Картошечка-вкусняшка

Всего и делОв-то: посадил,
пару раз окучил да собрал...

Картошку мы ещё за неделю до посадки подготовили: достали из погреба сарая, перебрав, отобрали самые-самые лучшие клубни – всего вышло ведер пять. Потом три-четыре дня солнышко помогало, рассыпанным на одеяльцах клубенькам, выгнать крепкие ростки. И так как я учился во вторую смену, то на меня до обеда лежала ответственность за периодическое переворачивание и сохранность нашего картофеля. Мало ли чё – ворона может поклевать или шалопай, какой на вЕлике влетит в россыпь. Хорошо, что ещё свиньи во дворе не бегают.
Ранним утром в воскресенье папа, аккуратно загрузив семенную картошку, уехал с дядей Васей в сад на его мотыке «Урал».

 Дядя Вася – это родной мамин брат, прошёл (пробегал, прополз) войну связистом на передовой, герой войны, любитель грибов и жизни, и просто классный человек. Из всех родственников мама больше всех любила братика Василия Степановича. Жил он в нашем доме, в соседнем подъезде на первом этаже; почти все праздники наши семьи собирались за праздничным столом, и обязательно подтягивался кто-нибудь ещё из родных: дядя Коля с тётей Тоней, Миша с Риммой, Тамара с Володей.

Да все со своей детворой! Вот это я понимаю! Такое веселье стояло – взрослые поют, танцуют, произносят тосты, рассказывают всякие интересные истории, с кем чё случилось в жизни весёлого и юморного.
Детвора вначале сидит за своим отдельным столиком, всё чин чинарём, но потом начинаются игры – скалки-догонялки, прятки по комнатам, кухням и ванным, глухие телефоны, викторины, «веришь - не веришь», «бери, да помни» (с разломом куриной косточки-рогатульки), страшные истории под кроватью...

Эко, куда меня понесло! Тпру-у! Стоять, вернее, сидеть и рассказывать по теме. Нн-да...
Так вот: получается, они с утра уехали в сад-огород на «Урале» с коляской, а мы с мамой, собрав инвентарь и прочие кулёчки, мешочки и пакетики, приторочили, что тяжелее, к моему велосипеду «Спутник» и выдвинулись в коллективный сад НТЗ на Шишмарь.

ВЕлик к нашему участку подкатили минут через пятнадцать-двадцать. Папа к тому времени и картошку сгрузил возле калитки в огород, и машину с удобрением встретил. Выгрузил, переоделся и не спеша стал укладывать навоз в аккуратную кучу, чтобы лучше он, значит, перегорел, и готов стал к удобрению земли.
Мама и я тоже переоделись в рабочую одежду. Я взял тачку, лопату, грабли; мама захватила только маленькую садовую лопатку и ведро.

И-ии, поехали! Я вынимаю землю, делая 15-ти сантиметровую ямку, мама плюхает на дно небольшой «блинчик» навоза, сверху присыпает «блин» лесным чернозёмом («пушок») и мягко вдавливает клубень в земное ложе ростками вверх (пуповиной вниз). Осторожно, чтобы не повредить картофелину, я укладываю вынутый из ямки грунт сверху, как бы запечатываю наш секретный клад. И так более трёхсот раз. Поверхность каждого посеянного ряда тут же выравниваю грабельками.
Входим в ритм работы. Лунка за лункой, за рядом ряд. Вот и последнее ведро, ...последний ряд, ...финишная ямка.

На моей любимой сосне, с которой я наблюдаю иногда за окрестным миром, сидит большая чёрная ворона. Чёрная,как гудрон, чистая и красивая, в зеленовато-фиолетовом убранстве, с переливом перьев. Внимательно наблюдает за нашей с мамой дружной работой; иногда как-то поскрипывает или гортанно клокочет что-то на своём языке.
– Карр-роошш. Карр-роошш! – так мне слышится, когда мама накидает на тарелку штук 5-6 червей проволочников. Ох, и вреднющие для картошки паразиты! Всю её попротыкают, попортят, прогрызут. Фу, какие они противные! Ещё и фигушки раздавишь, до того эти черви жёсткие и упругие, как проволочки.

