Метамарфозы старого человека пьеса малого формата

   МХИТАР МОС-МУШЕГЯН
(Мушег Мовсесович Мхитарян)
Одна из положительных сторон жизни
человека –  иллюзия её вечности.
Автор

Я ЕЩЁ НЕ УМЕР
или
МЕТАМОРФОЗЫ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА
(Психологическая драма в одном действии и пяти актах)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
1. Гамлет – 88-летний писатель-пенсионер
2. Грануш -  супруга Гамлета, 75-ти лет
3. Вильям -  сын Гамлета и Грануш (50 лет)
4. Гамлетик  - 17-летний внук Гамлета
5. Оружейник
6. Шахтёр
7. Космонавт
8. Строитель
9. Чудотворец
10. Тьма
11. Свет
12. Рыцарь
13. Мир
АКТ ПЕРВЫЙ
      Армения, наши дни. Старый и простой дом: всюду старомодные и  недорогие вещи. В центре комнаты –  стол, с множеством целых и поломанных стульев.
        Сидя у стола, мрачный и, углублённый в свои мысли, Гамлет расстегивает верхние пуговицы рубашки. Тяжело дышит: такое впечатление, что ему не хватает воздуха. Звонит телефон. Гамлет, спеша, резко поднимает трубку и, оглядываясь вокруг, прикладывает её к уху.
ГАМЛЕТ: – Алло! Здравствуй, здравствуй! Куда ты пропал, парень? А я стал переживать, что ты или обиделся, или мои звонки до тебя не доходят? Не знал, что и предположить: либо связь плохая, либо - неправильный номер набираю! Каждый раз звонки попадают на  тупой автоответчик.  …Я уже подумывал, тебя под суд отдать за то, что ты друга забыл.
      …Ну что я могу тебе сказать, как живут старики? Иногда – давление высокое, иногда –  низкое… А я, как будто, бабочка, всё порхаю между землёй и небом. Бывает, сердце вдруг, ни с того, ни с сего, забьётся быстро-быстро… Бывает, наоборот, – слишком медленно и почти его не слышно. Боюсь, что скоро и вовсе остановится. Да ты не грусти, ко мне вообще все очень внимательны, даже неудобно бывает. Порой, сам волнуюсь, что надоедаю родным. В любом случае, (усмехается) «последний акт жизни» провожу весело. Немного неспокойно, но всё же весело.
       Заходит Грануш и, скрестив руки, живо взирает на него.
ГАМЛЕТ:  – Ну ладно, давай, братишка. Побеседуем ещё, да? Пока. (Кладет трубку.)
ГРАНУШ (загадочным, вкрадчивым голосом): – Ты не хочешь прогуляться?
ГАМЛЕТ: – Думал выйти, но дождь начался, я не смог.
ГРАНУШ: – А для чего же тогда зонтик?
ГАМЛЕТ: – Ты права, с зонтиком выйду. Жаль, в парке посидеть не получится - скамейки мокрые. Хотя, ладно, загляну в библиотеку.
ГРАНУШ: (с хитрым видом) – Пройдись, подыши свежим воздухом…По дороге домой зайди на рынок, купи кое-что. (Кладет на стол заметно длинный список продуктов.)
      Гамлет берет его и, широко раскрыв глаза от удивления, читает.
      Поймав удивленный взгляд Гамлета,  после долгого молчания,
ГРАНУШ укоризненно ворчит: -  Что? В доме почти ничего нет! Нету лука, нету картофеля… Захотела завернуть голубцы, не было капусты…
ГАМЛЕТ (саркастично усмехаясь): – Одним словом, кастрюля есть, а варить в ней нечего.
ГРАНУШ: – Именно так!
ГАМЛЕТ: – Это что за цифра рядом с луком? Три килограмма? Так много?
ГРАНУШ: – Не три, а пять. Ты что, пятёрку от тройки не отличаешь?
ГАМЛЕТ: – Грануш, если вы мне дадите спокойно жить и дышать и ещё два года прожить, то мне вообще-то скоро будет девяносто. Ты, хоть, понимаешь, какая тяжесть – все эти покупки для моего возраста. Мог бы и наш сынок на рынок сходить…
ГРАНУШ: – Как же он сходит, ливень же?!
ГАМЛЕТ (Медленно читает, заглядывая в лист бумаги, как бы, его раскручивая в руках): – Да тут целый «свиток» написала! Десять килограмм картошки, три, прости, пять килограмм лука, два больших кочана капусты», и всё остальное из твоего бессовестного списка.
ГРАНУШ: – Это как же?  Ты что велишь нам всем - с голоду помирать? Ладно, ладно, лука три кило принеси. Только надолго не задерживайся, а то завяжешься в длинные разговоры в своей библиотеке, а мы с Вильямчиком без обеда останемся.
ГАМЛЕТ: – Принесёшь зонтик?
ГРАНУШ: – Ты что, спятил? (глядя на удивленного Гамлета, продолжает разговор) Как же тогда продукты дотащишь, если в одной руке зонтик держать будешь? Зонтик!? Всё что угодно придумаешь, лишь бы поменьше пришлось купить.
ГАМЛЕТ: – Да чёрт с ним с зонтиком, деньги дай.
ГРАНУШ: – Какие деньги? У тебя что, денег нет?
ГАМЛЕТ: – Конечно же, нет. Ты же у нас дома казначей, даже мою пенсию забираешь.
ГРАНУШ: – Вот всегда так. Всегда у тебя жена плохая. Наверняка, и друзьям всё так и представляешь, как будто, я деспот и тебя постоянно мучаю, как будто, жизни тебе не даю… Какой ты «бедный и несчастный»!
