Рукопись

Встретились как-то два приятеля на улице.

- Ой, Шурик, привет! Ты какой-то невеселый. Что-то случилось? – спросил один другого.

- Привет, Петя. Да вот никак не напишу одну повесть. Показал, было, редактору, раскритиковал в пух и прах, - печально отозвался Шурик – молодой мужчина лет тридцати. Это был красивый атлетически сложенный человек с густой шевелюрой каштановых вьющихся волос и пронзительными серыми глазами, которые вдумчиво смотрели на мир. Его взгляд завораживал многих женщин. Но он оставался равнодушным к ним. Он был завзятым холостяком и не торопился связывать себя обязательствами с женщинами. Да и не встречался он с ними, лишь короткие и быстрые взгляды и короткие ничего не значащие разговоры связывали его с узким кругом женщин бывших его одноклассницами и коллегами.

- Да ну? Не может быть! – не поверил Петр. – Ты же вроде в интернете публикуешься?

- Да, публикуюсь, но и пытаюсь в разные издательства давать свои рукописи, - подтвердил Шурик. – Аудитория кстати в интернете непростая. Есть люди, которые не читают, а общения ищут. Написал тут недавно стихи о любви, так одна дама начала клеиться, домой к себе приглашать. Еле отделался.

- Ну, бывает, а что за повесть-то? – поинтересовался Петр.
 
Это был простой человек – маляр-штукатур по профессии. С Шуриком он познакомился по работе, делал в его офисе ремонт.

Петр был среднего роста, крепок сложенный, широкоплечий. Он казался бы угловатым, если бы не был проворным и скорым на руку. Его черные волосы часто обивали серебром от работы со штукатуркой и побелкой.

Да, он был порой не аккуратен по отношению к себе, но итог его работы восхищал всех, кто обращался к нему за помощью. Его красивые карие глаза пытливо смотрели на Шурика.

- Да вот в том-то все и дело. Сюжет не получается. Начал было выкладывать готовые главы в интернет, так реакция была такой, что вспоминать не хочется, - вздохнул Шурик.

- Да, а в чем дело? Может, все-таки расскажешь, - улыбнулся Петр. – Да, ладно тебе, не бойся, критиковать не буду.

- Да писал я собственно о себе, своей жизни в иносказательной форме в назидание другим. Так, что ты думаешь, сразу нашлись люди, которые начали советовать мне сходить на исповедь. Один расстарался, решил, показать себя большим знатоком православия, стал писать, что у меня вроде как недостаточно православный взгляд на мир, - вздохнул Шурик.

- Слушай, не в обиду, а ты не пиши о себе, придумай лирического героя, - отозвался Петр. – А то так и будешь мучиться от неприятных рецензентов. А еще лучше побеседуй со священником.

- Да, откуда я возьму священника? – вздохнул Шурик. – Ты же знаешь, что я в храм почти не хожу. В Бога я верю, но что мне в храме особо делать? Я не уверен, что это мне как-то поможет.

- Если хочешь, я могу дать тебе контакт своего знакомого священника, – немного подумав, сказал Петр. – Я к нему уже год хожу. Он – хороший батюшка.

- Знакомый? Где же вы познакомились-то? – скептически спросил Шурик.

- Да вот на фейсбуке нашел страницу одного храма, заинтересовался, сходил к ним один раз на концерт, а там священник был. Разговорились мы с ним, оказалось, что он занимается страницей храма на фейсбуке. Так я после концерта попросился к нему в друзья в этой социальной сети, и представь себе, он добавил меня. Оказался очень интересным человеком. Постоянно что-то пишет, цитаты разные на своей странице собирает и совсем не замкнутый, как мне думалось о священниках раньше, - живо начал рассказывать другу Петр. – С ним и пообщаться о жизни можно, и вопрос любой задать. Ни разу не было, чтобы не ответил.

- Священник говоришь, - в задумчивости проговорил Шурик. – Ну, что же давай свой контакт. Попробую пообщаться.

- Вот, пиши телефон, - обрадовался Петр и протянул другу свой телефон, на котором высветил контакт священника.

Шурик внимательно переписал в телефон номер священника и, попрощавшись с Петром, пошел по своим делам.

Две недели он думал над своим разговором с Петром, а в конце второй недели поехал на дачу освежиться, надеясь дописать там повесть.

На дворе был июль, и он был рад сменить пыльный и душный город на тихий дачный поселок, где у него был дом и небольшой сад с огородом.

Приехав туда поздно вечером, он сразу лег спать.

