Ребенок русалки плакал

     29 февраля 1998 года в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный проблеме происхождения русалок. Но так как наше материалистическое образование начисто отрицает существование химер, то член Комитета «Русалка» Ольга Иванова издала книгу «Почти все о русалках и кое-что о других мифозоях», в которую вошли материалы этого интереснейшего обсуждения. Правда в синопсисе она назвала его пародией на научную дискуссию. Зато светилы русской поэзии не раз обращались к этому сказочному существу. Лермонтов в своем стихотворении «Морская царевна» представил ее как «чудо морского с зеленым хвостом». Находим мы этот образ и у Гоголя, Гейне.
     Одиннадцать четвероклассников школ Ковдора стали лауреатами Всероссийского детского Пушкинского конкурса «Пока в России Пушкин длится!!!» в секции «Литературоведение».  Работ Наташи Овчинниковой называлась "Образ русалки в творчестве А.С. Пушкина". В ее основу была взята быличку, рассказанная жительницей села Ёна Федосьей Михайловной Мошниковой. Её записал старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР Петр Мефодиевич Зайков.
     «Однажды ее родители рыбачили на Сейдозере. Вечером они подняли мережу на берег и обнаружили в ней ребенка русалки. Стали советоваться, что с ним делать. Кто то  предложил убить его. Ребенок заплакал. Предложили сварить его. Наконец, решили отпустить в озеро. Детеныш русалки обрадовался и стал смеяться. Так и сделали. На следующий день в мережу  попалось очень много рыбы». По мнению бабинских саамов озеро Сейто имеет два дна, поскольку рыба иногда исчезала из него.
     Чаще всего русалок можно встретить вечером. И купаться в это время не стоит, мужчинам  обычно не везет, встреча для них может закончится трагически. И  вообще на  берегу озера надо вести себя тихо. Живут русалки только в чистых озерах.
     До прошлого года найти проявлений духа  в районе Ёны в камнях не удавалось. Правда, многие любители старины считали сейдом огромный валун по дороге в Риколатву. Но он себя не проявлял по причине  проезжающего мимо автотранспорта. Не любят сейды шума.
     Я уже ссылалась на родовой сейд у Святого Носа (это восточная часть Кольского полуострова). Из-за веселого шума молодежи  неожиданно над валуном проявился образ седобородого старика, который пригрозил посохом и тут же растворился в воздухе. Саамы посчитали, что дух сейда улетел. С тех пор он опустел и больше ему не поклонялись. Многие исследователи древней лаппонистики отмечали тот факт, что священные камни не любят женского смеха, поэтому не рекомендовали обращаться женщин с  просьбами к духу сейда.

                Рунные камни поселка Ёнского

     В социальной сети «Одноклассники» неожиданно увидела снимки Светланы Наумовой. Она дочь нашего бывшего корректора газеты «Знамя пятилетки» Галины Васильевны Березиной, приехала из Геленджика погостить на родине. На фотографиях были изображены огромные валуны. Особенно меня заинтересовал один камень. Мы списались со Светой, она переслала мне видеозапись валунов со своими  комментариями.
     Нашла она их «...если идти от сейда, который у дороги, вправо и вверх. Вообще эта сопка за сейдом полна красивых валунов и там есть целые уступы из земли. Я не смогла красиво заснять одно место перед подъемом на сопку, где оно просто усыпано валунами вширь на несколько метров, а перед ними - стройные ряды берез, как будто они остановили те валуны, когда катились сверху...».
     Мы договорились со Светланой, что когда она вернется в Геленджик, то я перешлю её скан. Распечатала её снимок и вот что увидела. Похоже ёнские духи решили на меня взглянуть. В левом нижнем углу черным карандашом обвела увиденные лица. Но предупредила, что рассматривать надо на распечатанном листе. У меня получается увидеть образы даже на экране монитора.
     В тот же вечер получила ответ из Геленджика. «Ничего себе! Справа внизу вижу оленя, человечков. Вроде как очаг даже... Это правда???!!!", - восхищалась Света. Я отослала её вариант приятельнице из Краснодара. Через некоторое время пришел ответ: "Вижу человека с поднятыми руками, а на втором плане рептилойд с оружием, типа лазерного. Изгнание людей, завоевание Земли, что-то такое".
     То, что каждый видит по-своему получило подтверждение в еще одном письме. Но на это раз из Донбасса. Рассылая свои отсканированные фотографии из Новгородского кремля по разным адресам, всякий раз находила между ними отдельные общие описания образов.
     Из письма Володи Черванева, мы с ним учились в Енакиево в одной школе.  «...  а если ты имеешь ввиду, что видно на этом предмете (камне), то я вижу оленя, гуся и рыбу и больше почему-то ничего не рассмотрел. Моя внучка Настенька взяла лупу и начала рассматривать твой объект и нашла еще много чего, что я не видел. Прошу ее найти каждый объект,  обвести,  перефотографировать и отослать тебе.
     Ей всего 9 лет. Рассказал, что ты была в экспедициях, а она даже этого слова не знает. Как смог объяснил. Если бы ты видела, как она увлеклась. Нашла много рыбок, а потом спрашивает: «А почему эта рыбка плывет назад и она черная, и нехорошая». Посмотри  сверху она заметная темная,  в общем, если тебе это интересно Настя перешлет».
     Такие же рисунки рассматривали ребятишки и в  Центре «Детство». Помогала мне в этот руководитель изостудии Татьяна Владимировна Фельдман. Результат аналогичный. О явлении конфабуляции, когда возникает аналогичный образ в разное время у незнакомых между собой людей, рассказывалось в  главе «Нет на карте белых пятен». Для меня все эти эксперименты - доказательство того, что аномальная зона в Ёнском существует. И не зря бабинские саами называли его Сейто - святое.

