Трагедия изъятия личности
По пьесе Светланы Петрийчук.
Режиссер – Таня Вайнштейн.
Художник по костюмам – Ирина Кудрина.
Художник по свету – Денис Анисимов.
Музыка – Артём Эйкслер, Александр Иванов, Владислав Кондаков.
Продюсер-Анастасия Афанасенко
В ролях: Александр Громыко, Надежда Косовец, Анна Железинская, Ольга Бовыкина, Юлия Самкова, Валерия Маркова, Татьяна Дряблова, Елизавета Гребенникова, Мария Левунова, Александр Кошкин, Александра Плотичкина, Денис Моисейченков.
Премьера 16 Марта 2022 на сцене Театра Особняк. Санкт-Петербург
В спектакле «Финист Ясный Сокол.[Имя изъято]» Таня Вайнштейн обращается к теме трагедии человеческого одиночества, этот сложный многовековой объект познания исследуется ей в ликах нашего времени, в их индивидуальных проекциях, запечатлённых в историях реальных людей. Эти трагедии выступают в качестве сюжетообразующей основы произведения современной драматургии, которые нашли своё сценическое воплощение в спектакле, в нём они концептуально- объединены в одну плоскость, максимально раскрывающую их для нашего познания, нацеленного на исследование трагедии человеческого одиночества в реалиях нашего времени. В сюжетном пространстве спектакля эти документальные истории, компилированные в воедино и здесь эти фрагменты жизни обыкновенных людей, чьи образы всем нам хорошо знакомы и узнаваемы с первого взгляда, так как в них каждый из нас может увидеть кого-то знакомого, человека, которого из круга нашего общения. Одной из характерных особенностей этих людей заключается в их особой диспозиции в мире людей нашего времени. В нём они неприметны, люди, которые незримо существую где-то рядом в пространстве нашей жизни, в реалиях повседневной жизни, лики эти лики одиночества скрыты от всех толпой людей, чей вектор мысли и устремлений направлен на преуспевание, устремлён к успеху и достижению благополучия любой ценой.
В этом опыте исследования темы одиночества «Финист Ясный Сокол. [Имя изъято]» в гигантском массиве и безграничных глубинах познания этой темы Таня Вайнштейн фокусирует наш взгляд на его современной квинтэссенции, для изучения они использует драматургический зум –эффект. Этот приём позволяет ей экстрагировать эти истории из глубин времени из под слоёв других событий и явлений, скрывавших их от нашего взора, это позволит приблизить их для нашего познания трагедии человеческого существования в реалиях двадцать первого века. Драматургический зум эффект создаёт особую плоскость нашего познания в центре которого находятся образы и пространство жизни этих героев нашего времени, которые мы исследуем с помощью методов критического и сопоставительного анализа. Эти инструменты познания дают нам возможность изучения индивидуальных проекций трагедии человеческого одиночества в которых мы можем выделить два множества точек, в одних из них судьбы этих людей совпадаю, в других они различаются. Наше исследование их в спектакле осуществляется с помощью принципов элементарной компаративистики, которые позволяют выявить определённую закономерность, первопричины и закономерность поступков героев этой истории.
В спектакле «Финист Ясный Сокол. [Имя изъято]» сопоставительный анализ индивидуальных проекций позволяет нам увидеть в них то, что все они объединены общим паттерном, сформировавший один сценарий развития истории. Зум эффект приближает каждую их этих истории и это направляет наше познание от общего паттерна к индивидуальной проекции, к частному случаю, в котором наше внимание сосредоточено на пространстве образы и жизни каждого персонажа этой истории. Подобный приём придаёт нашему познанию форму многомерного исследования, в котором мы можем изучить и проанализировать каждую трагедии в отдельности, её предпосылки и первопричины, различные её этапы и стадии развития, определяющие её финал. Другой характерной особенностью этих историй заключается в том, что их герои подобны маленьким звёздочкам на безграничном летнем небе, на котором они вспыхивают на мгновение и исчезают в бездонных небесных глубинах, окутанных мраком ночи. В спектакле «Финист ясный сокол.[Имя изъято]», эти индивидуальные проекции одиночества в их финальной точке становятся новостными факторами, объектами первых полос СМИ и prime-time телевизионных эфиров. Причиной пристального внимания СМИ к ним заключаются в том, что они вписываются в формат информационного повода-скандала, который может привлечь внимание общественности. В реалиях нашего времени трагедии этих людей, оказавшиеся в фокусе внимания СМИ быстро исчезают, так как общественный интерес и эмоциональная волна не находит своего выхода и трагедии этих людей исчёзают в потоке других событий.
В спектакле «Финист ясный сокол. [Имя изъято]» трагедия человеческого одиночества раскрывается в историях молодых женщин, живших мечтой о простом человеческом счастье, основывающемся на ценностях и столпах человеческой жизни, домашнем очаге, муже, семье, детях etc. В реалиях времени эти общечеловеческие основы человеческой жизни оказываются недостижимы для них под сводами их дома и родной земли, там их попытки воплотить эти цели в жизнь, тщетны и бесплодны, так как эти устремления разбиваются об скалы человеческого безразличия и цинизма. В состоянии отчаяния и разочарования от окружающего их мира на их жизненном пути возникает иллюзорный образ человека-мечты, который может воплотить их мечту о простом человеческом счастье в жизнь.
