Дело генерала Абакумова

О Викторе Семеновиче Абакумове много написал в своем романе про Штирлица "Отчаяние" Юлиан Семенов.  Этот роман был написан во время горбачевской "перестройки", и всегда держащий нос по ветру Семенов написал его в угоду власть предержащим, которые смешали с грязью советские спецслужбы. Не только мне, многим читателям этот роман не понравился.

Но именно из этого романа узнал, как делал свою карьеру в конце 30-х годов Виктор Авакумов. Не подробно, конечно, общими словами. Ведь речь в романе шла о событиях послевоенных, когда Абакумов был уже всесильным министром МГБ - министерства государственной безопасности. Семенов был вхож в архивы КГБ, знал многое из того, что на знали обычные обыватели, но в своем романе, видимо, добавил грязи в характеристику Виктора Семеновича. Правда, написал о горячей любви министра в свой дочери - дошкольницы.

А вот о личности Абакумова на посту главы "Смерша" написал Владимир Богомолов в романе "В августе 44-го" ("Момент истины"), но там фамилия Абакумова ни разу не упоминается - все генерал-полковник и генерал-полковник. Видимо, нельзя было в те годы связывать имя опального Абакумова с успехами советской контрразведки в годы войны.  Поэтому в экранизации этого романа на киностудии "Беларусьфильм"  на роль начальника контрразведки "Смерш", впрочем, как и на роли наркома госбезопасности Меркулова и главы НКВД Берии  были подобраны совсем не похожие на реальных прототипов актеры. Да и Сталин в этом фильме не похож на реального Сталина.

А вот в сериале "Китайская шкатулка" генерал-полковник Абакумов хоть и появляется в кадре совсем ненадолго, но именно такой, каким был в жизни - статный, высокий мужчина с погонами генерал-полковника.

В 1943 году Виктор Абакумов – красавец-мужчина и любимец женщин – стал начальником только созданного Главного управления контрразведки «Смерш» и параллельно заместителем наркома обороны. Возглавлял советское военное ведомство тогда ни много ни мало сам Иосиф Виссарионович Сталин. Взлет сына чернорабочего с тремя классами образования за плечами был стремительным. На некоторое время он стал главным силовиком в стране, подвинув даже самого Берию. Столь же стремительным стало и его падение: арест, суд, расстрел.

С той поры прошло без малого семьдесят лет, а реабилитирован Виктор Абакумов так и не был. До сих пор доподлинно даже не известно место его захоронения…

Сила есть…
Виктор Абакумов – сын чернорабочего и швеи – появился на свет в 1908 году. Особые перспективы по тем временам ему не светили. Телосложением вышел – радовался отец – и то хорошо. А значит будет, чем заработать на кусок хлеба. Зарабатывать пришлось совсем скоро. Когда парню было 14 лет, отца не стало и Виктору, имевшему за плечами четыре незаконченных класса образования, пришлось с головой погрузиться в несладкие трудовые будни. Он работал санитаром, грузчиком, упаковщиком, перебивался временной работой.

Как отмечали современники, выдающимися умственными способностями Абакумов не выделялся. Поймите правильно: глупым вовсе не был, но и достаточно образования не имел. Зато мог похвастаться идеальным с точки зрения советского пролетариата происхождением. Оно и помогло молодому человеку выбиться в люди. Он пошел по партийной линии: вступил в ВЛКСМ, а потом и в ВКП (б). Работал в системе Минпромторга, откуда попал в ОГПУ-НКВД. В свои 24 года Абакумов буквально ошалел от открывшихся здесь возможностей.

В системе госбезопасности
Испытание «медными трубами», выпавшее на долю молодого оперуполномоченного, оказалось слишком тяжелым: он пошел, что называется, по наклонной. Абакумов стал использовать конспиративные квартиры для встреч с женщинами не самого тяжелого поведения, за что и поплатился. Его перевели на работу в систему ГУЛАГа, что по тем временам считалось значительным понижением. Но своего звездного часа младший лейтенант госбезопасности все же дождался.