ГАМЛЕТ: – О чём я с друзьями говорю, это уже – не твоё дело, мадам Грануш! У меня всего лишь 2000 драм, а до пенсии ещё 10 дней. Соответственно, всех моих денег – только на транспорт в оба конца. В любом случае, этой мелочи никак не хватит на продукты из твоего «зверского» списка. Да-а-а! На рынок, как на Голгофу, иду…С такими «великими» запросами у меня и на транспорт не останется.
ГРАНУШ: – Тоже мне, «на транспорт не останется»! Пару дней дома посидишь. Мир от этого не обрушится. Уф, ладно, погоди, денег принесу. (Вышла из комнаты).
ГАМЛЕТ (Сам с собой разговаривает): – Верно, мир не обрушится, зато я изо дня в день превращаюсь в рухлядь, которая вот-вот начнёт обрушаться и рассыпаться у всех на глазах, как песок. Будут равнодушно смотреть и мимо проходить…  Вот помру через месяц, а, может, и сегодня, и всё останется недоделанным. С отчаянным желанием ещё пожить из жизни ухожу! Но какое тебе, женщина, до этого дело?
ПОЛУМРАК
АКТ ВТОРОЙ
     Та же комната. Рядом со столом сидит сын Гамлета – Вильям. С безмятежным видом насвистывает какую-то мелодию и без ритма барабанит по столу. Звонит телефон. Не обращая внимания, Вильям продолжает неровно постукивать. Заходит Грануш.
ГРАНУШ: – Слушай, скучающий бездельник! Надоели вы мне своим шумом: ты и этот чёртов телефон. (Снова звонит телефон.) У тебя что, мозги отключились? А ну, подвинься! (Недовольная, она мягко оттолкнула сына в сторону и ответила на звонок.)
     – Да, алло, алло … аллоу. Грануш на линии. А с кем я, простите, разговариваю? Очень приятно, медсестра … Да … А, это, … Он что, сам не может? На улице дождь, а я женщина в возрасте … боюсь, случайно … Кто-то другой? Ну, … есть. Но вы же сказали, что ему уже лучше, не так ли? Ладно, благодарю. (Грануш, заметно огорчённая неприятным известием,    кладёт трубку.) Вставай, сынок, отец твой на базаре в обморок упал, в больницу отвезли. Давай вместе съездим за ним,  и домой привезём.
      Вильям медленно встаёт и, посвистывая, направляется к спальне. 
ГРАНУШ:– Если в больнице  потребуют денег – объясни им, что твой отец известный писатель. Скажи, что всю жизнь стране служил, что пенсионер и ещё пенсию не получил. Ты куда это?
ВИЛЬЯМ: – Ты ж мне сама сказала собраться? Вот я и иду собираться. А ты на такси деньги подготовь. Один поеду и быстро вернусь. Ты старая. Вдруг и ты в обморок упадёшь. Кого из вас мне тогда домой везти?!
ГРАНУШ: – Как это кого из нас домой везти?! (В дверь стучат, и в то же время вновь звонит телефон.) Иди, иди, дверь открой. Я на звонок отвечу.
      Вильям направляется к двери,  Грануш отвечает на звонок.
 ГРАНУШ:– Алло, да! Ой, как это?.. (Громко кричит.) Вилик, твой отец смылся из больницы! (Вешает трубку и зовёт сына.) Ви- лья-ааам  - чик…
ВИЛЬЯМ (Издалека слышен его голос.): – Уже знаю, знаю. (Заходит, крепко поддерживая Гамлета за плечи.)
     Еле  держась на ногах и практически уже всем телом повиснув на сыне, Гамлет продолжает тащить продукты, купленные на базаре.
ВИЛЬЯМ:  –  Мама, скорее сюда! Помоги, он тяжёлый. И как это  такой сухонький пожилой человек может быть настолько тяжёлым? Хотя бы эти пакеты у папы возьми, он тогда полегче станет.
ГРАНУШ мужу: – Слушай, что в этих кульках?
ГАМЛЕТ (еле слышным голосом):  – Как что, государыня? Продукты из твоего «свитка». Я подумал, пусть даже помру по дороге, должен их доставить даже мёртвый. Вдруг вы голодными останетесь!.. Ах… (Падает на пол в обморок так быстро, что Вильям еле успевает его поддержать).
ГРАНУШ: – Сынок, быстро, звони в «Скорую». Нет, сначала уложи отца в кровать, я сама позвоню.
ВИЛЬЯМ: – Я позвоню. Ты сама его уложи. Я мертвецов побаиваюсь… (Берёт телефон)
ГРАНУШ: – Хватит тупить. Он, всего лишь, в обморок упал … (Отбирает у сына телефонную трубку.)
ВИЛЬЯМ: – Всё равно. (Обратно берёт телефон.)
ГРАНУШ: – Я сказала, сама позвоню. (Опять отбирает у него трубку телефона и, медленно крутя диск, набирает номер «Скорой помощи»).
МРАК
АКТ ТРЕТИЙ
        Пустое пространство. Неизвестно где. Гамлет лежит прямо на земле, как будто, без сознания, или спит. Слабое освещение. Слышен выстрел. Потом через несколько секунд ещё один, потом ещё. Пространство постепенно, но не полностью, освещается. Гамлет после последнего выстрела просыпается, как бы от глубокого сна. Выпучив глаза, тщетно пытается привстать. От ощущения накатившей слабости садится, упираясь руками, и оглядывается по сторонам, изо всех сил стараясь понять, где он.
ГАМЛЕТ: – Что это за место? Помню, дошёл домой. Но это же не мой дом! Где  я? (Слышит звук автоматной очереди.) Что за звуки стрельбы, и почему вокруг никого нет? Да, кажется, я понял, это пустота, хаос. Я, наверняка, только что умер. Так вот она какая, смерть. А я всю жизнь был уверен, что после смерти ничего нет, что просто закрываешь глаза, засыпаешь, и всё. А почему тут больше никого нет? Неужели, только я удостоился «такой чести» - попасть в этот странный потусторонний мир? (Снова стрельба.) Нет!.. Слышна стрельба. Значит, где-то поблизости есть ещё люди, которые, вероятно, в жизни были несчастнее меня, настолько несчастными, что на прощанье организовали автоматную пальбу… или салют в честь своей смерти. (Смеётся) Смотри, а я ещё могу шутить…
        Откуда-то появляется Оружейник.