Ворона в тот же момент, как в тарелке появляется достойное, с её точки зрения, количество червей, слетает с дерева, вразвалочку подходит к тарелочке и не спеша склёвывает порцию вредителей полей и огородов. Потом отходит в сторону, прикрывает поволокой глаза и откланивается нам три раза. Но и это ещё не всё! После того, как ворона отведала последний десерт, она пророкотала своё «Кр-рры» и улетела.

Мама посмеялась над ней, но и оценила, как хорошую помощницу.
И что же вы думаете – через три минуты наша каркуша возвращается, плавно садится возле тарелки и кладёт туда небольшой, с боб, поблёскивающий золотом камушек. Затем, уже никого не стесняясь (чё, мол, все свои), буквально орёт во всё своё воронье горло (вот, откуда Крылов свои наблюдения брал): «КА-АР-РР!!!» – взлетает и, сделав над нами круг почета, улетает.

– Ой, спасибо тебе, птичка красивая, перышко с отливом, глазки – ягодки черничные! Ждём тебя, теперь уж на уборку. Прилетай! Угощение будет обязательно! – напоследок мама приласкала ворону, помахав ей рукой.
– Ни рубин - ни турмалин, конечно, а кубик простого пирита – определил я, осмотрев вороний дар. – Ишь ты, ведь она отдала нам свою самую, как она думает, драгоценную вещицу. 

...И сейчас я вижу как, кое-кто из вас, разочаровавшись в скучной и размеренной жизни, грустно улыбаясь, думает об уральцах: «Ох, и сказочники эти ребята! Такое навыдумываете – ну, прямо хоть кино снимай!».
Так это что же получается – вы мне, вижу, не верите, а зря! Вообще-то я должен сказать вам, дорогие мои мальчишки и девчонки, что у нас в Первоуральске постепенно, в процессе эволюции, родился новый подвид ворон – Corvus corone sapiens – ворона разумная. Можете и сами в этом убедиться, просмотрев кадры, где зимой счастливая первоуральская ворона, используя крышечку из-под майонеза, катается с крыши дома.
Во-первых, подглядела у людей и сообразила, что к чему – значит, высокий интеллект. Во-вторых, ей эта забава очень нравится – есть душевные чувства. Потому и сапиенс! ;))...

– Ой, хорошо-то как, Сержик! – потянулась мама, потягивая натруженную спину –  Быстро мы с картошкой управились! Я пойду сейчас папе помогать, а ты собери на участке всё, что он нарезал с кустов и деревьев, разведи хороший костёр, сожги мусор да напеки нам потом картошечки на ужин. Поедим, и мы с тобой будем собираться домой, а папа останется ночевать в садовом домике. – Получил я следующее задание от мамы.

Костёрчик разжечь, поддержать огонь, да такой, чтобы золы было достаточно для запекания картошки – эт-т я всегда, пожалуйста, и с превеликим удовольствием.
Веток папа вроде по объёму настриг много, но для хорошего костра – это сущий пустяк – пять минут и огонь мой всё по-быстрому слопает. Поэтому я, вооружившись небольшим топориком и тачкой, сделал вылазку в лес за хворостом, сушняком и старыми пнями.

Притарабанил дров, свалил кучей поблизости и стал подкармливать и растить своего прожорливого огненного друга. За это он стал являть мне разные картинки, сцены; и обернулся я вроде, как зрителем сказочного театра...
 
Когда долго смотришь на огонь костра, то в один прекрасный момент начинаешь видеть в его причудливых языках целые картины. Но картины эти постоянно меняются, разворачиваются новые сюжеты, внутри происходят стремительные преобразования... дворцы превращаются в руины, из руин образуются моря и океаны. То вдруг предстаёт лес стеной, несутся огненные кони, порхают птицы, из жерла вылетает дракон огнедышащий. То там, то сям веселясь, пробегают огневушки, человечки такие малюсенькие... Ни один сюжет не повторяется, каждый раз видится новое, тем и привлекая взор наблюдателя. А ведь огонь что-то рассказывает; показами своими, чему-то учит.

Наверняка есть люди (завидую таким белой завистью!), умеющие общаться с огнём и понимать его. А сколько он знает?!! Да практически всё! Ведь он является первоистоком рождения нашего Мира – Космическим Жар-Светом, всё очищающим и переплавляющим. И нас, человеков, в том числе... Жар-Птица счастья, вечно восстающий из пепла Феникс, Огневушка-поскакушка проводница достойных к сокровищам подземным – этими и многими другими образами в своих мифах, сказаниях, былинах люди отмечают свою неразрывную связь с огнём, зависимость своей жизни от него и бесценную помощь во всех делах человеческих.
 
