Оперный вестерн Девушка с Запада

 Оперный вестерн "Девушка с Запада"
Опера Пуччини, новая сцена Мариинского театра, 5 мая 2022 года
К своему стыду, пока в Мариинке не поставили эту редко исполняемую оперу Пуччини, я даже не подозревала о ее существовании. И вчера услышала ее впервые.
Удивительный оперный вестерн! Сразу вспомнились рассказы Брета Гарта о золотой лихорадке в Калифорнии, которые мама читала нам с сестрой вслух в детстве. Все шесть томов его собрания сочинений. И на сцене словно оживали его герои: удачливые и неудачливые золотоискатели, грозные шерифы, полупьяные посетители салунов, покорные скво, отважные и решительные белые женщины, хитрые мошенники, отчаянные грабители, благородные разбойники. Все они кучковались в единственном просторном доме поселка старателей - местном питейном и игорном заведении "Полька", хозяйка которого Минни (Жанна Домбровская) - единственная белая женщина во всей округе!
И дальше начинаются приключения в стиле американской литературной классики освоения Дикого Запада! Шериф (Вадим Кравец) ловит преступника, главаря банды Рамиреса (Нажмиддин Мавлянов), полупьяная общественность с винчестерами готова вздернуть его на ближайшем дереве, но вмешивается любовь и судьба в лице уверенной в себе и тоже вооруженной белой женщины, и "товарищеский" суд золотоискателей соглашается на помилование.
Шериф и хозяйка салуна - здесь два полюса усмирения нравов. Он являет в этой дикой глуши закон, хотя и отнюдь не безупречный, а она олицетворяет религию и высшую справедливость. Библейские уроки в салуне от хозяйки игорного заведения - это очень по-американски! А еще эти прожженые парни с кольтами и винчестерами, дебоширы и драчуны благоговеют перед пением. Заскорузлые души тоже требуют прекрасного! Местная знаменитость, кумир старателей - бард-певец с банджо наперевес Джейк Уоллес (Магеррам Гусейнов) заставляет в салуне всех умолкнуть, лишь только вдалеке заслышалась его звучная песня. Они, как дети, ждут его появления, внимают его голосу, только что пылинки не сдувают, угощают виски и торжественно провожают, словно Элвиса Пресли, в дальнейшие странствия.
Я тоже пришла послушать Магеррама Гусейнова в этой небольшой роли, а заодно и заполнить пробел в своем музыкальном багаже. И песня бродячего музыканта Джейка Уоллеса, и вся опера "Девушка с Запада" мне пришлись по душе! Пуччини в ней верен себе - "органная" сочность его удивительной, непрерыно "дышащей" музыки в этой опере слышна, даже когда оркестр (дирижер Гурген Петросян) не слишком удачно это демонстрирует. Но в финале оперы эта особенность в музыке Пуччини настолько сильно выражена, что она становится ярко слышна: начинаясь с тихого звучания, ни на секунду не прерываясь, музыка постепенно наливается мощью, заполняя собой все пространство, достигая ликующего победного тутти! Все спасены, любовь победила. Кажется, что гигантский органист нажал педали, и, не давая угаснуть фоновым звукам, выводит руками дивную мелодию! Конечно, эта опера заслуживает первоклассного исполнения, тогда она заиграет всеми чарующими красками, которыми наградил ее зрелый талант композитора.
Вчера, при в целом удачном составе исполнителей (Жанна Домбровская, Нажмиддин Мавлянов, Вадим Кравец, Магеррам Гусейнов), многих музыкальных и вокальных красок мне не хватало. Видимо, надо сходить послушать эту оперу еще не один раз.
Постановка Арно Бернара удачно передает атмосферу американской жизни периода освоения Дикого Запада. Вполне американский ангар отдан под салун-бар "Полька", хотя, по большому счету, он был бы уместен в Бостоне, во вполне обжитой Новой Англии в начале ХХ века, но никак не в едва освоенных прериях солнечной Калифорнии середины XIX века. Но в целом колорит эпохи и места действия это передает как нельзя лучше!
Что ж, знакомство с оперой состоялось, требуется продолжение.


Рецензии