Духовный дефицит

     Александра-Невская лавра СПб
     Фото из интернета.
               
     Духовный дефицит, материальный дефицит.  Ещё Райкин говорил, что дефицит хоть маленький, но должен быть. Конечно, речь шла о товарах, материальном дефиците.  Его ощущали во время засухи, недорода, в голодовку Великой отечественной войны и сейчас испытывают на Украине, в других бедных странах.

     А вот духовный дефицит стал ощущаться в старости. В молодости такого ощущения не было.  Это отсутствие живого честного, доверительного общения с настоящим другом, подругой (не важно), с человеком, понимающим тебя. Ты можешь с ним говорить на любые темы, с интересом слушать Его, рассуждать, искать истину в происшедших событиях.  Ты веришь Ему, Он верит тебе. Материально ты богаче не становишься, а духовно – да!  Общение с таким человеком, другом не похоже на общение с другими людьми, будь то любимая женщина, сосед, сотрудник, случайный встречный, нет. С ним, с другом, ты беседуешь не просто словами, фразами, эмоциями, слезами. Ты с ним беседуешь своим нутром, душой, как и Он с тобой. Ты всегда ждёшь такую встречу с радостью, нетерпением, и получаешь заряд бодрости, духа от такой встречи.

     И вот наступает старость, ты остаёшься один из живущих.  Все твои, описанные выше люди, увы! оставили земной мир.  А их, таких, было немало.  Новых друзей, к сожалению, приобрести очень трудно, даже невозможно, чтобы кто-то из новых мог бы хоть на йоту заменить прежних.  Остаёшься один со своими мыслями.   Начинаешь ощущать чувство духовного дефицита, своего одиночества среди кипящей вокруг тебя жизни.

     Это чувство можно (если грубо) сравнить с ощущением человека, упёршегося ладонями в кирпичную стену округлой башни, в поисках выхода, проёма, двери. И не находящего нужную дверь.  Он чувствует своё безвыходное положение, ползя по кирпичной стене вокруг этой башни, смирившись с выпавшей на его судьбу участью, возможному концу всему, повторяющего одно слово «замуровали».  Он не в силах оглянуться за свою спину, увидеть, что он свободен, не замурован. Но не может.
Оставаясь один-на-один со своими мыслями, начинаешь искать выход из сложившегося положения. 

     Делиться своими думами не с кем.  Помимо воли, мысли направляются к церкви. Когда там бываешь (а бываешь, к сожалению, редко по всяким причинам, включая собственную лень), молча постоишь, пройдёшься вдоль икон, получаешь какое-то внутреннее удовлетворение.  Хуже тебе от посещения церкви не становится. Не важно, верующий ты, или слабо верующий, или вовсе неверующий. Эту уверенность может подтвердить каждый.
     Можно службу в церкви посмотреть по телевизору. Не надо с палкой да с головокружением топать по дороге к храму.   Но это всё-таки не то.  По телевизору ты видишь то, что тебе показывают, а не то, что хочешь увидеть. Ты не можешь ощутить ту ауру, которую источает сама церковь.  Ауру Бога. Верующие люди говорят, что в церковь они приходят не ради того, чтобы посмотреть на священнослужителей, послушать песнопения, а для общения с Богом.  (Хотя и церковные обряды общению с Богом не мешают).   

     Верующие в Бога люди не задаются вопросом, кто есть Бог, человек или нечто другое, непонятное и недоступное для разума. Именно то, что беспокоит атеистов, считающих, что Бога, как такового, нет. В защиту верующих хочется сказать: «А что есть добро, зло?  Их можно увидеть, потрогать, разобрать по частям, по косточкам?»  Нет. 
     Мы видим только проявления добра или зла в отношениях между людьми.  А самих, добра и зла, мы не видим.  Человека называют добрым, или злым по его делам, отношениям не только к другим людям, но и к животным, к Природе.

     Иногда слышим: «Злая собака». Это неправда.  Собака делает своё дело, которому её надрессировал хозяин. Хозяин и только он ответственен за действия его собаки. Или собака действует по врождённому, или приобретённому инстинкту.  Также по инстинкту действуют дикие звери. Они не добрые и не злые. Они такие, какими и должны быть, в отличие от людей. Это люди есть добрые и злые, в отличие от Бога, который ко всем добр.
     Так что не надо искать изображение Бога, Его частица есть в каждом человеке, верующем в Него и неверующем.  В церковь люди ходят пообщаться с самим Богом через Его сына Иисуса Христа. 

     Говорят, жить без веры невозможно. Каждый взрослый человек во что-то верит, кто в Бога, кто в справедливость, кто в правительство, кто во что. Оказывается, что идеалы, цели, которые люди выбирают каждый для себя, у всех разные. Мало того, они все (кроме Бога) временные, непостоянные.  Правительства меняются, понятие справедливости у разных людей своё, неодинаковое и т.д.  Остаётся непоколебимым лишь вера в абсолютное, постоянное – вера в Бога.  Она как была тысячелетия назад, так и остаётся сейчас.  Верующие люди этой вере доверяют без колебаний.

     Прочитав всё написанное, подумалось, правильно ли всё, что написано.  Имел ли автор писать подобное, или нет? Об этом могут сказать читатели (если посчитают нужным это сделать). Со своей стороны скажу, что свой духовный дефицит хотя не полностью, но восполнил, выложив назревшие мысли.
                Апр.-май 2022. 


Рецензии