Им стала эпоха «Большого террора». У физически крепкого и идеологически стойкого Абакумова хорошо получалось выбивать показания даже у самых проблемных подозреваемых. Неудивительно, что за несколько лет он сумел подняться по карьерной лестнице до должности замначальника отделения секретно-политического отдела. Внимание на него обратил сам Лаврентий Павлович Берия. И вскоре Виктор Абакумов стал начальником управления НКВД по Ростовской области.
Главный в «Смерше»

Берия был очень доволен успехами своего ставленника, сделав его в начале 1941 года своим заместителем. А летом 1943 года – после реформы НКВД и учреждения «Смерш» - Абакумов стал главным контрразведчиком страны. На этом посту его деятельность была блестящей. Благодаря стараниям и талантам Виктора Семеновича, «Смерш» стал самой эффективной организацией контрразведки во Второй мировой войне. Деятельность немецкой агентуры в советском тылу была полностью разгромлена. Цифры говорят сами за себя: 3500 диверсантов и свыше 6000 террористов нейтрализованы «смершевцами» за годы войны.

После Победы организацией была проведена титаническая работа по проверке освобожденных военнопленных и гражданского населения, угнанного на работу в Германию. Существует мнение, что это была еще одна эпоха тотального террора, но сухая статистика говорит об обратном. Подавляющее большинство проверяемых не подвергалось репрессиям и каким-либо наказаниям. Те же, в отношении кого возникали серьезные подозрения, подвергались более тщательной проверке. «Смерш» не был судебным органом, а потому не выносил приговоров и не приводил их в исполнении, занимаясь лишь следствием и допросами.
Опасная близость к вождю

Как начальник «Смерша» Абакумов подчинялся непосредственно Сталину. После войны он сильно сблизился с вождем народов и подвинул на этом месте самого Берию. Правда, того Сталин поставил руководить Спецкомитетом, в котором велась разработка атомного и ракетного оружия, оставив за ним лишь некоторую часть внешней разведки, занимающуюся сбором данные об атомной оружии наших бывших союзников - американцев и англичан. Став послушным исполнителем воли Сталина, Виктор Семенович постепенно утратил нюх и былую хватку, предпочитая почивать на лаврах. А большая политика подобного не прощает. В 1951 году Абакумов был арестован по обвинению в злоупотреблении служебным положением, сокрытии важных материалов, воспрепятствованию «делу врачей» и прочая, прочая, прочая.

Согласно показаниям Абакумова, по приказу Сталина им было организовано убийство Соломона Михоэлса, продвигавшего идею организации еврейской автономии в Крыму. Что в этом деле правда, а что вымысел, неизвестно до сих пор.  Но этот эпизод тоже описан в романе Семенова "Отчаяние".

Поводом стал донос от подполковника МГБ Михаила Рюмина, который и сам «метил в дамки». А ход делу дал Георгий Маленков, который «точил зуб» на Абакумова с 1946 года. Сейчас доподлинно неизвестно, что не поделили зампредседателя Совета Министров СССР и глава контрразведки. Но конфликт окончился не в пользу последнего. Павел Судоплатов в своей книге «Спецоперации» рассказывал, что Абакумова в тюрьме «ломали» по его же методам, превратив к 1953 году в изможденного инвалида. Контрразведчик не сломался и не взял на себя ни одного из предъявленных обвинений. Во многом благодаря такой стойкости многие обвиненные по «делу врачей» были амнистированы.

По иронии судьбы, Абакумов, которые все последние годы был врагом Лаврентия Берии, был включен в состав подельников Лаврентия Павловича в якобы существовавшем антигосударственном "заговоре Берии" вместе с Меркуловым, Деканозовым и другими.  Правда, его расстреляли на год позже, чем других "заговорщиков", а сам Берия был убит реальными заговорщиками, подельниками Никиты Хрущева, который как огня боялся Лаврентия Павловича Берии.


Рецензии