ОРУЖЕЙНИК: – Эй! Ты кто и что тут делаешь?
ГАМЛЕТ: – Я Гамлет, Гамлет Хачатрян. Мне 88 лет, правда, не знаю: здесь возраст чего-то значит? Я искусствовед по специальности, писатель. Недавно умер.
ОРУЖЕЙНИК: – Ты, что, … спятил, старик? Что значит  – «недавно умер»?
ГАМЛЕТ: – Ага, получается, здесь понятия «недавно» не существует?
(Сам себе.) Ну,  конечно, какое же время в Вечности?!
ОРУЖЕЙНИК: – Старик, я бы с удовольствием с тобой поговорил. Вижу, ты очень нуждаешься в общении, но у меня важные дела: мне нужно ещё 20 ружей сегодня перезарядить и смазать, а я привык работать в тишине. (Уходит)
ГАМЛЕТ: – Прямо, как герой в одной из моих книг. (Улыбается) Я давно забыл про эту мою книгу. Интересно, остался дома, хотя б один экземпляр? Впрочем,  это уже не важно. (В небе видны какие-то искры света.) Молния! А где же гроза?
КОСМОНАВТ: – (Приближаясь с противоположного направления.) Это космический корабль с Луны возвращается. Я его жду.
ГАМЛЕТ: – Как печально. Сколько там космонавтов?
КОСМОНАВТ: – Группа из семи человек. После годичного пребывания в космосе, наконец-то, возвращаются на Землю.
ГАМЛЕТ: – Невыносимо, неприемлемо, страшная трагедия.
КОСМОНАВТ: – Что? Возвращение «Спички»?
ГАМЛЕТ: – Спички? Какой спички?
КОСМОНАВТ: – Так называется наша ракета.
ГАМЛЕТ: – Ты смотри, а! (Улыбается.) Когда я в своей книге назвал космический корабль «Спичкой», жена меня высмеяла. Вот знала бы, что на самом деле есть такой звездолёт. Нет, сынок, обидно то, что целый год вдали от дома провели! Были заняты важным и сложным делом –  изучением космоса. А вот теперь так…
КОСМОНАВТ: – Как это так?
ГАМЛЕТ: – Ну, то, что умерли.
КОСМОНАВТ: – Да ты сплюнь, старик. Никто не умер!  Они четко знают, что делать в чрезвычайных ситуациях. Нас перед стартом  учат противостоять любым опасностям. Название «Спичка» –  не случайно. Корабль возгорается, как спичка, и так же быстро тушится. Когда вспыхивает и гаснет пламя, возникает энергия, которая передаёт вспомогательный импульс нашим сердцам и, тем самым, в каждом поддерживает жизнь.
ГАМЛЕТ: – Да, я жене так же объяснил выбор названия, но она после этого ещё громче смеялась.
КОСМОНАВТ: – Вот моя жена меня всегда вдохновляет, а твоя жена злая. Извини меня, конечно, за мою прямоту, старик, но это так. Ты одет прилично, но видно, что одежду долгое время никто не приводил в порядок… И кроме того…
ГАМЛЕТ: – Да нет, что ты. У меня очень заботливая жена, и…, и сын тоже… (Молча вешает голову, осматривается вокруг, и, как будто, чувствует всю тяжесть пустоты.) Хотя, кого это я обманываю и зачем? Ты, наверное, прав. Я давно в доме лишний. Умер и, тем самым, избавил всех от своего нежелательного присутствия.
КОСМОНАВТ: – Умер? Послушай, старик, ты живой, и, как я погляжу, довольно-таки здоровый. Соберись с силами. Вся сила твоей Молодости, где-то внутри, никуда она не делась. Ты просто должен её в себе найти, главное – захотеть.
ГАМЛЕТ: – Эх, сынок, сожалею, но вынужден тебе признаться, что мы оба мертвы. Я на рынок пошёл и, видимо, купленные пакеты с продуктами для меня оказались слишком тяжелыми. Можно сказать, добили меня! Сердце начало колоть, резко забилось, и я упал. И, что странно, меня, старую рухлядь, заметили, подобрали-таки. И даже в больницу доставили, а я сбежал оттуда. Добрался до дома, думал, продукты семье донесу, чтобы голодными не остались. А дома  моё сердце опять начало больно колотиться, и… Всё! Очнулся здесь. Умерли мы, сынок, умерли, представляешь?
КОСМОНАВТ: – Ладно, пора. Пойду встречать космический корабль. А ты, держи себя в руках, старик, и выброси из головы дурные мысли. (Уходит.)
ГАМЛЕТ: – Прилягу, покемарю немного. Потом встану и книгу продолжу (улыбается). Эх, Гамлет, Гамлет! Интересно, когда же, наконец, ты смиришься со своей новой ситуацией? Книгу, точно, продолжить не сможешь, она дома осталась. Или её, может быть, уже выбросили? (загрустил) Здесь, наверное, не стоит спать. А вот полезное дело нужно себе найти в этом призрачном городе, если его можно называть «городом». Чем же  занять себя?
       Пока Гамлет был погружён во внутренний диалог с самим собой, не замечая, что произносит собственные мысли вслух, к нему незаметно подошёл Шахтёр.
ШАХТЁР: – Шахту копай. Точно, пользу принесёшь. И вообще, ты же для этого здесь, не так? Тебе же за это платят?
