За гранью видимого Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЗА ГРАНЬЮ ВИДИМОГО
ЭССЕ

         Совсем недавно я прочел где-то среди «массовых» воспоминаний об Александре Блоке, изданных еще при советской власти (два белых тома этих воспоминаний о Блоке и сейчас передо мной), что Дмитрий Менделеев, великий наш химик и тесть Блока, на каком-то общем ужине в годы юности  Блока  и  в близком блоковскому Шахматову Боблове насмешливо критиковал метафизику недавно прочитанных им Платона и его кого-то из древнегреческих философов - что мол все это чушь…
                Менделеев правда и про стихи молодого Блока говорил, что все это чушь…
                Но относительно Платона и  древнегреческой, а потом и немецкой метафизики  Менделеев был конечно прав. И со смелостью большого ученого он не боялся об этом говорить.
                Метафизика обманула просвещенное человечество. Обманула на столетия.
                И сейчас очевидно что она - бессмысленна.
                По привычке еще изучают эту метафизику в университетах как в конце Х1Х-го века изучали в гимназиях древнегреческий язык и латынь. Но очевидно, что никому это уже не нужно. И традиция университетского изучения «классической философии»  скоро умрет окончательно.
                В искусстве же  - выражен опыт живых человеческих  чувств.
                И эти чувства - не единичны. Они в основе своей –-общечеловеческие.
                Поэтому выраженное и запечатленное в большом искусстве может жить веками.
                Поэзия Блока, которую не понимал старик Менделеев, наполнена гигантской интенсивностью живых и волнующих чувств. А наукообразные  рассуждения Гегеля и Маркса - схоластика. И поэтому они мертвы.
             Гений химии, Менделеев это последнее  понял безошибочно.
            Многое понимал и в науке и в жизни и знаменитый наш физиолог Павлов, писавший Сталину необыкновенно смелые и откровенные письма,            
             Но искусство эти наши творцы науки ничего понять не могли.
             А когда они посягали на сферу трансцедентного - как Вернадский например - то приходили к наивным фантасмагориям, к которым серьезно относиться невозможно.
             Идея биосферы у Вернадского включает в себя мысль, что живыми являются например и недра земли - горные породы и те же нефть и газ, извлекаемые из земли…      
                Все это чепуха конечно. И удивительно как Вернадскому дозволялось открыто утверждать подобные эзотерические  благоглупости в материалистической советской России.
                Наверное Сталин тогда решил относительно Вернадского - пусть будет и такое у нас «чудо в перьях». И оставил Вернадского в покое.
                Я на самом деле понимаю нынешний интерес к магии и всевозможному колдовству, к древним культам, в которых это колдовство выражалось.
                Колдовство имело силу действовать не только на психику самих колдующих и окружающих их людей, но и на внешние события в мире вокруг, казалось бы совершенно независимые от человека, от его действий и от его желаний и мыслей.
                Это отмечал еще Арсеньев, наш знаменитый путешественник по уссурийскому краю и автор выдающейся книги «Дерсу Узала».
                Я давно обратил внимание на то , что  в своих письмах Арсеньев отзывался о том шаманстве которое он множество раз наблюдал лично  в своих экспедициях - «это очень серьезно.»
                Видимо,  Арсеньев видел реальное действие этих шаманских обрядов и культов на текущие события в том мире где он со своим отрядом экспедиции оказывался - иначе бы он так не написал о шаманстве.
                Я знаю на личном опыте, что отдельный человек может в минуты и часы духовного подъема и напряжения влиять на происходящее в отдельном просторном здании например - на мысли, желания,  надежды и страхи  и на всю жизнь сознания людей, находящихся в данный момент в этом здании.
                Я сам лично в определенные отрезки времени мог влиять на окружающих меня людей в Пушкинском Доме. Это было. Это не вымысел.
                Но это по большому счету никогда ничего не меняло.
                Не мне же, а государственной власти подчинялся Пушкинский Дом. Было множество госорганов которым Институту надо было «отдавать честь» в том или ином смысле.
                Что мог изменить в жизни этих больших структур своей мыслью один человек?  Да ничего! Это совершенно очевидно.
                Однако когда я наконец забыл про ставший совершенно чужим мне Пушкинский Дом - я смог добиться преображения своей жизни именно силой мысли и сознания.
                Я воскрес для активной жизни духа и для поэтического творчества летом 2015-го года - и  прошло уже с тех пор почти семь замечательных лет.
                Это счастливые для меня годы.
                Но дело не только  в каких-то моих литературных успехах в это время и в том например, в то что мной написано за эти годы около 27-ми тысяч стихотворений,  что за это время  появилось более 600 моих поэтических публикаций в самых разных литературных журналах в России и за рубежом.
                Дело не только в этом, хотя долгожданное литературное признание конечно освещает мою жизнь ныне новым одухотворенным светом.
                Но и сами события моей жизни в эти последние годы были удивительно благоприятны.
                Мне во всем стала сопутствовать удача. Как умный все таки человек я не могу этого не замечать. Не могу это пренебрежительно игнорировать.
                И мне приходит на фоне этого мысль, что есть какой-то общий строй современной жизни, которому я наконец стал соответствовать.
                Что я непроизвольно попал «в резонанс» с этим общим строем современной жизни - и жизнь моя расцвела и наладилась в итоге.
                Я не мечтаю о невозможном. Но границы реального возможного необыкновенно расширились для меня за эти последние годы.
                И я глубоко убежден, что какие-то энергии мира, способные взаимодействовать с нашим сознанием, воздействуют на нашу жизнь постоянно, способны преображать нашу жизнь, когда мы находимся с ними в гармонии.
                Неужели «океан мозга» Тарковского и Лемма действительно рядом с нами?
                На самом деле может быть отчасти так и есть. Эта одушевленная и полная энерго-информационных полей  биосфера влияет на нас. И мы не  ей подчиняемся  и в своих помыслах и в своих  действиях.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



 
   
               


Рецензии