Настенька

"...человекам это невозможно; Богу же всё возможно"...
Святое Благовествование от Матфея 19:26
________________________________________


Бабу Настю, что проживала в деревушке К-ы, все в округе называли "Настенька". Почему так? Скорее всего потому, что эта женщина, находившаяся в очень преклонном возрасте занималась... как бы это помягче сказать, не изменяя при этом самой сути её древнего ремесла... Скажу так: Настенька была "бабка". Бабка (мужской вариант "дед") - это персона, совмещающая привычный и обыкновенный для всех селян образ жизни с жизнью таинственной, известной обыденному человеку, в основном, по сказкам. Иначе: помимо всего, что наяву, Настенька была ещё и колдовкой.
Заведующая больницей Алла В. подошла ко мне перед обедом и с тонкой улыбочкой тонких губ сказала:
- Придётся Вам посетить Настеньку.
- Это какую?
- Да старушку, которая живёт в К-х. Вам будет удобно: доедете до К-в на рейсовом автобусе, поговорите с ней, назначите ей лечение и через пару часов сядете на следующий автобус в Опочку. По-моему это очень удобно.
- Да, двух часов на одного пациента - больше чем достаточно.
- Ну вот и "ладненько".

И вот - еду. Лечить - и кого?... "Бабку". Которая сама только и делает, что всех лечит. А признаться: давно меня подмывало познакомиться с "коллегами" по цеху. И литературы мною немало было перелопачено на сей предмет - касаемо целительства. Да и сам я занимался, и не без успеха, траволечением. А вот живого общения с представителями альтернативной службы пока как-то не случалось. Как говорят в нашем народе: "не трапилось". И вот - случай представился.

Домишко Настеньки, самый захудалый в деревне, - аккурат супротив автобусной остановки. Вышел я из автобуса и через десяток шагов был на пороге. В дверях встретила рыжеволосая настенькина внучка - молодая, но бука, почти молча.
А вот старушка была полная противоположность внучке - улыбнулась приветливо; в голосе её звучала тихая сострадательность (ко всем).
- Ну, Анастасия..., так что Вас беспокоит? - спросил я.
Она рассказала о своих симптомах. И рассказала умно. Ведь по тому, как человек рассказывает о себе, сразу ясно становится тонкому слушателю, что он собой представляет.
- Баб! Я вшла, - бросила через плечо, уходя внучка, - в автолавку.
- Хорошо, Валюша...
Я выслушал больную, написал ей рецепты, дал направление на анализы; от посещения поликлиники и специалистов она отказалась:
- Мне немножко чего-нибудь. Я ж ведь стара уже. Мне чужого века жить не надо. Поболтаюсь сколько Он отмерил.
При этом она повела старческой рукой. Я посмотрел в указанном ею направлении - в тёмном углу висела икона. Кто на иконе, что за лик, мне было не разобрать: темноват угол, да и икона настолько черна, что издали ничего на ней не различимо.
Я подошёл ближе, пригляделся. Икона, Спас, несомненно, православная церковная, века 19-го. Таких много было тогда по деревенским домам...
Тогда - это до "перестройки", с началом которой по деревням рванули хищные хапуги из больших городов в поисках "антиквариата". Кое-кому из деревенских жителей владение старинными иконами стоило и жизни. В те ж "замечательные" годы было покушение на здешнюю церковь: в ночи явились городские разбойники на авто, разломали оконную решётку (кованую, работы кузнецов 19-го века, а то и раньше...); батюшка не заробел, вышел на шумок (видать, не крепким спал сном, ибо бывало уже...). Грабители, вспугнутые его басовитым голосом, рванули к машине, пальнули пару-тройку раз наугад, но настоятель не стоял столбом и не подставлял широкую грудь - он скрылся за стволом старого дерева. А когда "братки" уселись в свой тарантас и взялись отъезжать, батюшка вышел из-за своего укрытия и метнул кирпичинкой - в их драндулет. Его бросок, несмотря на темень, был точен. Стекло рассыпалось. Батюшка звякнул в милицию, сообщил о нападении. Пояснил, что драндулет нападавших имеет заметную отметину и движется по такой-то дороге. По броской примете - выбитому стеклу - грабители были взяты той же ночью.

Время у меня ещё оставалось, я поинтересовался у "бабки" на предмет её методов.
- Мы с Вами, как я понимаю, - коллеги. Я лечу людей, и Вы тоже.
- Да, да... Это так... - посмеялась Настенька.
- Ну, наши методы всем известны, - забросил я. - А ваши... покрыты глубокой тайной. А я давно интересуюсь вопросом: как исцеляете вы...
Она посмеялась; видимо, нашла в моём наивном вопросе нечто забавное. Но смех её был такой хороший, исполненный как бы сострадания или сочувствия к ближнему. Необидный, незлой, мягкий смех... Да и вся она была приятнейшим в общении человеком, старым человеком. Я же тогда был молод, очень молод.

Она подвела меня к той самой, старой, иконе, что таилась в тёмном углу и сказала мне своим доброжелательным ласкающим голосом:
- Вот мой Главный Врач. Я к нему обращаюсь. У Него прошу - не для себя, для людей.
- И Он помогает... - сказал я.
- Когда помогает, когда и нет.

В сенях загремело. Вернулась рыжая внучка. Что-то скоро так...
- Баб! К тебе - посетители. Примешь, нет?
За окном стояло хорошего, хотя и не совсем чтобы крутого, вида авто.
- Зови, - мягко позволила Настенька.
- Нельзя ли и мне поприсутствовать? - предложил я.
- Поди, сынок, в тую комнату. Оттуль всё слыхать.

Я зашёл в заднюю комнату, прикрыл тонкую дверь. Да, акустика была та ещё. Слыхать было каждый шорох. Зашли люди, поприветствовались. Настенька встретила их всё тем же ласковым располагающим голосом и добрым - для всех - выражением лица (а другого у неё, пожалуй, и не бывало). Люди - отец с матерью - привезли дочку, у которой была некая проблема со здоровьем. Объяснили суть дела. Спросили, сможет ли Настенька им помочь. Она ответила, что да, такое лечится, в её практике были похожие случаи.
А потом настала тишина. Всё умолкло. Я понял, что начался "сеанс": все сидят по стульям, сидит и девочка, а Настенька шепчет над нею - шепчет заговор.
Это длилось довольно долго. Потом посетители засобирались, взялись рассчитываться.
Я услышал настенькин протестующий голос:
- Ой, не, не, не! Этого много... Так мног не надо. Заберите, заберите.

- Ну, "спасибо" ж ВАМ не говорят...
- Ну отчего же... "Спасибо" - хорошее слово: СПАСИ, БОЖЕ.
- До свиданья.
- Храни вас Бог.


Посетители уехали. Я пошёл на автобусную остановку. Автобус должен был подойти вот-вот. Настенька вышла со мной на порог. Мы простились с нею тепло - право, как настоящие коллеги. Такое у меня было светлое чувство.
Мы собирались ещё встретиться.
Через несколько дней мне пришёл от Настеньки привет, она передавала с землячкой, что ей стало легче от моего лечения.

Моя судьба переменилась, я уехал на учёбу, покинул те края навсегда. Прошли годы... Нет уже Настеньки на белом свете. Но навсегда в моей памяти живут её прекрасные и истинные слова, какие никогда и никто не сможет придумать просто так, ни на чём:

"Вот мой Главный Врач... К Нему обращаюсь, у Него прошу"...

7 05 2022


Рецензии