ГАМЛЕТ: – Платят? Нет, мне давно не платят за труд. Только пенсию… Боже мой, на что сейчас будет жить моя семья, раз моей пенсии у них не стало?
ШАХТЁР: – Ты что, хочешь сказать, что бесплатно работаешь? Ладно, это потом выясним. Работы много. Надень каску и пошли.
ГАМЛЕТ: – Погоди, шахтёр, ты ничего не понял. Тут уже нечего делать, не над чем работать… Мы умерли! Вероятно, на шахте был обвал, и ты… Ну, в смысле… Ты что, ещё даже не в курсе?..
ШАХТЁР (Смеясь): – Не знаю, что из сказанного тобой смешнее: то, что мы умерли, или то, что ледяная шахта обвалилась… Ледяная шахта!? (Смеётся)  Самое худшее – она может только растаять… Хотя, и это невозможно. Но обвалиться она, точно, никак не может!
ГАМЛЕТ: – Ледяная шахта! Шахтёр ледяной шахты!
ШАХТЁР: – Прости, конечно, дедуля, но меня не шахтёром зовут. Хватит меня так звать. Моё имя – «Огонь».
ГАМЛЕТ: – Огонь… Почему Огонь? Ведь от огня может оттаять ледяная шахта. Да, именно это отметила жена, когда я ей первой прочитал свой новый рассказ «Шахтёр ледяной шахты». А я ответил, что от огня не сможет загореться ледяная шахта, потому что огонь превратит лёд в воду, а вода потушит пожар и оставит от него горстку пепла. Нет, ты…
    Гамлет, крадучись, на цыпочках, подходит  к шахтеру и, дотронувшись до его руки, слегка пытается ущипнуть. Ситуация выглядит комично.
ШАХТЁР: – Эй, старик, ты что? Зачем ты это сделал? Больно же. Я сильнее тебя, поэтому не могу обидеть пожилого человека.
ГАМЛЕТ: – Извини! Я подумал, что ты не настоящий, и… Могу ли тебя ещё раз ущипнуть, чтобы удостовериться?
ШАХТЁР: – Нет!
ГАМЛЕТ: – Просто «нет»? Это, конечно, глупо с моей стороны, но я подумал, что ты плод моего воображения: Огонь – герой моего рассказа “Шахтёр ледяной шахты”.
ШАХТЁР: – Да ты, старик, – совсем сумасшедший! У меня на тебя времени нет, а работы полно. Я пошёл.
      Шахтёр стремительно уходит прочь, а обессиленный Гамлет садится на землю.
ГАМЛЕТ: – Ах! Какие раньше были чудесные времена! Какой заботливой и внимательной к каждой моей ошибке была моя дорогая Грануш: поправляла часто, чтобы другие не заметили моих оплошностей, помогала. Очаровательные были времена! (Самодовольно улыбается) Вспоминаю прошлое. Странно … Теперь почему-то  самая увесистая покупка не кажется мне таким уж тяжёлым грузом. Самый невозможный проект  выглядит здесь, «на том свете», вполне реальным и осуществимым. Как же до такого дошло? Когда дачу строили – жена со мной вместе камни в стену укладывала. Эх, прошли эти дни!   
      Появляется Строитель с молотком в руке.
СТРОИТЕЛЬ: – Ничего они не прошли! Как раз сегодня – время большого строительства, можно и  камни класть, если хочешь… Послушай, ты что-то маловат для помощника, чуток, старый и бледный. Не верится, что ты сам когда-то  свой дом построил.
ГАМЛЕТ: – Строил, но это было очень давно. Сейчас я ни на что не годен. Даже стоять тяжело.
СТРОИТЕЛЬ: – Так, какой же из тебя помощник? Нет, не выйдет из тебя толка. А я человек ответственный и не могу сдать дом позже обещанной даты. А ты, точно, ни чем  мне помочь не сможешь?
ГАМЛЕТ: – Эх, дружище, зачем тебе новый дом? Нам ведь теперь уже  совсем ничего не понадобится!
СТРОИТЕЛЬ: – Нам, может быть, и нет, но вот семье моего Заказчика новый дом очень даже нужен! Причем – до 25-го числа следующего месяца. Так что пора поспешить.
ГАМЛЕТ: – Ты не понимаешь. Никто из вас не понимает и не верит. Оружейник не поверил. Космонавт не поверил. Шахтёр тоже…  И ты не поверишь и не поймёшь!
СТРОИТЕЛЬ: – С чего это ты взял, что я непонятливый? Я, к твоему сведению, два института закончил, и в прошлом –   бывший архитектор. Семь зданий спроектировал. Семь зданий – это тебе «не пироги печь»!
ГАМЛЕТ: – Это уже не существенно, дружище Строитель. Совсем не существенно.
СТРОИТЕЛЬ: – А что тогда существенно?
ГАМЛЕТ: – Не знаю…
СТРОИТЕЛЬ: – А я знаю: в сроки укладываться! (Тянет Гамлета за руку).  Вперёд! Работы много! Скоро стемнеет!
ГАМЛЕТ: – А сейчас, что, не темно?
СТРОИТЕЛЬ: – Если днём светит солнце, то не темно.
ГАМЛЕТ: – Ты где солнце видишь? Ночь сейчас, дружище, ночь. Даже звёзд на небе не видно.
СТРОИТЕЛЬ: – Знаешь, у меня в жизни много помощников было. И все, в какой-то степени, ленивые. Каждый из них, что-то глупое выдумывал, чтобы не работать, но твоя причина – глупее всех… Днем нет солнца…
ГАМЛЕТ: – Нет. Темно.
СТРОИТЕЛЬ: – Говорю же, светит солнце!
ГАМЛЕТ: – А я говорю, что темно. Более того, мы вместе с тобой «коньки откинули», и… (Замолчал) Значит, ты сейчас на светлой стороне. А я  нахожусь во мраке? Но зачем? Чем я заслужил мрак?