Наше проникновение в глубины человеческого одиночества двадцать первого века в спектакле осуществляется форме прямого познания которое осуществляется историях, рассказанных от первого лица, внешней оболочкой для которых выступает сюжет русской народной сказки «О Финисте-ясном соколе», впервые опубликованной в сборнике сказок А.Афанасьева. В этой сюжетной конструкции образ Марьюшки (главной героини сказки) экстраполирован в пространство нашего времени, в котором его воплощение имеет множественный характер. В его многомерном пространстве находят своё воплощение индивидуальные проекции истории женщин, которые подобно героини сказки устремлены к простому человеческому счастью. Эти истории объединяет особая форма экзистенциализма доминирующим, фоном для которой является мрак безысходности, невозможности обретения простого человеческого счастья. Эта мгла, окутывающая жизни женщин, теряет свою насыщенность и однородность и начинает развеиваться в момент, когда в фокусе их внимания возникает некая личность, человек-чудотворец, с помощью которого их мечты и чаяния могут обрести реальное воплощение. Этот персонаж индивидуален в каждой истории, его внешняя оболочка –это современная проекция другого сюжетообразующего персонажа сказки Финиста- ясного сокола. В сценической Вайнштейн этот персонаж воплощён контурными линиями, он возникает из неоткуда, создаёт эффект виртуального окна возможности для Марьюшки нашего времени. Его возникновение внушает ей надежду на иллюзорную возможность вырваться из казематов безнадёжности существования, об обыкновенном человеческом счастье, которое ждёт её там, в краю далёком.
В процессе познания различных аспектов человеческого одиночества история странствий Марьюшки представляет нам уникальную возможность изучения синдром изъятия человеческой индивидуальности из пространства общественной жизни, который имеет исторические корни в прошлых столетиях и широко распространён в нашем двадцать первом веке. В историях героинь этот синдром играет определяющую роль, в начальной точке всех индивидуальных проекций историй Марьюшки мы видим, что героиня окружена виртуальной стеной, которая скрывает её от всего общества. В этой форме общественной изоляции человеческая индивидуальность не видна окружающими, она пренебрегается окружающими её людьми. Эта ситуация порождает возникновения и укоренение в сознании героини синдрома чужака – объекта, который отторгается средой обитания и окружающим миром.
Эта диспозиция индивидуальности в общественном пространстве подводит нас к пониманию синдрома изъятия, который в этих конкретный случаях можно представить в понимании, что героини этой изъяты или исключены из пространства человеческих отношений. Это чувство является главным определяющим фактором экзистенциализма Марьюшки, в котором появление полу-мифического персонажа по имени Финист-ясный сокол, разрушает замкнутость их безысходного существования. Наше изучения концепции синдрома изъятия в странствиях Марьюшки находит своё расширение на каждом этапе её истории. В её странствиях этот синдром не покидает пространство её жизни и его проекция изменяет только свою внешнюю оболочку, но его направленность и суть не претерпевает изменений. Наше изучение проекций синдрома показывает нам, что устремление Марьюшки обрести простое человеческое счастье повсеместно не принимаются людьми и общество отторгает их, так люди не видят их искренности. Стена недоверия продолжает окружать её, а общество пытается нивелировать её индивидуальность и форматировать её по собственным шаблонам нормальности. Трагедия Марьюшки заключается в её искреннем гуманизме и вере в возможность обретения счастья, ради которого она отказывается благополучной жизни и устремляется за тридевять земель в надежде встретить мифического Финиста-ясного сокола. Марьюшка искренне верит в его особую эксклюзивность в то, что только с ним, она сможет обрести счастье.
Во всех историях странствий Марьюшки Финист-ясный сокол является главным фактором влияния, который ослепляет её, определяет парадигму её существования, создаёт иллюзию шанса человеческой жизни. Влияние этого фактора определяет решение Марьюшки отказаться от всего, пренебречь здравым смыслом и опасностью и устремиться к главной цели всей её жизни. В этом эмоциональном состояния она становиться легкодоступным объектом манипуляции, целью которых превращения её в слепого и обезличенного исполнителя чужой воли, так как в своей любьви она ослеплена и жертвенна.
Финал странствий Марьюшки представляет нам возможность исследования синдрома изъятия индивидуальности в точке его абсолюта, в котором личность, устремлённая к счастью - это враг общества и системы, так как в нём понимание главных ценностей человеческой жизни диаметрально противоположны и вызывает озлорбление и антагонизм. Эта контрадикция пониманий является главной основой конфликта система vs индивидуальность, в котором соотношение сил не равны. В нём система – это большая обезличенная машина карающая и корежащая в своих шестерёнках власти любого, кто противостоит и пытается доказать своё право быть хозяином собственной жизни. В этой истории соотношение сил конфликтующих сторон определяет финал конфликта, в котором синдром изъятия достигает своей точки максимума. Он определяет финальный приговор, который система выносит героине за её попытку стать счастливой и жить не той жизней.
Таня Вайнштейн в этом сценическом воплощении истории странствий Марьюшки нашего времени предоставляет нам уникальную возможность увидеть в этих историях, отголоски трагедии своего собственного одиночества и зеркальное отражения окружающей нас мира. В нём каждый из нас в собственном желании обрести счастья противостоит цинизму окружающего мира и агрессивным шестерёнкам машины уничтожения человеческой индивидуальности.
Фрагмент спектакля «Финист ясный сокол. [Имя изъято]», его короткий разбор и анализ можно посмотреть на моём авторском Youtube канале “ Мой Не_Критический Взгляд» : https://youtu.be/uNGQ6vFWf2c
Свидетельство о публикации №222050701573