                Голова оленя пострадала

    В начале 2000-х годов перестройка внесла много чего печального в жизни страны. Некогда гремевшая в области высокими надоями молока совхозная ферма внесла свой «вклад» в усугубление экологической обстановки в селе Ёна. Выживая  в сложившейся в стране обстановке, многие занялись личными хозяйствами, строили дачи для обеспечения себя собственными овощами и ягодами. Выращивали все, что могло уродится в суровых северных условиях.
    Совхозная ферма к тому времени перестала существовать, но залежи коровьего навоза остались. Естественно, его стали разворовывать. А для того, чтобы ограничить это стихийное разбазаривание ценного продукта, приняли кардинальное решение, бульдозером скинуть его остатки в речку Сейто. А ведь местное население в селе Ёна из этой речки брала воду.
    Преподавая в оленеводческом училище биологию, дала задание, чтобы учащиеся написали домашнюю работу на тему «Чтобы произошло, если бы Геракл совершил свой шестой подвиг в селе Ёна». Рассчитывать, что мои ученики что-либо знали о греческой мифологии, не приходилось. Но нужно было как то мотивировать учащихся к расширению кругозора.
     С Авгиевыми конюшнями разобрались немногие. А некоторые работы вызвали улыбку. Дело в том, что перечисление подвигов в хронологическом порядке в разных изданиях не совпадают. Не поняв, в чем дело один из учащихся написал не мудрствуя лукаво: «Если бы это был шестой подвиг, не знаю. А вот если девятый, то это было бы иго-го».
     Другой городской парень робко спросил: «Простите, я не местный, а на какой улице в Ёне Геракл живет?». Пришлось в шутку ответить: «На улица пятой пятилетки». Да, такая улица в селе была и получила она название в тот период, когда до войны организовался колхоз.
     Навоз то водой смыло, а вот мусор, который нерадивые селяне сбрасывали в воду, мы с ребятами из экологического кружка вытаскивали три часа. Чего там только не было. И бочки для копчения рыбы, и использованные автомобильные покрышки и всякий металлолом... Вот вам и святая вода, которая впадала через несколько метров в реку Ёна. И все это происходило на фоне изумительной природы. Такое представить себе не могли жители Похъелы (так назывался в древности Кольский полуостров).
    Хотя в этом районе в двух километрах от впадения Ёны в  Кохозеро есть сейд. О нем я рассказывала в главе «Другая жизнь». Но там не стала упоминать один момент. Мы с ребятами из экологического лагеря ездили к сейду Голова оленя вместе с гостями из Москвы. С нами был председатель жюри секции «Человек. Земля. Вселенная» конкурса «Космос» Валерий Павлович Бурдаков. Он обратил внимание на камень, лежащий на земле перед носом каменной головы и назвал его алтарем. Я высказала мнение, что это отвалившийся кусок от основного сейда. Очень уж очертания были похожими.
     Тогда Валерий Павлович пояснил, что в свое время по особому распоряжению в борьбе с  шаманизмом многим сейдам специально причиняли урон. Но на просьбу уточнить эпоху, он ничего не ответил.  А недавно в литературе прочла  быличку, в которой говорилось, что когда сейд не исполнял просьбу, то его  в гневе могли специально разрушить и больше с ним не вступали в контакт.


Рецензии