СТРОИТЕЛЬ: – Сам догадывайся, сумасшедший, а я пошёл. И без меня разберёшься.
ГАМЛЕТ (Снова садится на землю и рассуждает вслух): - Многие мои знакомые мне говорили, что я добродушный и заботливый… Неужели добрый и отзывчивый человек после смерти может заслужить такую темноту? Несправедливо. В этом и есть вселенская правда? Я в неё не верю! Где же ты, Боже? Явись и ответь мне. И я тебе отвечу. Честно признаюсь, почему никогда не верил в Твоё существование… Конечно же, не явишься! У Тебя нет ответов. Тебе нечего мне сказать. (Видит Чудотворца.)
      Приходит Чудотворец. У него длинная седая борода и такие же длинные и седые волосы. Одет он в белое одеяние, в руках держит посох.
ЧУДОТВОРЕЦ: – Нет, Гамлет, я не Бог, и вопросы твои не ко мне.
ГАМЛЕТ: – Нет? А кто ты тогда, и откуда моё имя знаешь?
ЧУДОТВОРЕЦ: – Мне многое известно. Я здесь привратник, который встречает каждого из жителей этого мира. Я единственный,  кто знает всё о тебе и чётко осознаёт, где мы находимся…
ГАМЛЕТ: – Тоже мне  –  «всевидец»… И я, к счастью, знаю, кто я и где я нахожусь… Я Гамлет, и я нахожусь во Мраке. Умер и попал сюда. Так что ты не единственный…
ЧУДОТВОРЕЦ: – Ты ошибаешься, Гамлет… Здесь нет умерших. Это место, где…  рождаются.
ГАМЛЕТ: – Рождаются? Кто же? Ответь. Не тяни… Где мы, и кто эти новорожденные?
ЧУДОТВОРЕЦ: – Мы там, где родились: Шахтёр ледяной шахты, Космонавт спичечной коробки, Оружейник… и Строитель, у которого не было помощника. Мы там, где родился Всевидящий Чудотворец. Вот мы где…
ГАМЛЕТ: – Они все… Эти…Не люди же! Это  герои моих книг! И всех их я сегодня встретил. Значит ты…, ты… и есть тот самый Чудотворец? Так, где же мы?
ЧУДОТВОРЕЦ: – А где родились твои книги?
ГАМЛЕТ: – (После раздумья) В типографии.
ЧУДОТВОРЕЦ: – Где родились твои книги?!! (Стучит посохом по полу, и слышится звук грома.)
ГАМЛЕТ: – В моей голове, в моих мыслях... Мы что, у меня в голове? Я умер и оказался у себя в голове? Не слышал ничего глупее…
ЧУДОТВОРЕЦ: – Ты не умер… пока что.
ГАМЛЕТ: – Как это? Ладно. Если ты, на самом деле, Чудотворец, сделай так, чтобы Мрак перешёл в Свет.
ЧУДОТВОРЕЦ: – Этого сделать я не могу.
ГАМЛЕТ: – Почему? Что же ты за Чудотворец такой?
ЧУДОТВОРЕЦ: – Ты меня таким создал. Ты меня одарил здравомыслием, ясновидением и яснознанием. Я многое ведаю, но не умею менять Тьму на Свет.
ГАМЛЕТ: – Тогда я тебе дарую это умение. Принеси нам Свет.
ЧУДОТВОРЕЦ (Размахивает посохом в воздухе, но от этого светлее не становится): – Ты не пожелал искренне, всем сердцем! Твоё сердце и твои мысли должны соединиться в одно целое. Тогда всё у тебя получится. Но ты давно не желаешь от чистого, горящего сердца, чтобы поменять к лучшему свою собственную жизнь. Иначе, не был бы настолько немощным и несчастным.
ГАМЛЕТ: – Ты хочешь сказать, что я  сам виноват в таком неуважительном и потребительском отношении к себе жены и сына?
ЧУДОТВОРЕЦ: – Нет. Жена с годами озлобилась и сына таким же вырастила. Ты просто не пожелал всем сердцем, чтобы измениться самому и изменить их обоих.
ГАМЛЕТ: – Ты, хоть, сам-то веришь в то, что говоришь? Тогда снова попытайся осветить эту, жутко мрачную обитель.
      Чудотворец вновь взмахнул своим посохом. Неожиданно всё место, где они находились с Гамлетом, ярко осветилось. Гамлет изумленно восклицает: «Чудо!»
ЧУДОТВОРЕЦ: – Ты говорил: «Невыносимая Тьма»… А твоя семья была выносимой?
ГАМЛЕТ: – Семья моя?.. Я их люблю, и этим они становятся для меня выносимыми… Но ты преподал мне хороший духовный урок.
ЧУДОТВОРЕЦ: – Определись в своей борьбе за лучшую жизнь. (Поворачивается и уходит.)
ГАМЛЕТ: – А отсюда выход есть? (Чудотворец, не оборачиваясь, молчаливо удаляется.)
МРАК И СВЕТ
АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ
          Гамлет на спине лежит на импровизированной земле с закрытыми глазами и думает, снова произнося свои мысли вслух.
ГАМЛЕТ: – Как же здесь неуютно и неудобно –   «У МЕНЯ В ГОЛОВЕ» (ну и название для местечка, в котором я нахожусь!)… Но надо бы поспать. Если я, на самом деле, ещё жив, то мне сейчас просто необходим короткий оздоровительный сон. И ещё нужно будет принять лекарство от давления… И пора свет выключить, а то невозможно спать при столь ярком освещении.
     Чутко реагируя на мысли Гамлета, Пространство вокруг него начинает быстро темнеть, и только над его головой сохраняется совсем небольшая, узкая полоска света...
ГАМЛЕТ: –  Эй! Попросив выключить свет, я не имел в виду «включить» этот жуткий Мрак!
