Константин Батюшков

Какою живостью стихи звучат,
хоть разделяют полтора столетья.
Не первый в славе- перекрыл Собрат,
но в языке- Предшественник соцветья!

ИЗ ИНТЕРНЕТА
................

Константин Батюшков – виднейший из поэтов XIX века, литературный критик, прозаик, переводчик.

Сегодня имя поэта Константина Батюшкова практически забыто, хотя это именно он отметил певучесть русского языка, оставил творческие наработки, воплощенные в жизнь Александром Пушкиным. Он называл русский язык суровым и упрямым, но, в то же время, сильным и выразительным. Его наработки признаны классикой, им восторгались Жуковский и Карамзин. Достаточно долго Батюшков стоял во главе движения поэтов-анакреонтистов, имел огромный вес в литературных кругах своего времени.

ДЕТСТВО

Родился Константин Батюшков 29 мая 1787 года в Вологде, но вскоре после его рождения семья переехала в родовое поместье Даниловское близ Твери. Отца звали Николай Батюшков, он был достаточно просвещенным, но неуравновешенным человеком, принадлежавшим к дворянскому роду. Его дядю, Илью Андреевича обвинили в заговоре против Екатерины II, и с тех пор весь род Батюшковых оказался в немилости у царицы. Отец был губернским прокурором, служил в судебном ведомстве. Мама будущего поэта – Александра Батюшкова (в девичестве Бердяева), занималась воспитанием детей, которых в семье родилось пятеро – четыре дочери и сын Константин.

Константин Николаевич Батюшков
Портрет Константина Батюшкова в юности
Костя рано остался без матери, ее не стало, когда ему едва исполнилось восемь лет.  Она страдала душевным расстройством, которое перешло на двух детей – самую старшую дочь Александру и самого младшего — сына Константина. После смерти матери отец отправил мальчика на обучение в петербургский пансион О.П.Жакино. В 1801 году он продолжил образование в пансионе И.А.Триполи. В 1802-м, в возрасте 16 лет молодой человек получил документ о его окончании и всерьез увлекся русской и французской литературой. С легкой руки дяди — Михаила Муравьева, Константин расширил свои познания в древнегреческом языке, полюбил античную поэзию, древние мифы, стремился воплощать в жизнь возвышенные идеалы.

Среди знакомых Батюшкова появились выдающиеся литераторы того времени – Василий Жуковский, Гавриил Державин, Петр Вяземский, Николай Карамзин, Николай Гнедич. В 1802 году Константин поступил на службу в Министерство народного просвещения, где встретил прогрессивных культурных деятелей той эпохи. Потом перешел на работу в канцелярию Московского университета, и продолжал расширять круг своих знакомых.

Константин Батюшков в молодости
Константин Батюшков в молодости
Творческая биография молодого поэта началась в 1805 году, когда Батюшков, поддавшись на уговоры друзей, публикует свои первые стихотворения. Он продолжал писать стихи, но все время мечтал служить в армии. В 1807 году поэт записывается в народное ополчение. Отец крайне негативно относился к затее сына, но Константин настоял на своем. Поэт побывал в нескольких походах, был ранен, его храбрость и героизм, проявленные на поле боя, отмечены орденами Святой Анны II и III степени.


КАРЬЕРА И ТВОРЧЕСТВО

После демобилизации из армии, Константин нашел себе работу в петербургской Публичной библиотеке. Так он зарабатывал себе на жизнь, а в свободное время продолжал писать стихи. Первая популярность пришла к поэту в 1809-м, когда он написал сатирический памфлет под названием «Видение на берегах Леты». Произведение не напечатали, оно расходилось по рукам. Молодой человек раскритиковал своих коллег-поэтов, и тем самым сумел нажить себе множество недоброжелателей. Однако стоит заметить, что у него появились и поклонники.

Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
При жизни поэта вышла всего одна его книга – «Опыты в стихах и прозе». Читатели смогли познакомиться с ней в 1817-м году. Сборник состоял из лучших стихов Батюшкова – «Мой гений», «Беседка муз», «Мои пенаты», «Тень друга». Кроме стихов в сборнике была и проза – «О лучших свойствах сердца», «Сказания о русских витязях», «Вечер у Кантемира».

