О рассказе Леонида Андреева Ангелочек

Не только в наше беспокойное время существуют в обществе так называемые «трудные» подростки. Были они и на рубеже 19 и 20 веков, -  в то время, когда русский писатель Леонид Андреев опубликовал свой пронзительный и горький рассказ «Ангелочек» (1899 год).

Сашка – тринадцатилетний гимназист из очень скверной, неблагополучной семьи. Он озлоблен на жизнь, словно волчонок, непокорен и строптив, бьёт товарищей, дерзит  взрослым, не желает учиться. Его выгоняют из гимназии, и он с головой погружается в неприглядное бытие своей убогой семьи. Мать постоянно пьёт, бьёт сына, почти не кормит, кричит и ругается. Такое существование просто невыносимо! Есть у Сашки и отец -  конченный человек. Он болен чахоткой, ничего не может возразить своей лютой жене (которая мстит ему за прошлые унижения) и сутки напролёт безропотно лежит за перегородкой на своей убогой лежанке – «молчаливый, съёжившийся от постоянного озноба, и думает о несправедливости и ужасе человеческой жизни». А ведь он в своё время получил образование, служил в земской статистике, потом был учителем в богатой семье. И всё могло быть в его жизни по-человечески, если бы не полное отсутствие силы воли в сочетании с несчастной любовью. Слабые, никчемные люди обычно  ломаются под ударами судьбы. Вот и Сашкин отец спился, опустился, потерял всякий интерес к жизни, покорился злому диктату нелюбимой супруги. Тысячи уважительных причин могут найти опустившиеся люди, чтобы оправдать своё падение, череду бед и неудач, лишь бы не бороться с судьбой, не прикладывать каких-либо усилий, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
В этом случае, как считает автор, виновата вовсе не неблагоприятная среда или социальная несправедливость, виноват только сам человек, не сумевший построить свою жизнь по-людски.

Но Сашка-то, в отличие от отца, не слабый. Наоборот, он борец и бунтарь. Его непокорная душа протестует против окружающего его убожества и безобразия. Но вот только выводы подросток делает совсем не те. Мог бы учиться, поставить для себя цель -  вырваться из грязи и убожества своей нынешней жизни. А он наоборот, словно бы мстит всему миру за своё несчастное и неприкаянное детство.
Есть в рассказе Леонида Андреева очень страшные слова, в которые не хочется верить, от которых холодеет сердце: «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью». Ему были в тягость каждодневные, обычные дела: не хотелось умываться по утрам, ходить в гимназию, подчиняться требованиям пьяной матери. Такое равнодушие к жизни в 13-летнем возрасте говорит о том, что невыносимое для души ребёнка существование заставляет его думать о никчемности и ненужности собственного бытия на белом свете. Получается, что Сашка не видел света в конце туннеля – а ведь это жутко и неестественно для ребёнка. Детство в идеале должно быть солнечным и радостным. Но в жизни Сашки не было радости и не было солнца. Однако автор подчёркивает, что мальчик «обладал непокорной и смелой душой», а потому не принимал безропотно своё невыносимое существование, «не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни». И если его отец смирился и махнул на всё рукой, безропотно приближаясь к последнему часу своей жизни, то Сашка упорно шёл своей дорогой зла и неповиновения несправедливостям судьбы.
Конечно, Сашка знает, что отец по-своему любит и жалеет его, но защитить не может. Лишь прячет для сына хлеб и картошку, чтобы Сашка не погиб от голода, - да и это, пожалуй, немало, если нет надежды на более серьёзную помощь и поддержку.
Отец и сын понимали друг друга, но при этом Сашка «презирал отца за слабость и ложь»…

Чудеса в Сашкиной жизни начинаются тогда, когда богачи Свешниковы вдруг пригласили его в свой дом  – на ёлку. Они добрые люди и помнят о том, что отец мальчика когда-то работал у них и, видимо, весьма неплохо.
И вот отчаянный забияка (а вернее – озлобленный, несчастный ребёнок) попадает вдруг в абсолютно иной  – непривычный для него, сказочный и добрый мир, где счастливые дети от души резвятся и радуются предстоящему празднику. Всё в этом мире – свет, благополучие и веселье, да вот только Сашка никак не вписывается в это пространство, где всем хорошо, где нет ни пьянства, ни грубости, ни оскорблений, ни побоев. Мальчик одинок среди весёлой, нарядной детворы и выглядит волчонком, готовым броситься на любого, кто к нему подойдёт. Он обижает наивного малыша, крадёт папиросы из кабинета хозяйки (для больного отца). Так что репутация испорченного мальчишки заставляет прочих, «благополучных» и богатых детей, сторониться этого угрюмого, плохо одетого и злого подростка. Слишком разителен контраст, чересчур велика пропасть между их абсолютно разными мирами. Недаром автор подчёркивает, что нарядная ёлка «была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть её так, чтобы она повалилась на эти светлые головки».
Но вдруг, гася трагические мысли мальчика, среди густых ёлочных ветвей сверкнуло нечто волшебное, невиданное, чудесное! Это был маленький восковой ангелочек, который казался живым, трепетным, готовым улететь куда-то в заоблачные выси, где нет ни горя, ни слёз, ни одиночества, а только светлое, ничем не замутнённое счастье! Сашку вдруг охватило небывалое чувство любви к этому восковому малышу, как будто «он всегда знал его и всегда любил – больше всего на свете»! И одно только слово тихо слетало с Сашкиных губ: «Милый».

Потребность в любви у человека безгранична и может вспыхнуть даже тогда, когда ужас существования застилает глаза и гасит чувства.
В такой ситуации мальчик не смог просто украсть ангелочка с ёлки: это было бы несовместимо с нахлынувшим чувством восторга, умиления и любви. Нужно, чтобы ангелочка подарили, вручили ему, как бесценный новогодний подарок, как надежду на иное, счастливое будущее. Но Сашка не умеет просить о милости, а потому с присущей ему дерзостью и самоуверенностью (хотя и встав на колени) грубо требует у хозяйки: «Дай ангелочка!». И получив заветный подарок от недоумевающей и шокированной дамы, он мгновенно становится похож на сентиментального, очарованного ребёнка. Две слезинки катятся из его сияющих глаз, он улыбается «тихой и кроткой улыбкой» и восклицает «А-ах!».

И герою, и юному читателю кажется, что теперь в Сашкиной жизни всё будет хорошо, ибо чудо свершилось и осветило своим мягким светом эту несчастную маленькую жизнь. В новом, замечательном мире «не знают о грязи и унылой брани, о муках человека… Там чисто, радостно и светло». Казалось, что ангелочек впитал в себя «всё добро, сияющее над миром». Значит, и жизнь несчастного семейства должна измениться – лучезарно и навсегда. Ведь не может страдание длиться вечно…
Да вот только писатель Леонид Андреев не склонен к сентиментальным и счастливым окончаниям своих произведений. Сашкино счастье оказалось мимолётным. Был ангелочек, и упорхнул в неведомые дали. Не место ему здесь – в грязном и злом дому у несчастных людей. В реальной жизни сказки случаются крайне редко. А что будет утром, когда отец и сын проснутся с надеждой и не увидят символа этой надежды? Какое горе и отчаяние нахлынет на них? Какое разочарование, в сто раз горшее, чем прежде, будут чувствовать они от внезапной духовной потери? Это каждый из читателей пусть представит себе сам…


Рецензии