МРАК  (Низкий голос): –  Гамлет… Гамлет…
ГАМЛЕТ: – Да?
МРАК: – Не бойся мрака.
ГАМЛЕТ: – Не боюсь. Просто с детства ненавижу темень. Кстати, а кто со мной говорит?
МРАК: – Это я, Мрак. Я тоже, как и ты, одинок и нуждаюсь в друзьях.
ГАМЛЕТ: – А теперь я похож на Робинзона! (Сам себе) Это всего лишь твоё воображение, Гамлет.
МРАК: – Я не воображаемый, Гамлет. Я существующий.
ГАМЛЕТ: – Настоящий мрак, это – вся моя несчастная прошедшая жизнь. Какой же ты Мрак? (Половина комнаты освещается) А это ещё что? Свет, что ли?
СВЕТ (Звучит женский голос): – Да, Гамлет, я Свет, тот самый, что был от начала всех времен, который творил и освещал, согревал и хранил…
МРАК (перебивая): – Моя хвастливая сестра… Откуда ты берёшь начало? Кто же из нас двоих появился раньше в момент сотворения всех времен? Мы неразделимы, как Инь-Янь, мы не можем существовать друг без друга, как и каждый по отдельности.
ГАМЛЕТ: – Молчите! Молчите оба! Чего ты хочешь, Свет?
СВЕТ: – Хочу, чтобы присоединился ко мне, чтобы осветился, чтобы согрелась твоя охладевшая душа, и в сердце снова зазвучала Свирель…
ГАМЛЕТ: – Всё… я тебя понял. Но у меня нет крылышек, как у ангела! И ты готова мне их прицепить. Ещё и дудочку вручишь. Представляю себя: розовощёким, полуголеньким херувимчиком, с крыльями и дудкой… Вы оба желаете одного и того же – взять надо мной свою власть. Вы ничем друг от друга не отличаетесь. Но я Человек. Я не стану метаться между Вами, переходя из крайности в крайность. Ни в ад, ни в рай пока не стремлюсь. Я хочу… Впрочем, сам не знаю, чего б я мог здесь пожелать? Пожалуй, более всего, хотел бы вернуть назад свою прежнюю, простую и трудную жизнь, мои покой и счастье, и радость бытия вместе с любимыми людьми… Я теперь понял многое. Но есть ли путь назад, есть ли надежда на Возвращение?
СВЕТ:  Гамлет, лучше иди со мной, я буду играть тебе на арфе.
МРАК (Громко зловеще смеётся): – Несчастный, ты предпочитаешь свою прежнюю скучную жизнь?
ГАМЛЕТ: – Наверняка, да… Да!
     В Пространстве вокруг Гамлета происходят попытки слияния Света и Мрака. Ясно, что это невозможно. Усиливаются то Мрак, то Свет. Потом оба исчезают. Комната возвращается в свой первоначальный вид.
 ГАМЛЕТ:  –  И зачем же я вам? Я - забавный старик, заточённый в свою же собственную голову. Свет… Мрак… Где же вы, куда вы исчезли? Не оставляйте меня одного! Эй, вы, Мрак, Свет!
     Приходит благородный Рыцарь с копьём и в, сверкающих до блеска, доспехах. Внешне он похож на Гамлета в юности. Но сам Гамлет пока не узнаёт в образе этого молодого человека самого себя.
РЫЦАРЬ: – Их здесь уже нет, Гамлет.
ГАМЛЕТ: – Кто ты – Дон Кихот? Тогда тебе лучше находиться в голове у самого Сервантеса. Но, впрочем, плевать: кем хочешь, тем и будь! Я рад, рыцарь, что ты появился в моём обществе. А то я, чуть было, не сошёл с ума от одиночества. Хотя, может быть, уже потерял рассудок? И всё это –  обычный бред сумасшедшего? Да, да, точно! А то какой-то там «говорящий и поющий» Свет или, ещё хуже того – «философствующий» Мрак...
РЫЦАРЬ: – Здесь всё и все настоящие. Ты, Я, Свет и Мрак.
ГАМЛЕТ: – В таком случае, кто ты? Я точно никогда про Рыцарей не писал. Соответственно, ты не из моих книг! Зачем тогда объявился?
РЫЦАРЬ: – Посмотри на меня внимательно, Гамлет, узнаёшь?
ГАМЛЕТ (Смотрит пристально на Рыцаря): –  Ну? Посмотрел!
РЫЦАРЬ:– Я – это ты в молодости: твои устремления, мечты и надежды, твоя борьба за светлые идеалы и твоя любовь…
ГАМЛЕТ: – Я не жалуюсь на мою  жизнь. Она у меня была насыщенной.
РЫЦАРЬ: (громко и возмущенно): – Это я жалуюсь! Я жалуюсь на прожитую тобою жизнь! Посмотри на себя, а потом на меня. Если бы это было возможно или помогло б что-либо исправить: я от отчаяния даже готов тебя избить вот этой палкой! (переворачивает копьё острием вниз).
ГАМЛЕТ: – Ты ещё попробуй подойти… Сам тебе так задам на орехи в воспитательных целях, чтоб на всю жизнь запомнил, как надо со старшими разговаривать.
РЫЦАРЬ (С горечью и обидой в голосе): – Влепишь? А почему Вильяму, ни разу по-родительски не дал подзатыльник? Возможно, он бы понял, когда был ещё ребёнком, что его поведение недопустимо? (Гамлет в задумчивости снова присаживается.) Почему твой сын стал таким беспечным, таким безобразным и глупым, ленивым и никчемным, а? Ведь это произошло не в одночасье. (Свысока) Ну, не сиди же такой, растерянный и жалкий. Давай! «Влепи» мне крепкую  оплеуху, если уж такой – «педагог».