Лирические произведения Батюшкова можно назвать первой яркой страницей в истории отечественной поэзии. Они отличаются возвышенностью, искренностью, гармонией форм и слов, невероятной образностью. Мало того, они написаны чистым и правильным языком. По мнению Виссариона Белинского, Батюшкова можно смело называть «предтечей Пушкина».

МОГУТ БЫТЬ ЗНАКОМЫ

Валерий Яковлевич Брюсов
Яков Петрович Полонский
Владимир Владимирович Маяковский
Максимилиан Александрович Волошин
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Отличительными чертами характера поэта были влюбчивость и впечатлительность, подробности своей личной жизни он неоднократно воплощал в своих стихах. После полученных ранений Константин находился в Риге, и в это время познакомился с дочерью купца Эмилией. Он влюбился в нее, но эти отношения быстро закончились, оставив после себя отражение в нескольких стихотворениях поэта.

Константин Николаевич Батюшков
Анна Фурман
Потом в его жизни появилась Анна Фурман, знакомство с которой стало для поэта серьезной драмой. Константин полюбил эту красивую девушку, предложил ей руку и сердце, но Анна не испытывала к нему никаких чувств. Опекуны девушки настаивали, чтобы она соглашалась, но теперь уже сам Батюшков не захотел навязывать любимой брак без любви. Осознав, что его не любят, Константин впал в уныние, которое постепенно усугублялось наследственным душевным расстройством.

Наследственная психическая болезнь приводила поэта в шок, он ужасался все более разрастающемуся внутри его «черному пятну», которое с каждым годом становилось все больше, заполняя все уголки его души.

Батюшков пытался защищаться от этой темноты, поглощавшей его. Он пришел к Богу, стал очень набожным и истинно верующим человеком. Но это не спасало, его угнетала душевная тоска и чувство абсолютной ненужности, бесполезности своего существования. Поэт даже предпринял попытку наложить на себя руки.


В 1824-м Батюшков оказался в одной из психиатрических клиник Германии. Он лечился на протяжении четырех лет, но победить недуг ему так и не удалось. Константин находился в постоянной депрессии, и единственным спасением от нее были письма, присылаемые друзьями, и стихи, которые он продолжал писать. Друзья пытались уговорить поэта не бросать свою творческую деятельность.


СМЕРТЬ

Душевная болезнь поэта не отпускала его на протяжении последних двух десятков лет перед смертью. В 1833 году Батюшков поселился у своего племянника в Вологде, закрылся от всего мира.

Константин Николаевич Батюшков
Памятник Константину Батюшкову
Умер Константин Батюшков 19 июля 1855 года от тифа. Местом упокоения выдающегося поэта стал Спасо-Прилуцкий монастырь рядом с Вологдой.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Существует мнение, что Пушкин написал свой стих «Не дай мне Бог сойти с ума» после того, как в 1830 году побывал в гостях у Батюшкова.
Поэт всегда хотел служить в армии, но после окончания Отечественной войны 1812-го, его настроение кардинально изменилось. Теперь война воспринималась им как череда разочарований и потерь. В 1814 году Батюшков отправился в Париж, и свое путешествие подробно описал в одном из писем другу.
В 1815 году Батюшков вступил в литературное общество «Арзамас».



Эпитафия (Не нужны надписи...
Не нужны надписи для камня моего,
Пишите просто здесь: он был, и нет его!



Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной*
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.

*
поэт страдал наследственным
душевным заблднапниеи



Известный откупщик Фадей
Известный откупщик Фадей
Построил богу храм... и совесть успокоил.
И впрямь! На всё цены удвоил:
Дал богу медный грош, а сотни взял рублей



Тебе ль оплакивать утрату юных дней?
Тебе ль оплакивать утрату юных дней?
Ты в красоте не изменилась
И для любви моей
От времени еще прелестнее явилась.



Я клялся боле не любить
Я клялся боле не любить
И клятвы верно не нарушу:
Велишь мне правду говорить?
И я — уже немного трушу!..



Выздоровление
Как ландыш под серпом убийственным жнеца
Склоняет голову и вянет,
Так я в болезни ждал безвременно конца
И думал: парки час настанет.



Есть наслаждение и в дикости лесов
Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.



