лс179 Три темы мысли Пушкина

В творчестве А.С. Пушкина важны следующие три темы:

- Сущее и Смерть,  ставшая темой 15 лет творений  поэта, объединенных нами в т.
   нзв. РОЦ – расширенный островной цикл
- Русский Фауст, наиболее явно отраженный в Сценах из Фауста
- Верность жены, начатая уже с первой законченной поэмы

Проблемная  тема «Верность жен и неизбежное Рогачество мужей» возможно возникла у Пушкина уже в отрочестве от знакомства с семейными легендами Пушкиных и Ганнибалов. Она явилась первой из указанных тем по хронологии и впервые четко обозначена  в поэме Руслан и Людмила, в которой некий князь Руслан в конкуренции с тремя иноземными «витязями»  занят поиском Людмилы украденной прямо с брачной постели карлитом, обладающим и заветным архетипичным волосом, и шапкой невидимкой, и искусством черной магии.
 
Очевидно, что тема верности  молодой жены в воровском храме соблазнов, замаскирована в пародии Пушкина на жанр эпической )героической)  поэзии, в частности, на знаменитый французский эпос «Песнь о Деяниях» (Chansons de Geste), включая «Песнь о Роланде» (см. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. М., 1995; Щербаков А. Б. Шансон де жест: жанр средневековой героической поэзии -
 
В итоге, исполняя социальный заказ на написание баллады о подвигах «русских богатырей» и создание  «русской поэмы о славных русских богатырях», Пушкин пишет первую в России знаменитую поздним Прологом и печальным Эпилогом «ирои-комическую поэму», в которой пародирует:
- взгляды историков на генезис руси и Руси
- баллады о богатырях, которые у него все четверо оказываются иноземными витязями, и корней военного мессианства
- мотив деяний – стремление завершить прерванный  половой акт новобрачными
- верность жен и страх мужей за свое рогачество
 
Во многом ( учитывая позывные заимствованных героев) поэма РиЛ оказалась пародией на описание Карамзиным в его Истории  генезиса руси и Руси.   
Любопытен также и тот факт пародийности поэмы, что герой поэмы Руслан оказывается в ранге князя и имеет явно иноземное имя (этнограф находят его иранским = т.е. Руслан – парс) и потому никак не может быть «русским богатырем», если только не вдаваться в этимологию «руси» и происхождение княжеской дружины т.нзв.  «Древней Руси» вообще.
 
Конечно, в мировой истории можно найти достаточно примеров, когда один князь  становился вассалом другого более рангового и даже нанимался к нему командующим войсками (императором), Особенно это характерно для истории Древнего Рима времен упадка… И в этом тоже есть соя пародийность . Но это никак не связано с деяниями «русских  богатырей», ибо никто не хотел в них видеть иноземных ( и по большинству положений – иноверцев, т.е. «поганых»
О пародийности поэмы Р и Л мы уже не раз толковали
Затрагивали мы и тематическую (фабульную и сюжетную) схему маленьких пушкинских трагедий = Встреча человека со Злом – Обаяние Зла – Соблазн – Грехопадение – Неотвратимое Возмездие
Теперь потолкуем о фаустиане Пушкина
***
 Ликбез:
К проблеме генезиса руси и пародийного взгляда на него Пушкина, которым он продолжает свои эпиграммы на Карамзина Н.М., примыкает  миф отечественных историков школы «научного патриотизма», которые в цикле о мятежных баронах или Жеста Доона де Майанс (объединяет поэмы о мятежных феодалах, бросающих вызов авторитету королевской власти и вступающих в открытую борьбу с франкским королем Карлом Великим):
o «Гормон и Изамбар»  «Рауль де Камбре» «Жирар Руссильонский» «Подвиги Ожье»
нашли следы древних и самых старых «русов». Речь идет о части Песни о деяниях – о  Подвигах  Ожье (см.  https://ru.wikipedia.org/wiki/)
 
.В этом эпосе наш историк Аполлон Кузьмин нашел древнего руса: за него он выдал некоего Blos, который командует одним из отрядов, бунтовавших против Карла. Кузьмина в поисках древнего руса и в ложном стремлении  удлинить историю «Древней Руси» не остановили ни то, что франц.спецы (см. никак не комментируют термин Blos (см. Gautier L. Bibliographie des Chansons de Geste. P.,1897, La Chevalerie Ogier. ред. J. Barrois, Париж, 1842,) и не знают какой за этим именем этноним, ни то, что этот Blos воюет против франков на стороне сарацин (армии эмира … Египта!)   Но у Кузьмина логика проста и ясна – раз Бло, то Белый, а раз Белый, то русый, а раз русый, то русь… И вся недолга!


Рецензии