      Гамлет встаёт и медленными шагами приближается к Рыцарю, вглядывается ему в лицо и начинает узнавать в нем самого себя в молодые годы. Такое ощущение, будто они продолжают общение взглядами.
ГАМЛЕТ: – Если тебе оттого станет легче, дорогой, тогда ты смело можешь дать пощёчину мне. Я заслужил это –  твою жизнь испортил.
РЫЦАРЬ: – Не думаю. Возможно, это я сам, со своими безудержными молодыми страстями и отсутствием мудрости, нагрешил перед тобой, теперешним, ещё больше! Как бы то ни было, старик, кто бы из нас ни оказался прав, наш сегодняшний спор не с внешним миром, а между собой. И, в  ещё большей степени, –  с самим собой!  Ты можешь слушать мои бессмысленные упрёки. Я буду продолжать увёртываться от твоих горячих оплеух до тех пор, пока мы оба в этом противостоянии и споре не найдем разумный компромисс с этой безжалостной и несущейся стремительно вперёд  жизнью. Пока оба ни постараемся вылечить и спасти свою больную, обиженную душу.
     Гамлет поднимает руку, чтобы ударить Рыцаря, потом опускает и протягивает её юноше, пытаясь улыбнуться.
ГАМЛЕТ: –  Я узнал тебя, моя молодость! Ну что, тогда, может, заключим перемирие? А ещё лучше обнимемся и простим друг друга. Извини, что не оправдал твоих ожиданий.
       Рыцарь кладёт копьё на землю, снимает шлем и жмёт Гамлету руку. Затем они оба, глядя друг другу в глаза,  стоят и крепко обнимаются, словно пытаясь соединиться в одно целое. В эти мгновения загорается яркий свет на сцене и в зале. Затем свет гаснет, наступает полная темнота… Рыцарь, словно растворившись в пространстве, бесследно исчезает. Вновь  постепенно освещается прежняя гостиная комната в доме Гамлета.
    ГАМЛЕТ: (оглядываясь вокруг) – Эй, ты… куда ушёл? Не оставляй меня одного. Мне с тобой уверенней. Эй! (Гамлет падает на пол.)
     Освещение комнаты беспорядочно и попеременно мигает: то включается яркий свет, то становится совсем темно. Примерно через пару минут эти хаотичные вспышки прекращаются. Незаметно для Гамлета появляется Мир. С его приходом в доме постепенно устанавливается ровный яркий свет. Но Гамлет, лежащий на полу комнаты спиной к Миру, пока его не замечает, слыша только голос Мира.
МИР:  (Голос) –  Ты в нём больше не нуждаешься. Ты снова стал самим собой, как и прежде. К тебе опять вернулись прежние горячие желания и молодость души.
ГАМЛЕТ: – А Ты зачем пришёл?  Который же из моих грехов теперь  соизволил обрадовать меня и навестить?
МИР: – Ты ошибаешься. Я единственный, кто тебе сейчас по-настоящему нужен!
ГАМЛЕТ: – То есть,  Ты – это горячий пирожок или горький кофе?
МИР: – Ты в состоянии шутить! Это значит, что выздоравливаешь и становишься прежним. Твои юношеские стремления бороться с преградами вновь способны проявляться в нужный момент.
ГАМЛЕТ: – Ты, наверное, думаешь, что знаешь меня? Если бы знал, то и понимал бы: желание борьбы и отвага меня никогда не покидали.
МИР: – Хвастун! (Световые колебания снова увеличиваются, после чего резко слабеют.) Ты врёшь, Гамлет! И совсем не важно: Мне ты врёшь или самому Себе! Прими это.
ГАМЛЕТ: – Принять, что?
МИР: – То, что ты струсил и ничего не сделал, чтобы урегулировать свою жизнь. Жизнь, как корабль в открытом море, Гамлет, а море бывает ласковым и игривым, но бойся шторма, бойся его неистового буйства, несущего гибель многим.
ГАМЛЕТ: – Я что, Посейдон, бог морей? Как же я должен усмирить это море?
МИР: – Ты капитан судна, Гамлет, беспечный капитан, который оставил штурвал своей жизни на произвол судьбы. А судьба, она любит шутить, и порой жестоко.
ГАМЛЕТ: – Точно так она со мной и поступила!
МИР: – Да, Гамлет.
ГАМЛЕТ (Наконец-то, оборачиваясь лицом к  Миру): – Так кто  же Ты?
МИР: – Тот, которого ты давно ищешь, но в этих поисках, длиною в жизнь, потерял самого себя... Тебе стало безразличным всё происходящее с тобой наяву.
ГАМЛЕТ: – Послушай, друг-философ, ты меня постоянно упрекаешь... Может, всё же подскажешь, какой-то вариант, какой-то выход или верное решение? (Мир молчит) Боже мой, что же у меня в голове происходит!!! Никогда б не подумал, что в ней может быть такой хаос, что придёт время, когда я захочу убежать от своих же мыслей, став их пленником, и что это будет невозможно. Просто смешно. Кому рассказать, не поверят. Рассказать... (С грустной улыбкой) А кому я могу рассказать, когда  сам добровольно стал одиноким узником темницы, сотворенной из моих же собственных иллюзорных надежд, ошибочных желаний и странных фантазий, которые завели меня в тупик. Мне еще тогда… Давным-давно, было нужно вспомнить про мой непокорный бунтарский характер, нацеленный на борьбу с несправедливостью… А теперь, более всего, мне  важны мир и покой. (Световые колебания прекращаются, зал ярко освещается)
МИР: – Ну, вот ты меня и нашёл, Гамлет. А, вернее, я сам пришёл к тебе, потому что, ты, наконец, осознал сердцем, что же тебе нужнее всего...
ГАМЛЕТ: – Ты и есть Мир? А почему такой – «взрывоопасный» и неспокойный, будоражащий сознание? И почему называешься Миром, а не, скажем там, – Благотворительностью или Добродетелью, или чем то ещё?..