На следующий день рано утром Шурик без майки, в одних штанах, босиком вышел на улицу к рукомойнику.

Налив в него воды из колодца, он, быстро и энергично умывшись, вернулся в дом.
Приготовив себе на завтрак яичницу с ветчиной, он начал перечитывать начатую им повесть. Дойдя до того момента, на котором остановился, Шурик начал в задумчивости есть приготовленный завтрак. Его взгляд был отсутствующим, мысли унесли его вдаль. На душе было неспокойно.

Доев яичницу, он напился свежеприготовленного кофе и сидел, глубоко задумавшись. Из головы не шел разговор с Петром. Перед мысленным взором  вставали разные картины, но ни одна из них не затрагивала душу.

Вздохнув, Шурик потянулся к телефону.

Не торопясь, он пролистал свои контакты, остановив свой взгляд на записанном телефоне священника. С минуту он думал, в итоге решив позвонить тому.

Нажав на вызов, Шурик стал ждать ответа.

Ответили быстро.

- Алло! Я вас слушаю, - раздался приятный голос.

- Отец Василий? – уточнил Шурик.

- Да, это я, - ответил священник и спросил, - С кем я разговариваю?

- Меня зовут Александр, - немного волнуясь, сказал Шурик. – Ваш телефон мне дал Петр Ефремов.

- Александр, здравствуйте! – обрадовано проговорил священник. – Да, я в курсе. Петр говори мне, что вы позвоните.

- Да? Петр рассказывал вам обо мне? – немного напрягся Шурик.

- Не то, чтобы рассказывал, - отозвался священник. – Он сказал мне, что дал вам мой номер.

- А, понятно – успокоено вздохнул Шурик, ему не хотелось, чтобы кто-то рассказывал о его заботах и проблемах другим.

- Я долго думал перед тем, как позвонить вам, - неуверенно проговорил Шурик. Ему не хотелось вдаваться в подробности своих переживаний, но что-то в душе подталкивало к разговору.

- Мы не могли бы встретиться на следующей неделе? – наконец решился он. – Мне хотелось бы поговорить с вами, но это не телефонный разговор.

- Да, пожалуйста. Это можно сделать, когда я буду в храме. Помимо субботы и воскресенья я буду там в среду в течение всего дня, - немного подумав, сказал священник. – Вам когда удобно, Александр?

- В среду как раз! – обрадовано сказал Шурик, зная, что в выходные будут богослужения, на которые он почти не ходил и избегал в эти дни бывать в храме.

Договорившись о времени и узнав адрес храма, он закончил разговор и, облегченно вздохнув, откинулся на спинку стула.

Однако до среды почти все время прошло в сомнениях и душевных переживаниях. Повесть не писалась, предстоящий разговор волновал. На душе скреблись кошки от того, что он выбрал среду.

«Но я же свободный человек! Зачем мне эти богослужения?» – думал он, пытаясь успокоить себя, но сейчас это не действовало. Перед мысленным взором вставал образ человека в рясе с крессом на груди с упреком смотрящего на него.

«Что за наваждение!» – хватался он руками за голову и тряс ей, пытаясь избавиться от образа. Поэтому когда настал день встречи, он облегченно вздохнул.

«Сегодня я увижу реального священника, и это видение исчезнет», – подумал он.
Добравшись до храма к назначенному времени, он невольно вздрогнул, войдя в храм.
В полумраке в отдалении от входа стоял человек в рясе с крестом на груди, похожий на его видение.

С замиранием сердца Шурик приблизился  к священнику и осторожно кашлянул.
Человек повернулся к нему и улыбнулся.

Вся его фигура и выражение лица располагали к себе. Широкое скуластое лицо, веселые лазурного цвета глаза и волнистые каштановые длинные волосы и такая же длинная борода с проседью – все вызывало доверие, настраивало на дружеский лад. Шурик невольно расслабился.

- Отец Василий? – впервые за долгие дни работы над повестью улыбнулся Шурик.

- Да – в ответ улыбнулся священник. – Александр?

- Да, я, – он сам не заметил как начав разговор, просто и без утайки рассказал отцу Василию о своих заботах и тревогах.

- Что посоветуете, отец Василий? – с тревогой спросил он священника.

Немного помолчав, отец Василий с расстановкой ответил:
- Я бы не торопился бросать писать. Это вы всегда успеете сделать. Ведь у вас есть сильные, признанные людьми, произведения. А на счет того, что вы пишите о своем опыте – это правильно, но лучше взять лирического героя и писать о нем. Что касается вашего пути к вере – это достаточно личная тема, которую не стоит выносить на широкое обсуждение. Что же касается недостатка знаний о вере и православии в целом, могу посоветовать вам пройти курсы по основам православия.