Числа по совести не знаю
Числа по совести не знаю,
Здесь время сковано стоит,
И скука только говорит:
«Пора напиться чаю,

Явор к прохожему
Смотрите, виноград кругом как вьется!
Как любит мой полуистлевший пень!
Я некогда давал ему отрадну тень;
Завял... Но виноград со мной не расстается.

К Никите (Как я люблю...)
Как я люблю, товарищ мой.
Весны роскошной появленье
И в первый раз над муравой
Веселых жаворонков пенье.

Мои пенаты
Послание к Жуковскому и Вяземскому
Отечески Пенаты,
О пестуны мои!

Пафоса бог, Эрот прекрасный
Пафоса бог, Эрот прекрасный
На розе бабочку поймал
И, улыбаясь, у несчастной
Златые крылья оборвал.

Отъезд
Ты хочешь, горсткой фимиама
Чтоб жертвенник я твой почтил?
Для граций муза не упряма,
И я им лиру посвятил.

Ты хочешь меду, сын?- Так жала не страшись
Ты хочешь меду, сын?- Так жала не страшись;
Венца победы?- Смело к бою!
Ты перлов жаждешь?- Так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою. \

Увы, мы носим все дурачества оковы...
Увы, мы носим все дурачества оковы,
И все терять готовы
Рассудок, бренный дар небесного отца!

Любовь в челноке
Месяц плавал над рекою,
Всё спокойно! Ветерок
Вдруг повеял, и волною
Принесло ко мне челнок.

Меня преследует судьба
Меня преследует судьба,
Как будто я талант имею!
Она, известно вам, слепа;
Но я в глаза ей молвить смею:

Из подражания древним
Скалы чувствительны к свирели;
Верблюд прислушивать умеет песнь любви,
Стеня под бременем; румянее крови -
Ты видишь - розы покраснели

Эпиграмма на перевод Виргилия (Вдали от......
Вдали от храма муз и рощей Геликона
Феб мстительной рукой Сатира задавил1;
Воскрес урод и отомстил:
Друзья, он душит Аполлона!

Теперь, сего же дня
«Теперь, сего же дня,
Прощай, мой экипаж и рыжих четверня!
Лизета! ужины!.. Я с вами распрощался
Навек для мудрости святой!»
 
Надежда
Мой дух! доверенность к творцу!
Мужайся; будь в терпеньи камень.
Не он ли к лучшему концу
Меня провел сквозь бранный пламень?

Источник
Буря умолкла, и в ясной лазури
Солнце явилось на западе нам;
Мутный источник, след яростной бури,
С ревом и с шумом бежит по полям!

Кто это, так насупя брови...
Кто это, так насупя брови,
Сидит растрепанный и мрачный, как Федул?
О чудо! Это он!.. Но кто же? Наш Катулл,
Наш Вяземский, певец веселья и любови!

От стужи весь дрожу
От стужи весь дрожу,
Хоть у камина я сижу.
Под шубою лежу
И на огонь гляжу,
Я вижу тень Боброва...
Я вижу тень Боброва:
Она передо мной,
Нагая, без покрова,
С заразой и с чумой;

Переход через Рейн
Меж тем как воины вдоль идут по полям,
Завидя вдалеке твои, о, Реин, волны,
Мой конь, веселья полный,
От строя отделясь, стремится к берегам,

Ты хочешь меду, сын?- Так жала не страшись;
Ты хочешь меду, сын?- Так жала не страшись;
Венца победы?- Смело к бою!
Ты перлов жаждешь?- Так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.

Памфил забавен за столом
Памфил забавен за столом,
Хоть часто и назло рассудку;
Веселостью обязан он желудку,
А памяти — умом.

Разлука (Гусар, на саблю опираясь...)
Гусар, на саблю опираясь,
В глубокой горести стоял;
Надолго с милой разлучаясь,
Вздыхая, он сказал:

Эпиграмма на перевод Виргилия (Вдали от......
Вдали от храма муз и рощей Геликона
Феб мстительной рукой Сатира задавил;;
Воскрес урод и отомстил:

Друзья, он душит Аполлона!
Эпитафия (Не нужны надписи...)
Не нужны надписи для камня моего,
Пишите просто здесь: он был, и нет его!

Мадагаскарская песня
Как сладко спать в прохладной тени,
Пока долину зной палит
И ветер чуть в древесной сени
Дыханьем листья шевелит!


Рецензии