МИР: – Сострадательная Добродетель жила и живёт в твоей душе. А Я есть и суровая Справедливость, и честная Борьба в твоих мыслях. Теперь ты примешь меня к себе в душу, потому что, наконец-то, обрёл настоящий Мир и  долгожданный покой. Только помни: Мир так устроен, что его нужно не только беречь, но и защищать. Никогда больше не смей «почивать на Лаврах»! Еще многое можно успеть…
ГАМЛЕТ: – Да уж, «Добро должно быть с кулаками». А как насчёт образов из моих книг? Я  в них тоже нуждался?
МИР: – Ты их создал, но не удержал в душе. Ты забыл их. Не волнуйся,  теперь ты нашёл все свои пропажи   и вернул храбрость духа. Весь мир – в твоей голове. От тебя самого зависит, чем – мудрыми мыслями или, наоборот, страхами, ты будешь заполнять собственное сознание. Всегда помни, что именно так твой внутренний мир отразится в реальной жизни.
ГАМЛЕТ: (С нескрываемым сарказмом) – Ага, спасибо, обнадёжил... И мне сейчас всю «дальнейшую Вечность» придётся находиться на том, потустороннем, свете. А утешением послужит «маленькая радость», что, наконец-то, я, старый склеротик, вспомнил героев моих же книг?! (С более выраженным сарказмом). Может, нам ещё всем вместе пожить одной дружной семьёй? (Разгневанный). Зачем же ты мне нужен, зачем нужна вновь обретенная сила Духа?! Если нет обратного пути назад…
МИР: – Не беспокойся, ты здесь не останешься. Пора, тебе пора… (Мрак, звук грома.)
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГАРМОНИИ
АКТ ПЯТЫЙ
      Дом Гамлета, но сам глава семьи отсутствует. Светло. В комнате всё та же обстановка. Вильям сидит за столом и отстукивает ладонями бестактную мелодию. Звуки грома не прекращаются. Заходит Грануш с полной корзиной постиранного белья.
ВИЛЬЯМ: (почти не поворачиваясь в сторону матери) – Устроила большую стирку, давно пора было… Но самое главное (иронично улыбается), как же вовремя!
ГРАНУШ: – А что мне делать? Обед уже сварила. Ты бы тоже лучше делом занялся, а не подшучивал над матерью. Стулья вот-вот окончательно доломаются, даже на минутку боюсь сама на них присесть. Уж и не говорю о том, что стесняюсь гостей принимать.
ВИЛЬЯМ: – Хорошо, укреплю стулья. Я просто думал, что ваш любимый внучок Гамлетик придёт и их починит. Он уже взрослый парень, пусть научится, в жизни пригодится.
ГРАНУШ: – И как же? Ты вот мог учиться, наблюдая за тем, как твой отец чинит!? И что за такое высшее образование требуется для починки стульев? (Звуки грома усиливаются) Боже мой, что за погода ужасная!
ВИЛЬЯМ: – Это конец света, мамочка, конец света... на фоне всех этих нано и биотехнологических развитий.
ГРАНУШ: – Ой, помолчи, пожалуйста. Тоже мне, профессор нашёлся. Встань, стулья почини. И где же мне прикажете это бельё повесить в такой-то ливень?
    Грануш аккуратно развешивает постиранное бельё на спинках стульев. Стучат в дверь.
ГРАНУШ:– Пойди, посмотри, кто это?
ВИЛЬЯМ: – Вероятно, кто-то очень сильно промокший... (Ещё сильнее стучатся.) Ну, иду, иду.
      Неожиданно из спальни бодро выходит Гамлет в пижаме и удивлённо смотрит вокруг, как будто пытаясь сообразить, дома ли он на самом деле? Он улыбается и выглядит здоровым. Глаза Гамлета радостно сияют молодым огнем. Он медленно подходит к Грануш, которая пока его не замечает.
ГАМЛЕТ: – Грануш, кого я вижу! Это, на самом деле, ты? (Грануш удивлённо оглядывается)
ГРАНУШ: – Ой, Гамлет, дорогой, очнулся? (обнимает мужа)
ГАМЛЕТ: – Так отлично выспался, как будто, заново на свет народился. Как же я рад тебя видеть, даже соскучился!
      В комнату вместе входят Вильям и его сын Гамлетик с мокрым зонтом, в резиновых сапогах и прозрачном плаще-дождевике.
ВИЛЬЯМ: – Папа?!
ГАМЛЕТИК: – Дедушка!? А вы мне сказали, что…, что дедушка... Ну, что ему стало плохо... Ещё папа мне дал задание починить стулья. Но ведь лучше дедушки никто с ними не справится, да?
ВИЛЬЯМ: – Да, вот...
ГАМЛЕТ: – Нет, стулья вы почините вместе и без меня, и не только стулья. Кое-чему, Вильям, я тебя всё-таки обучил. Впредь всё будет по-другому.
ВИЛЬЯМ: – А как это, по-другому?
ГАМЛЕТ: – Так же, как и в жизни, в которой есть молодой Рыцарь, есть Свет, есть Мрак и есть Мир... А теперь подойдите, я вас всех обниму! (обнимаются)
ВИЛЬЯМ: – Мы уже думали, ты не оправишься. Думали, что...
ГАМЛЕТ: – Что сегодня умру? Нет, я ещё жив и чувствую, что чертовски проголодался, пойдёмте все вместе обедать…

ЗАНАВЕС


Редактор
Татьяна Аксентьевна ЗИМИЧ,
вице-президент, общественный академик
Международной Академии Русской Словесности
в Австралии, кавалер Золотой медали имени лауреата
Нобелевской премии в области литературы, писателя-эмигранта Ивана Бунина.


Рецензии