При этих словах Шурик напрягся:
- Это у вас в храме?

- Необязательно. Есть онлайн-курсы, если это вам удобнее, - спокойно ответил священник, заметив напряжение мужчины.

- Да? – Шурик оживился. – Расскажите подробнее. Мне такой формат интересен.

- Я знаю два курса: «Основы православного мировоззрения» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, иначе православный интернет-курс, и курс повышения квалификации «Основы православия» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, – словоохотливо сказал отец Василий.

- Ну, на первый курс мне идти наверно поздновато по возрасту, – с сомнением сказал Шурик.

- Нет, не поздно, так как он как раз для взрослых, – улыбнулся священник.

- Это хорошо, – улыбнулся в ответ Шурик. – Полагаю, что пока разговор закончен, потому что мне надо подумать и решить, что делать. Только вопрос. Можно вам звонить и советоваться дальше?

- Если хотите и вам это нужно, то да, – при этом священник сделал широкий жест, – Добро пожаловать в мой храм!

При этих словах Шурика как прорвало, слезы потекли сами собой:
- А я в храм почти не хожу! Зачем? Что это даст? Вот скажите, чем мне это поможет?

Священник внимательно посмотрел на него:
- Обещать ничего не берусь, но всегда рад помочь вам! Приходите, когда захотите. Всегда буду рад вам.

Шурик глубоко вздохнул и набрал полную грудь воздуха:
- Ладно! Потом еще поговорит наверно, а сейчас я пойду!

Вытерев слезы, он поспешно покинул храм.

На душе стало легче, и весь оставшийся день Шурик перечитывал рукопись.

Задумавшись, он сидел в своей комнате…

Прошел месяц.

Душный и пыльный июль сменил прохладный и дождливый август.

В один из дней августа, сидевший за столом и обложившийся рукописями, Шурик решился. Широким жестом, он сбросил в мусорную корзину половину рукописей, в которых сомневался, завязал их в мусорный мешок и, собравшись, поехал с ноутбуком на дачу.

Там он сжег в печке все собранные рукописи и задумался.

Взгляд упал на ноутбук.

Он быстро включил его и начал и искать в интернете: «Патриарший центр… Основы православного мировоззрения… православный интернет-курс…»

- Нашел! – обрадовано прошептал он.

Весь остаток дня он изучал материал подготовки к курсам.

Шли дни.

Шурик увлекся изучением православных книг для поступления на курс по основам православия.

Августовский отпуск сменил сентябрь с е го заботами.

В один из будних дней Шурик решился прийти в храм отца Василия вновь.

В храме он был один, не считая женщины, продававшей свечи.

В теплом полумраке храма было спокойно и уютно.

Мерцали горевшие свечи.

В задумчивости Шурик стоял перед Распятием.

Не отрываясь, он смотрел на терновый венец.

«Что они сделали с Тобой! За что? – крутилось у него в голове. – Да ни за что ведь, а потому что они так хотели Дико!»

Он вдохнул. Внезапно сзади раздались шаги:
- Простите! Александр?

Он обернулся. Перед ним стоял отец Василий.

- Отец Василий! – улыбнулся Шурик.

- Не могли бы помочь мне? – обратился к нему священник.

- Да, а что нужно? – с готовностью отозвался мужчина.

- Помочь нужно с проводкой в подсобном помещении, а на месте сейчас уже никого нет, - горестно уточнил священник.

Вместе с ним Шурик пошел в домик около храма и помог отцу Василию наладить проводку.

- Опять проблемы, - с грустью сказал священник.

- Я мог бы переделать здесь все, - – внимательно посмотрел Шурик состояние проводки.

- Вы? Вы – специалист? – не ожидал священник.

- Не то, чтобы специалист, но дома и на даче все сам делаю. Я – инженер-электронщик по своей специальности, – уточнил Шурик и улыбнулся. А писательство – хобби.

- Нужная у вас специальность, Александр, - с уважением сказал отец Василий. Вот только тогда я заплачу вам, если вы все здесь сделаете.

- Идет, – улыбнулся Шурик.

Весь следующий месяц по вечерам он ездил в храм отец Василия и делал проводку. Пришлось все вскрывать и менять полностью.

