нескольких комплексов, содержащих рефлексы. Ж. Фабр отрезал усики у насекомого, и оса не стала затаскивать насекомое в норку;инстинктивные действия начались сначала.Это значит, что между комплексами есть промежутки,
к время которых оса ведёт поиск эталонного стимула для следующего комплеекса; или (как показал Н. Тинберген) головной ганглий осы (аналог мозга) запоминает особенности ландшафта вокруг норки (которые не могут иметь эталона), чтобы найти вырытую норку, когда она вернётся с парализованным насекомым.
У людей издавна известны основные влечения: к власти, к собственности, к противоположному полу, к познанию. Они есть у каждого, но в разной степени выраженности. Каждое влечение обеспечивается соответствующей инстинктивной исполнительной программой для его осуществления. Иногда такую программу называют "талантом". Например, сильное влечение к власти обеспечивается сильной лидерской программой, способной объединить большое количество людей. Люди с выраженным влечением к собственности способны её приумножать, и дело не в степени развитости их ума, а в инстинктивной исполнительной программе, связанной с этим влечением, так как известно, что ограниченные люди часто становились богатыми, а среди гениев редко встречались богатые люди, ибо их поведением руководил иной интерес. У гениальных учёных влечение к познанию - на уровне страсти, и они имеют возможность находить ответы на свои гениальные вопросы, ибо их мозг устроен иначе чем у других людей [4; 5]. Переходы с рассудочного управления на инстинктивное (или на индивидуальное автоматическое), - динамичные, в соответствии с ситуацией, которую постоянно оценивает мозг, используя всю информацию, включая, не доступную сознанию. А КОНКРЕТНЫЕ действия по воплощению инстинктивных программ МОЗГ РАССЧИТЫВАЕТ в соответствии с конкретными условиями. Люди осознают свои влечения (ибо они направляют их сознательное поведение), и могут их контролировать. Основные рефлексы общения действуют путём излучения мозга, которое не ощутимо и не осознаётся, но его эффекты можно наблюдать со стороны; эти рефлексы работают в содружестве с мысленным общением через взгляд (МОВ), передающем только конкретные мысли в виде понятий [6; 7]. Общественный инстинкт представляет собой множество инстинктов общения, которые отличаются от рассудочного общения единообразием действий, мнений и чувств — в однотипных ситуациях. В общественном инстинкте каждого человека есть влечения к лидерству и к подчинению, и исполнительные программы для их осуществления: одна из двух лидерских программ, древнего или современного типа (разной силы, что обусловливает иерархию и замену лидера при его уходе), и соответствующие им две программы подчинения. В. А. Вагнер писал: «случаи нецелесообразности рефлексов... один из важнейших признаков, по которым рефлекс принципиально отличается от инстинкта» [1; с. 117]. Наблюдения (и самонаблюдения) показали, что рефлексы, ИЗОЛИРОВАННЫЕ от инстинктивной исполнительной программы, под действием сильного влечения или эмоционального состояния могут включаться на определённый сигнал В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ, и потому не соответствуют заложенному в них смыслу. В составе исполнительной программы инстинкта, которая включается в СТРОГО ОПРЕДЕЛЁННОЙ СИТУАЦИИ (аналогичной зафиксированной в генетической памяти), те же рефлексы работают по этой программе, и становятся целесообразными [2]. Например, у людей ВЛЕЧЕНИЕ к агрессии находится под контролем разума, допускающего или запрещающего агрессию, и реализуется только у наиболее агрессивных, путём несправедливых обвинений в оскорбительной форме (конкретное содержание обвинения вычисляет мозг) с намерением унизить, которое непроизвольно сопровождается потоком агрессивной энергии; например, в очереди не все нападают на беззащитного, а один человек, наиболее агрессивный; очень редко к нему присоединяются ещё 1-2 человека. У побеждённого появляется чувство унижения (страдание бессилия), физическая слабость разной степени (из-за ранения