Ещё к вопросу о размножении ворон

            "Ещё к вопросу о размножении бляшконосных..."
            М.Булгаков. "Роковые яйца".


            Этой весной почти месяц я жила выше птиц. Вороны устроили себе квартиру на пятом этаже, а я живу на седьмом.  Их гнездо оказалось как раз под окном моей кухни, двумя этажами ниже,  в развилке старого клёна.
            Жилище было прошлогодним. Вороны долго примеряли его на себя, сидели в нём по очереди, ёрзали, даже прыгали. Видимо, гнездо им не очень приглянулось, хорошо, если бы оно сломалось от прыжков, и тогда с чистой совестью можно было искать или строить другое. Но гнездо уцелело, и птицы долго хрипло спорили и ругались, сидя на соседнем дереве.
            - Ррухлядь!
            - Баррахло!
            - Старрьё!
            - Рремонт!
            - Хватит орать, - вмешиваюсь я из окна. – Обои клейте!

            Я была заинтересованным лицом. Мне очень хотелось, чтобы вороны остались. Хотелось понаблюдать за их семейной жизнью, за птенцами. Когда ещё так повезёт. Не нужно ничего искать, даже бинокля не нужно – вот они, как на ладони.
            Вороны людей не боятся. И моя высунутая из окна голова ничуть их не насторожила. Они рьяно принялись за дело и чуть не разворотили гнездо, латая и укрепляя стенки. Натаскали новых веток и проконопатили щели какой-то ветошью и кусочками то ли ваты, то ли шерсти. Кого это они ободрали, интересно?
            Было начало апреля. Ещё кое-где лежал снег, задувал ветер, и ночью температура опускалась до минусовой. Где вороны ночевали, неизвестно, но днём усердно возились «по дому». Чаще хозяйка. Бывало, муж прилетит, принесёт палочку, иногда сразу две, а она их укладывает, а некоторые даже бракует. Швыряет вниз, нимало не стесняясь. Прямо на глазах у мужа. И он ничего, летит за новой.  Чертыхается, наверно.

            Так день, два, три, неделю. Я уж думала, они и не закончат, а будут «играть в гнездо», пока не надоест.
            Но в одно пасмурное утро я наконец-то увидела ворону в кастрюльке. Очень было похоже именно на это: птица в кастрюле, из которой торчат хвост и клюв. Я ведь смотрела сверху!
            Ну, всё, решила я, дальше как по маслу. Где-то недели три она будет сидеть, а он её будет кормить, потом они уже вдвоём будут кормить детей, потом дети будут учиться летать, потом все улетят.
            Если бы! Если бы…
            Ворона сидела, а я листала книжки про воронью жизнь, перелопатила в интернете несколько статей и рассказов как учёных-орнитологов, так и любителей. Хотелось знать досконально, что меня, как зрителя, ожидает в этой ситуации. Я-то подходила банально: насиживание, кормление, забота о потомстве, молодые слетки…
            Известно, что вороны всеядны. Но подпортило настроение и обескуражило то, что птенчики вороньи питаются более полезной и нежной едой. А именно – яйцами и птенцами других птиц. В основном, певчих. Конечно, личинок и червей никто не отменял, но сколько будет разрушено и уничтожено гнёзд беззащитных пернатых, можно было только догадываться.
            В московских парках певчих мелких птиц практически не осталось ( и моих любимых с детства скворцов тоже), одни вороны.
            Да, умны, сметливы до чрезвычайности, привязчивы к человеку и прочая, и прочая… Но и убийцы ещё те, чтоб их. Коварные, хитрые. Ну что бы им мухами питаться? Цены бы не было!
            Я хмуро рассматривала торчащий из гнезда клюв. Над головой на чьём-то балконе устроились воробьи, верещат. Вот их дети и пойдут на закуску будущим воронятам. Эх!
            Но что же делать? Соседей не выбирают. Одна у нас тут коммуналка, и тараканы у каждого свои.

            Между тем, наблюдая за гнездом, я стала замечать некоторые расхождения с тем, что пытались донести до моих любознательных мозгов орнитологи.
            Дней десять ворона-мать сидела на гнезде одна. Посматривала на меня блестящим глазом. Привставала, ворошила и переворачивала три-четыре голубоватых яйца. Сколько точно было яиц, я не смогла усмотреть, но не меньше трёх. Иногда принималась громко скандалить на весь двор. Тогда прилетал ворона-муж и смирно сидел возле неё минуты две. Что-то приносил ей, чтобы не возмущалась. Часто качался, будто лодка на волнах, на верхней ветке соседней берёзы.
            А потом начало происходить такое, чего я не встретила ни в одной статье.
            На моих глазах на край гнезда спикировала  ворона и легла сидящей на кладке птице на спину, обхватив её лапами с двух сторон. И так и осталась.
            Получилась такая двухэтажная ворона.
            Я не поняла этот манёвр. Грели они друг друга, что ли? И ведь верхней, должно быть, было неудобно! Это если она стояла. А если лежала, то нижней было тяжело. Тогда для чего этот пассаж?
            И так и пошло, как в порядке вещей. Одна ворона прилетала, ложилась на другую, расставив лапы, и так они и сидели подолгу, крутя головами. Бывало, что нижняя ворона сразу или не сразу вылетала из-под объятий (скорее всего, за кормом), а верхняя ёрзала в гнезде, устраиваясь поудобней и ждала, когда ей на спину приземлится (или приворонится?) вторая.
            Что это такое и зачем, я ни в каких статьях и заметках не нашла. И если это только моё наблюдение, думаю, мне надо немедленно дать Нобеля!

            А вообще-то, всё закончилось очень плохо. Через несколько дней в гнезде лежало только одно яйцо. Мало того, ворона его вертела-вертела, а потом взяла и вылетела, и её не было несколько минут. Неслыханно! Чтобы дикая птица оставило гнездо с яйцом без присмотра – такого не бывает. Только если есть опасность. Но её не было. Я не в счёт.
            Дня три двухэтажная ворона насиживала это одинокое яйцо, и я надеялась, что хоть единственный ребёнок, да родится. Несправедливо ведь получается – столько хлопот, и всё зря.
            А потом и это несчастное яйцо исчезло. Дети не получились.
            Что же такое произошло? Яйца оказались болтунами? Или родители в двойном усердии раздавили их?
            Ещё сутки вороны не покидали пустое жилище. Но, конечно, зачем оно им, пустое?
            Утром третьего мая птицы пропали.

            Я и не знала, что так печально смотреть на покинутое, не вырастившее детей жильё. Мягкое, шерстяное, заботливо ухоженное  и холодное-холодное.
            А сегодня, четвёртого мая, брошенный дом посетила синичка. Она прыгала на дне и деловито выщипывала шерсть из стенок. Не пропадать же добру. Пара желторотых воробышек-слетков, оглушительно чирикая, наблюдала за синичкиной вознёй. Кого им было бояться?


Рецензии
А знаете, было интересно! Не скажу, что болел за исход борьбы за увеличение семьи, но любопытно. Вороны и правда любопытные птицы. Проходишь иногда мимо, она глянет искоса, и будто мысли читаешь:
- Фигня, наблюдатель просто, не опасен.
Хорошо написано, психологично, с нужным послевкусием.
Удачи и вдохновения вам!
Влад

Neivanov   12.11.2023 17:53     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Влад. Очень рада, что рассказ показался Вам интересным.)

И Вам удачи всяческой! Будем знакомы.))
С теплом,

Галина Савинкина   12.11.2023 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.