Весь этот месяц Шурик мало отличался от своего друга Петра. Волосы по вечерам были седыми от известки и цементной пыли.

Глубоко за полночь он засиживался за ноутбуком. Ему хотелось понять суть православия, чтобы его брошенная повесть получилась.

Незаметно он сдружился с отцом Василием и стал по выходным бывать в храме на службе.

С завидным упорством Шурик штудировал духовные книги.

Он хотел попасть на православный интернет-курс, которые начинался в январе.

Новый год он впервые встретил не дома, а в храме, где служил отец Василий на ночном богослужении.

В толпе стоящих он уже не в первый раз выделял молодую девушку в стеганой куртке, шерстяной юбке и пуховом платке.

Она стояла сбоку от Шурика и щурилась, глядя на мерцающие свечи.

«Красивая!» – невольно подумал он.

Это была яркая блондинка с задумчивыми голубыми глазами. Изящная, худенькая почти как девочка, она казалась ему привлекательной.

Шурик вздохнул.

Ему никак не удавалось с ней познакомиться. По совету отца Василия он бывал пока только на литургии оглашаемых, а эта девушка оставалась на всю службу.

В этот день он немного замешкался, засмотревшись на девушку, и стал пробираться к выходу, когда запели «иже херувимы».

В этот момент девушка непонимающе посмотрела в его сторону. Ее внимание привлекло движение в храме, как ей казалось в неподходящий для этого момент.

Их глаза на минуту встретились. Они оба вздрогнули. Им на миг показалось, что они уже давно стоял вместе, но это длилось всего мгновение.

Шурик заторопился выйти из храма и, оказавшись на улице, вздохнул.

Дома он лег спать, но сон не шел. Он вспоминал взгляд девушки: такой тихий, манящий и нежный, что хотелось петь и танцевать.

Весь день после этого он не находил себе покоя. Лишь под конец дня он нашел в себе силы вернуться к делам.

Ему удалось добиться своего и поступить на православный интернет-курс, о чем он радостно в тот же день поведал по телефону отцу Василию.

После этого в одну из суббот он пришел вечером до начала службы в храм, где нашел Петра, общавшегося с понравившейся ему девушкой.

- Шурик? – обрадовался Петр. – Привет! Познакомься. Это Зоя, моя двоюродная сестра.

Шурик от неожиданности замер, устремив взгляд на девушку, а она – на него. С минуту они стояли молча.

- Зоя? – наконец решился сказать Шурик. – Очень приятно.

- И мне, – улыбнулась девушка.

В этот момент они услышали возглас отец Василия, возвещавший начало службы:
- Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Шурик счел неудобным уже ходить по храму и остался стоять рядом с Петром и Зоей.
Вся службу Шурик с Зоей украдкой переглядывались, понимая, что проскочившая между ними в новогоднюю ночь искра не  пропала.

После службы он вызвался проводить ее до дома.

Шли молча никуда не торопясь.

Падавший снег похрустывал под ногами.

Потом они долго стояли около ее подъезда, не в силах расстаться, но было поздно, и пожелав друг другу спокойной ночи и обменявшись телефонами, они разошлись.
Они стали встречаться.

Шурик рассказал ей о себе и своей ненаписанной повести, из-за которой пришел к отцу Василию, упомянув о том, что познакомил их Петр.

- Петя? – удивилась Зоя. – Значит вы давно знакомы?

- Да, Петр делал в моем офисе ремонт лет восемь назад, и мы подружились, – охотно ответил ей Шурик.

После этого объяснения, что-то неуловимо изменилось в их отношениях, до этого сдержанная Зоя стала чаще улыбаться Шурику, стала более открытой.

Шло время.

Шурик работал и учился на православных курсах, на повесть времени не оставалось. Тем более что по выходным он старался чаще бывать в храме на богослужении и  чтобы видеть Зою. Теперь они в храме стояли рядом и периодически переглядывались украдкой.

Тайком от Зои Шурик побеседовал с отцом Василием, пытаясь узнать о ней как можно больше. В ответ на расспросы священник лишь улыбнулся и кратко сказал:
- Хорошая она девушка!

Ободренный таким ответом, Шурик не стал расспрашивать больше отца Василия, а стал пытаться приглашать Зою на прогулки и поездки в театр, кино.

Девушка не  протестовала и не говорила о занятости. Только ее голубые глаза, в которых Шурик тонул, пытливо смотрели на него.

Шло время.

Морозную и снежную зиму сменила весенняя капель. Природа расцветала, расцветали новые чувства в душе Шурика.