потоком агрессивной энергии его защитной энергетической оболочки) и неприязнь к обидчику; у агрессора — в ответ на унижение у побеждённого - появляется ликующая рефлекторная радость победы, которая длится около одной минуты (более 100 наблюдений) [3]. Это — случай нецелесообразности рефлексов агрессии, изолированных от инстинктов, они не несут в себе смысла, ибо в этой ситуации агрессия не является борьбой за выживание или продолжение рода, или охотой, и необходимости в нападении на наиболее беззащитного — нет. В социальной группе, т. е. - под действием социального инстинкта, точно так же, путём несправедливых обвинений в оскорбительной форме с намерением унизить, рефлекторно психически нападали (у детей возможно физическое нападение), но не на «беззащитных», (беззащитным может быть каждый член группы, включая лидера, после болезни, переутомления, психического стресса), а на нижестоящих в групповой иерархии (более 100 наблюдений). Побеждённый ощущал короткое редуцированное унижение (без страдания), а затем — уважение, почтительность, покорность и преданность, а победитель ощущал короткую редуцированную рефлекторную радость победы (без ликования), а затем — признавал побеждённого своим подчинённым. Если вышестоящий — это инстинктивный лидер группы, то у него - следующий рефлекс в этой цепочке: в ответ на реакцию подчинения у нижестоящего лидер рефлекторно признавал его членом своей группы (молча, путём мысленного общения взглядом); следующий рефлекс - у нижестоящего: в ответ на признание его членом группы он ощущал рефлекторную радость, восхищение и любовь к лидеру. В этой ситуации рефлекторная агрессия становилась целесообразной, так как агрессия вышестоящего (с более сильной лидерской программой) рефлекторно вызывала у нижестоящего (с менее сильной лидерской программой), - РЕАКЦИИ ПОДЧИНЕНИЯ [3]. В этих примерах один и тот же рефлекс психической агрессии, изолированный от инстинкта и в составе общественного инстинкта, включался в ответ на разные сигнальные раздражители - слабую на данный момент энергетическую защиту или сравнительно менее сильную лидерскую программу. Так как сигнальные раздражители были разные, можно предположить, что это были разные рефлексы. Но в социальной группе и вне группы психическая агрессия была одинаковой по смыслу и рефлекторно вызывала те же самые эмоциональные реакции, только вне социальной группы рефлекторные эмоциональные реакции побеждённого и победителя были яркими, а в группе те же эмоциональные реакции были редуцированными и по цепочке вызывали рефлексы общественного инстинкта. Поскольку в обоих случаях рефлексы психической агрессии проявлялись одинаково и вызывали похожие эмоциональные реакции, а сигнальные раздражители так же были похожими (сравнительно МЕНЕЕ СИЛЬНАЯ психическая защита и сравнительно МЕНЕЕ СИЛЬНАЯ лидерская программа) можно думать, что это был один и тот же рефлекс. Есть и другие примеры разных, но похожих сигнальных раздражителей с почти одинаковыми эффектами. Очевидно, что ни слабость энергетической защиты, ни силу лидерской программы, сознание через пять органов чувств ощутить не может, это определяет мозг путём энергетического общения с последующим анализом без участия сознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вагнер В. А. Биологические основания психологии. Цит. по: Сравнительная психология / Под ред. Г. В. Калягиной. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «ОДЭК, 2003.
2. Светличная Л. В. Инстинктивное поведение. URL: http://proza.ru/2011/08/06/639
3. Светличная Л.В. Рефлекторная радость победы. URL: http://www.proza.ru/2008/12/17/416.
4. Светличная Л.В. Как мозг управляет поведением? Сложный инстинкт. URL: http://www.proza.ru/2009/06/21/543
5. Светличная Л.В. Сложные инстинкты, дополнение. URL: http://www.proza.ru/2012/10/23/517.
6. Светличная Л. В. Невербальное общение.URL: http://proza.ru/2009/01/30/697
7. Светличная Л.В. Частично осознанное невербальное общение. URL: http://proza.ru/2015/10/31/1175
Свидетельство о публикации №222050601337