9 мая-Праздник со слезами на глазах

Я родился в Москве в 1933 году. Сколько мне лет было 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года, а также сейчас, не трудно подсчитать.
В одном из стихотворений я писал:

Вот миновало   много-много  лет,
Года промчались, пролетели очень быстро,
Мелькнули и сверкнули, словно искры,
Но в памяти оставили свой след.

Да, не смотря на мой возраст, склероз не смыл из моей памяти всё, что мне пришлось пережить еще в детстве  во время Великой отечественной войны: воздушные тревоги, когда мы ездили прятаться в метро, и как нас детей вывезли из Москвы в лагерь, где во время нашей про-гулки был налёт фашистских самолётов и с них была открыта стрельба на нас, на детей, и  на моих глазах убили мальчика, и эвакуацию, и как по дороге бомбили наш эшелон и у нашего вагона оторвало сцепку, после чего целые сутки мы ехали на открытой платформе в морозный ок-тябрь, и жизнь в эвакуации, где пришлось пере-жить голод и болезни. Я всё это помню.

Четыре долгих года шла война,
Четыре года были испытанием,
Миллионы жизней унесла она,
Миллионам многим при-несла страдания.

Вот над рейхстагом взвился красный флаг,
Победа! Как её мы долго ждали,
В своем же логове повер-жен ненавистный враг,
По радио от Левитана мы узнали.

И, наконец, наступил апрель  месяц 1945 го-да. 30 числа над Рейхстагом советские солдаты водрузили флаг победы, а через неделю в ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции. (это произошло в 1,01 9 мая по московскому времени, или в 23,01  8 мая по европейскому времени, или в 17,01 8 мая по ва-шингтонскому времени.) Победа, как мы её ждали!

Кстати, когда в 1952 году я учился на первом курсе МИИТа, К.Я Самсонов – один из комбатов, чей батальон, один из взявших рейхстаг,  работал старшим преподавателем у нас на военной кафедре.

Обо всём этом я написал в рассказах в Сбор-нике «А годы летят».

Наступил праздник. Как правильно назвали его в своей песне поэт Харитонов и композитор Тухманов: «Это праздник со слезами на гла-зах…»

Я всё это помню. Мы еще находились в эвакуации, когда объявили о победе и  9 мая был объявлен нерабочим днём. Начались гуляния. Люди веселились. Когда вечером с гуляния мы возвращались домой, мы слышали, как из некоторых домов были слышны  плачи  и даже истерики. Это значит, что в эти дома пришли похоронки.

У моего отца было три брата и три сестры. У каждого были дети. Таким образом у меня было 11 двоюродных братьев и две двоюродных сестры. Из них 6  были на фронте, трое из них погибли на фронте, а другие три участника войны, проживавшие после войны в Чернигове, умерли в 1988-89 гг. В их смерти не последнюю роль сыграла Чернобыльская катастрофа.
 
С маминой стороны было 4 двоюродных брата, из них было на фронте трое и двое погибли, один под Харьковом, а второй при взятии Кёнигсберга.

И еще у мамы был двоюродный брат 1926 года рождения. Он был участником взятия Берлина. После окончания войны он остался в оккупационных войсках. В 1946 или 47 году он написал, что через несколько дней он демобилизуется и перед возвращением домой в Мозырь он будет один день в Москве и увидимся. 

В назначенную дату он не явился, назавтра тоже. Через несколько дней мы получили письмо от его отца. Он сообщил об убийстве сына.
 
Мой отец и два брата также были на фронте, один из братьев погиб под Сталинградом в возрасте не полных 19 лет. О нём у меня есть рассказ «Как я искал брата…»

В этой войне на фронте погибли все три мужа сестер отца. В эвакуации умерла младшая сестра отца, у неё был ребёнок 2-3 лет. После войны его разыскивали, но безуспешно. Его судьба нам неизвестна.

С маминой стороны ещё погиб в Пинском гетто дядя с семьёй.

Недавно в интернете я нашел список погибших в Киевском Бабьем Яру. В этом списке я нашёл 26 моих однофамильцев. У моего деда по отцу было несколько братьев. Их имен я не знаю. Не знаю и состав их семей, но может быть, среди этих 26-ти есть и мои дальние родственники.

Да, 9 мая – это праздник, это Великий праздник. За этот праздник народы СССР заплатили около трёх десятков миллионов безвозвратных человеческих жизней. Сколько после этой войны осталось вдов и сирот.

В конце я повторю слова из упомянутой выше песни: «…Это праздник со слезами на глазах».

Я поздравляю всех с этим Великим праздником и соболезную всем, потерявшим близких в этой войне..

Этот рассказ я посвящаю памяти всех погибших в этой войне.


Рецензии
Да, Юрий, память о войне с таким вселенским злом, как нацизм и фашизм, память о Победе и о тех, кто заплатил за неё своими жизнями, а также о тех, кто пережил эту войну и победил - это святое, и должно остаться с нами навеки.

Валерий Могильницкий   06.07.2022 22:33     Заявить о нарушении