Социософия, 15

43. Качественные этапы в биологии
44. Этика душевных циклов
45. Что несет уровень организации?


КАЧЕСТВЕННЫЕ ЭТАПЫ В БИОЛОГИИ

Биологические виды тоже суть – качественные этапы эволюции. У разных видов – разные свойства, физические, эмоциональные и интеллектуальные. И можно говорить о разных уровнях организации у разных видов, который влияет на их выживание, распространение и положение в видовой среде.

У вида Homo sapiens самый высокий уровень организации, и он находится на вершине видовой лестницы.

Формирующийся в утробе матери плод проходит через разные качественные этапы, уровни организации, уподобляясь внешне и, очевидно, внутренне, на уровне души другим видам, находящимся на более низкой ступени развития, чем человек.

Мы видим, что этапы развития, которые плод проходит в материнской утробе, тоже демонстрируют включение в свой объем предыдущих качественных этапов (в данном случае, связанных с биологическим развитием).

На начальной стадии развития плода человека формируется гаструла. Этой стадией ограничивается развитие целого ряда простейших морских животных. Внутренняя стенка гаструлы превращается у них в желудок для переваривания пищи, а отверстие мешка становится ртом.

В течение первого месяца жизни зародыш человека вырастает до размеров ногтя мизинца. У него появляются зачатки рук и ног, а кроме того, две пары жабер и хвост.

Зародыш повторяет в убыстренном темпе бесконечно длинный путь развития жизни на Земле.

Так, человеческий плод постепенно включает в свой объем свойства тех видов, которым последовательно уподобляет свое тело в материнской утробе, получая соответствующий опыт физического и психического бытия. Эти знания будут применяться им затем в сознательной жизни.

То же следует признать справедливым для исторического развития человечества, если мы хотим органичной истории, если ценим осмысленное существование. А эволюция должна быть именно такой, потому что в конечном итоге к осмысленности и призван человек, который отличается от всех других форм жизни длительным периодом формирования головного мозга в материнской утробе.

Вспомним, как происходит развитие эмбрионов у разных биологических видов. Самый первый этап – слияние двух клеток, образование зиготы и процесс дробления клеток – является общим для всех без исключения животных и некоторых видов растений. Стадию трех зародышевых листков, из которых формируются (на втором месяце развития у человека) внутренние органы и все части тела, проходят зародыши очень многих животных и птиц. Дальнейшее развитие у человека, до того как начнется формирование головного мозга, похоже на развитие зародышей всех млекопитающих. При этом важная особенность человека – длительный период формирования головного мозга.

Очевидно, человек создан для чего-то большего, чем физиологическая жизнь с ее нерефлексируемыми страстями, его стихия – сфера душевно-духовная, где развитие связано с необходимостью осознавания.


ЭТИКА ДУШЕВНЫХ ЦИКЛОВ

Среди качественных этапов истории есть один, который можно назвать духовным – первый. Он духовен по своему содержанию и является достойным примером для других циклов, кот­орые могут включать его в свой объем и получать таким образом необходимую им дух­овную пищу.

Остальные циклы можно назвать душевными (х­отя второй цикл, представителями которого являются, в частности, ветхозав­етные патриархи, можно назвать душевно-духовным, так как патриар­хи достигают духовного через душевное, раскрывая лучшие свойства своего сердца). Этика душевных циклов – стихийный продукт душевной жизни в циклах, качество которого опре­деляют условия жизни в циклах.

Так, этика цикла – есть некая оболочка, атмосфера цикла, который можно считать самостояте­льным, отдельным мир­ом. Эта оболочка цикла подобна атмосфере планеты, она сохраняет особый микроклимат – душев­ный – присущий данно­му миру, и позволяет ему функционировать.

При этом этика душев­ных циклов во многом механистична, это этика механического человека (который исп­ытывает на себе влия­ния определенного ка­чества). Этика душевного цикла переходит как некий импульс по наследству от роди­телей детям и в большинст­ве случаев не оценивается кр­итически.

Таков душевный челов­ек, он плывет по тече­нию, принимает вещи поверхностные за фундамен­тальные и выдает по­верхностные вещи за фундаментальные, другими словами, строит свой дом на песке, от чего предостерегает Евангелие.

В то время как этика любви, этика единицы предполагает созна­тельное усилие. Этика любви часто предпо­лагает жертву и почти всегда незащищенно­сть перед условиями жизни, которые моделируются далекими от духовного воззрениями общества. Невозможно пре­двидеть, что принесет такая позиция, и следует быть готовыми ко всему, но более все­го к тому все же, чт­обы сохранить эту этику, что бы не про­изошло, ибо этим пут­ем шел Христос, а «у­ченик не выше учител­я, и слуга не выше господина своего».


ЧТО НЕСЕТ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ?

Уровень организации в циклах растет по мере удаления от единицы. Но уровень организации, хоть он и важен для жизни сообщества (некоторые, может быть, назовут его определяющим), является вещью технической. Он обусловлен, в частности, ростом народонаселения и необходимостью иметь инструменты управления в обществе – и экономические, и политические, и идеологические. Выявление таких инструментов и их освоение ведет человечество к новым циклам, в каждом из которых формируются свои идеология, этика и другие "оболочки" цикла, что мы рассмотрим позже. Эти инструменты обретаются стихийно в результате развития общества, но развитие человечества идет неравномерно, и на карте планеты циклы зачастую соседствуют, что объясняет войны, в том числе мировые, которые происходят, когда инструменты циклов более не могут мирно сосуществовать.

Но уровень организации не имеет прямого отношения ни к духовному, ни к душевному, это просто технический термин, который объясняет развитие и все более усложняющееся общественное устройство.

Тем не менее каждый уровень организации предполагает свою идеологию, этику и т.д., которые мы (в большинстве случаев) можем отнести к душевности, или к так называемой духовности общества (не путать с духовностью человека). Такие элементы, как, например, идеология (философия жизни) и этика цикла – базис духовности общества в циклах.

При этом у нас остается понимание духовного (здесь мы говорим о духовности человека). Оно дано нам христианством и, в частности, православным. В нашем понимании она связана с Христом, с которым мы связываем первый исторический цикл. Христос – Второй Адам, Он исполнил этот цикл ("не нарушить пришел я, но исполнить").

Можно ли надеяться, что смена циклов в результате повышения уровня организации общества приведет к духовному взгляду, миросозерцанию, какое было, например, у Христа? Мы не знаем. Может быть, все идет в направлении улучшения. По крайней мере, можно надеяться на это и верить в это. Так или иначе не надо выпускать из поля зрением первый цикл и все самое лучшее в нем, что реализовал Христос. Возможно, он до конца должен оставаться ориентиром для нас, как бы не развивалась наша история и куда бы она нас не вела.


Рецензии