...Через час с небольшим картошка была готова, и я позвал родителей к тлеющему костру. Папа пришёл сразу и присел сильно уставший на перевёрнутую тачку. Мама, захватив хлеб, соль и зелень, тоже вскоре присоединилась к семье со своей небольшой табуреточкой. Я устроился верхом на ведре.

Начался семейный праздник – «Картошины вкусняшки».
Почистил картофелину, разломил... в разлом кидаешь три-четыре кристаллика соли и сразу в рот – жуешь, мешая с уже давно текущей слюной. Потом хлебушка откусить и укропчика для аромата.

Да, и что очень важно! – надо клубнем румяной запеченки наполнить весь рот и обязательно постараться запихать вкуснятину за обе щеки, затем, пережевывая это восхитительное пюре, зажмуриться от удовольствия! И вот – слышите? – появился писк! Что-то явно пищит за вашими ушами – это и есть тот самый необыкновенный аппетит, такой же необъяснимый, как и электричество в физике.
:))

Не буду дальше ничего вам рассказывать, так как потекли слюнки... и очень сильно, просто неудержимо, захотелось печеной картошки.

Отвлекусь, пожалуй: пойду на кухню, и хоть не по правилам, но приготовлю волшебные клубни в фольге в духовке газовой плиты.


Рецензии
Ой, как хорошо, уважаемый Сергей!
Как тихо, мирно, семейно...
Словно в своё детство окунулся.
Многое и у на было похожим. Были праздники всей семьёй с гостями. Был свой дядя-фронтовик, было застолье, песни, пляски на улице. Именно пляски, а не танцы. С гиканьем, с частушками, с дробью женскими каблуками...
Была и своя картошечка. Тоже всей семьёй на посадку-уборку выходили.
Но у нас в деревне участок побольше был. Поэтому технология посадки-уборки картошки была несколько иной.
Навоз мы развозили по полю ещё с осени, сразу после уборки урожая. Потом на лошади участок плугом перепахивали. Весной, тоже на лошади, плугом нарезали грядки. Клали картофелины в грядку и плугом из закапывали, нарезая при этом очередную гряду. Раза два за лето окучивали картошку сохой. Тоже на лошади. А осенью плугом выкидывали созревшие картофелины на поверхность земли. При этом тщательно перебирали гряду, выискивая "спрятавшиеся" в ней картофелины.
И велосипед у нас был. Только "Прогресс". Он тоже был для семейного пользования.
А теперь нашей деревни нет...
"Неперспективной" она оказалась по нынешним временам на взгляд начальства.
Оно шибко грамотное теперь стало и стремится всё оптимизировать. И медицину, и образование и нашу жизнь. Только потом удивляются, что численность населения в стране стремительно падает. А это во многом является результатом их оптимизации.
Но они это никогда не признают. Поскольку свою личную жизнь они оптимизировали очень успешно и в нужном направлении. У многих из них детки по чужим странам корни давно пустили. А в родной для нас стране царит запустение.
Вот так...
Вам - "Зелёная"!
Всем - Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   18.12.2022 12:03     Заявить о нарушении
Странное дело! Страна имеющая огромные земельные ресурсы, загоняет своё народ в города-"человейники". А ведь выход из демографической ямы просто очевиден - правители, стройте малоэтажную Россию, закрепляйте за людьми землю (без права продажи), создавайте в посёлкам классную инфраструктуру, чтобы жить в них человеку было любо-дорого. Параллельно, конечно, воспитание, образование, идеалогия жизни. Семья, имея такие стартовые позиции, вполне может и полюбить своё государство, поверить ему... а там до размножения недалеко ;))
Один вопрос - куда девать ненужных чиновников? Да в поля их отправить, на картошечку))
Мира и вашему дому, Виктор!!!

Сергей Домбровский   18.12.2022 17:29   Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Сергей!
Всё, о чём мы с Вами говорим, это скучное дело. Не царское это занятие в земле ковыряться.
В вот лавры Александра Македонского, Тамерлана, князя Владимира, наконец, на макушку так и просятся.
Ну как тут устоять?
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   19.12.2022 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.