В один из субботних дней он пришел до всенощной, договорившись с отцом Василием предварительно о встрече.

- Отец Василий, –  начал он без предисловий. – Я пришел к вас в свое время, чтобы посоветоваться, но сейчас понимаю, что готов креститься и стать полноправным членом Церкви.

Расспросив Шурика подробнее, священник сказал:
- Ну, что Александр, я благословляю вас креститься на следующей неделе.

Рассказав подробнее, что будет нужно, отец Василий благословил его.

Закончив разговор, он ушел в алтарь, готовиться к службе, а Шурик повернулся и увидел Зою. Она уже пришла в храм и стояла, глядя на него и священника.

Шурик улыбнулся и подошел к Зое.

- Здравствуй, Саша приветствовала его она. – Можно полюбопытствовать, о чем ты говорил с отцом Василием?

- Да вот мы договорились, что он крестит меня на следующей неделе, – немного скованно сказал Шурик, как зачарованный глядя на нее.

- Ой, как здорово! Ты решился и, значит, будешь оставаться на всю литургию! – обрадовалась она. – Как я рада!

Шурик хотел поделиться с ней и своими успехами на курсах, но в этот момент началась служба.

Какое-то время после этого он периодически порывался рассказать Зое о своей учебе, но никак не получалось. Не было повода.

Наконец один раз, когда он провожал Зою после всенощной, она спросила его о ненаписанной рукописи. Шурик оживился.

Он подробно рассказал ей о том, почему до сиих пор не дописал рукопись: из-за нехватки знаний о православии, упомянув о том, что учится на курсах.

Зою заинтересовала его учеба, и она попросила подробно рассказать ей об этом курсе.

В результате он полчаса около ее подъезда стоял и рассказывал ей об этом курсе.

Зоя задумалась:
- А знаешь, Саша, по-моему и мне стоит взять этот курс. Я не так много знаю о православии. Поможешь мне в этом?

Шурки воспрянул духом. Это давало ему возможность больше общаться с Зоей, и он согласился.

Теперь он стал бывать у Зои дома и очень понравился ее маме - женщине лет сорока, на которую Зоя была удивительно похожа. Такая же хрупкая и миниатюрная она вызвала неподдельное восхищение и уважение у Шурика.

- Положительный молодой человек твой Саша! – как-то сказал она дочери.

- Почему мой? – зарделась девушка в ответ.

- Да ладно, Зоенька, вы уже столько проводите времени вместе, что все итак понятно, – улыбнулась ей мама.

Зоя смолчала в ответ, но в душе понимала, что мама права. Ей очень нравился Саша и, если бы он предложил ей выйти за него замуж, она бы не отказала.

На дворе был май, когда Шурик, оканчивая православный интернет-курс, решился.

Купив изящное золотое колечко с жемчугом, он проводив Зою до дома после литургии, опустился перед ней на колено и, достав из кармана заветную коробочку сделал ей предложение.

От неожиданности Зоя расплакалась:
- Саша! Это мне? Это правда?

- Да, Зоя, я люблю теля и хотел бы чтобы отец Василий венчал нам, – ответил он осипшим от волнения голосом.

- Да-да, Саша, да! Я согласна – счастью Зои не было конца. – Пойдем к нам!

Зоина мама встретила Шурика радушно:
- Проходи-проходи, Саша! Я чай как раз приготовила.

- Нина Павловна, одну минуту, – задержал он ее. – Дело в том, что я сделал Зое предложение. Хочу и вас спросить, вы отдадите вашу дочь за меня замуж?

Зоина мама ахнула:
- Саша дорогой! Конечно!

В тот день он засиделся в гостях, а вернувшись, под влиянием эмоций взялся за рукопись.

И, о чудо, дни которые он провел, помогая Зое разобраться в основах православия, не прошли даром он за два вечера дописал рукопись.

Через неделю готовая повесть лежала на столе одного из издательств города. Написанный к ней синопсис заинтересовал главного редактора и через две недели Шурику позвонили:
- Алло, Александр? Вы написали прекрасную книгу, мы готовы взять ее по нашей программе, то есть она будет издана за наш счет.


Рецензии
Чудесный рассказ. Красивая и необычная история любви. Понравилось описание того, как главный герой пришел к вере. И про рукопись интересно.

Елизавета Герасимова 3   06.05.2022 14:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Старалась. При чем у меня был набросок, на основании которого я и написала рассказ.

Казакова Елена Валерьевна   06.05.2022 16:06   Заявить о нарушении